Введение
Глава 1 Понятие правительства Республики Беларусь, особенности его кадрового состава
Глава 2 Особенности деятельности правительства Республики Беларусь
Глава 3 Особенности полномочий правительства Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Исполнительная власть это звено, которое реализует государственную политику и определяет ее эффективность. Низкая производительность труда, коррупция, некомпетентность государственных служащих могут стать причиной дестабилизации политической системы государства. Изучение институциональной среды формирования кадрового потенциала исполнительной власти позволяет определить пути его совершенствования с учетом реалий современного мира, что необходимо для эффективной реализации политических целей, обозначенных управление.
Значительный интерес по изучаемой тематике представляют диссертационные работы, защищенные в Украине (О. Ф. Мельников, О. И. Пархоменко–Куцевил, И. И. Нынюк, В. М. Олуйко, Н. Т. Гончарук и др.) и Российской Федерации (Н. И. Пицик, Л. А. Лепихова, С. Н. Федорченко, Л. Л. Иванова, А. В. Трухачева, В. Б. Слатинов, И. В. Богатырева, О. Н. Жильцова, Н. Н. Иванникова, З. Э. Исаев и др.), так как многие аспекты развития кадрового потенциала государственной службы в этих странах носят схожий с Республикой Беларусь характер.
Наиболее системно проблемы государственной кадровой политики освещены в работах Д. Н. Бахраха, А. И. Турчинова. Вопросы стратегии и тактики формирования кадрового потенциала в органах исполнительной власти затрагивали в своих исследованиях Г. В. Атаманчук, А. А. Демин, В. А. Сулемов и другие авторы. Новые подходы к модернизации государственного управления разрабатываются в рамках неоинституциональной парадигмы. Основные представители: Р. Коуз, Д. Норт, О. Уильямсон и другие.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с полномочиями Правительства Республики Беларусь.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с полномочиями Правительства Республики Беларусь.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с полномочиями Правительства Республики Беларусь.
Цель работы образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
рассмотреть понятие Правительства Республики Беларусь, особенности его кадрового состава;
проанализировать особенности деятельности Правительства Республики Беларусь;
определить электронное Правительство Республики Беларусь.
К методам, используемым в ходе проводимого исследования, следует отнести:
методы анализа и синтеза;
методы индукции и дедукции;
формально-юридический метод;
сравнительно-правовой метод.
Глава 1 Понятие правительства Республики Беларусь, особенности его кадрового состава
Исследование проводилось в рамках неоинституционального подхода в политологии как наиболее подходящего для реализации стоящих перед автором задач. С точки зрения неоинституционализма государственная служба интерпретируется, во-первых, как институт государственного управления, во-вторых, как политико-административный институт, в-третьих, как совокупность «правил игры» и ограничительных рамок, определяющих задачи, статус и закономерности официального поведения работников аппарата, их отношения друг с другом, с непосредственным руководством и политическими руководителями государственных органов, а также с гражданами и организациями [3, с.11].
Такое понимание дает возможность вполне определенно сформулировать предметную область анализа изучаемого общественно-политического явления с точки зрения политологии. В рамках исследования предметом является институциональная среда формирования кадрового потенциала органов исполнительной власти Республики Беларусь. Следовательно, неоинституциональная методология предполагает рассмотрение процесса формирования кадрового потенциала как с точки зрения формальных норм и ограничительных рамок, так и норм, имеющих неформальный характер.
При формировании схемы исследования автор использовал «активистский подход», предложенный российским социологом В. В. Радаевым [4]. Это означает, что институты рассматриваются как «отправная точка рассуждения», а основной единицей анализа являются «действия» как внутренне значимая деятельность, ориентированная на действия других. В связи с этим основное внимание автора уделяется локальному порядку формирования кадрового потенциала исполнительной власти как неотъемлемой части институтов государственной кадровой политики и государственной службы Республики Беларусь.
С момента обретения независимости в стране ведется постоянная работа по формированию и совершенствованию законодательной базы в сфере государственной службы и государственной кадровой политики, которая определяет процессы изменения формальной составляющей институциональной среды для формирования кадрового потенциала. исполнительная власть. В то же время признание и понимание институционализации неформальных практик является важным шагом на пути к совершенствованию актуальных процессов формирования кадрового потенциала исполнительной власти.
В состав Правительства Республики Беларусь входят:
Работой Правительства руководит Премьер-министр, который назначается на эту должность Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей.
Глава 2 Особенности деятельности правительства Республики Беларусь
Правительство Республики Беларусь обладает следующими полномочиями:
обеспечивает проведение единой финансовой политики;
в соответствии с бюджетным законодательством Республики Беларусь ежегодно представляет на рассмотрение Президенту Республики Беларусь проекты законов о республиканском бюджете на очередной финансовый год и об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год;
ежегодно рассматривает и представляет Президенту Республики Беларусь проекты законодательных актов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год;
осуществляет регулирование внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь;
обеспечивает привлечение, использование и погашение внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь;
выступает от имени Республики Беларусь при предоставлении государственных гарантий Республики Беларусь;
определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов;
разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по осуществлению кадровой политики, направленной на создание необходимого резерва высококвалифицированных руководящих работников системы подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов, содействует обеспечению их подготовки и повышения квалификации;
координирует и контролирует деятельность подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов по осуществлению кадровой политики;
участвует в формировании кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь;
утверждает кадровый реестр Совета Министров Республики Беларусь;
принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Глава 3 Особенности полномочий правительства Республики Беларусь
Так, в экономической сфере Правительство Республики Беларусь обладает следующими полномочиями:
обеспечивает проведение единой экономической политики;
регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь и принимает меры по их развитию;
определяет приоритетные виды деятельности (секторы экономики) для осуществления инвестиций, порядок заключения, изменения, расторжения и государственной регистрации инвестиционных договоров с Республикой Беларусь;
обеспечивает проведение единой государственной политики, в том числе в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов, в сфере инвестиций;
принимает меры по обеспечению Республики Беларусь энергетическими и материальными ресурсами;
устанавливает меры государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
обеспечивает разработку и реализацию государственного прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных программ;
совершенствует экономический механизм содействия ускорению научно-технического прогресса, повышения технического уровня и качества продукции, создания высокоэффективных, экологически безопасных технологий;
выступает от имени собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать республиканские юридические лица;
содействует интеграции экономики Республики Беларусь и экономики других государств с учетом интересов Республики Беларусь, вносит соответствующие предложения Президенту Республики Беларусь и в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;
осуществляет государственное регулирование внешнеторговой деятельности, разработку программ развития внешнеторговой деятельности;
обеспечивает противодействие монополистической деятельности и развитие добросовестной конкуренции;
проводит государственную политику в области защиты прав потребителей;
обеспечивает экономическую самостоятельность Республики Беларусь.
Исходя из основных подходов к пониманию государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) в качестве одного из его участников применительно к Республике Беларусь может выступать государство и (или) его административно-территориальные единицы. В ГЧП данные участники именуются государственным партнером [13].
Заключение
Таким образом, на основании проведенного исследования автор пришел к следующим выводам.
Для повышения эффективности и устойчивости политической власти в стране субъектам государственной кадровой политики предлагается осуществлять плановые и системные действия по совершенствованию институциональной среды формирования кадрового потенциала исполнительной власти с учетом ее особенностей и противоречий развития, путем внедрения новых институтов и управляемой трансформации действующих. Опираясь на основные положения «теории институциональных матриц», совершенствование институциональной среды формирования кадрового потенциала исполнительной власти Республики Беларусь, с учетом преобладания в ней базовых институтов институциональной матрицы «восточного» типа, следует проводить путем внедрения дополнительных институтов характерных для институциональной матрицы «западного типа» (децентрализованного политического устройства и идеологии основывающейся преимущественно на принципах приоритетности индивидуальных ценностей над общественными) с учетом сохранения институционального баланса.
Также для совершенствования институциональной среды формирования кадрового потенциала исполнительной власти Республики Беларусь предлагается: определить порядок внедрения новых и изменения действующих институтов формирования кадрового потенциала; разработать и использовать при реализации кадровой политики в органах исполнительной власти организационно–институциональные механизмы мотивации соблюдения нормативных институциональных установок; оценку качества и плотности институциональной среды осуществлять методом мониторинга; совершенствовать системы мотивации институциональных изменений; развивать институты управления карьерой работников органов исполнительной власти; кадровые службы трансформировать в мощные организационные и аналитические центры; систему дополнительного образования госслужащих ориентировать на развитие способности применять управленческие и политические технологии, внедрение практико–ориентированных форм обучения, формирование проектной культуры представителей государственной власти; использование компетентностного подхода в организации оценки и подготовки руководящих работников различных уровней государственного управления.
1. Административное право : учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – 2-е изд., изм. и доп. – М. : Норма, 2005. – 800 с.
2. Сукало, В.О. Судебная практика: значение и методика обобщения и изучения / В.О. Сукало // Судебная практика в контексте принципов законности и права : сб. науч. тр. / редкол. В.М. Хомич (гл. ред.) [и др.]. – Минск : Тесей, 2006. – С. 4–10.
3. О Совете Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., № 424-З // КонсультантПлюс. Беларусь. Технология Проф. / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
4. Стрыгина, И.А. Участие Правительства РФ в законотворческом процессе как актуальная тема отрасли конституционного права / И.А. Стрыгина // Актуальные проблемы права : материалы Междунар. науч. конф., Москва, ноябрь 2011 г. – М. : Полиграф. партнер, 2011. – С. 47–49.
5. Участие [Малый академический словарь, Толковый словарь Кузнецова, Толковый словарь Ожегова] [Электронный ресурс] // Энциклопедии и словари. – Режим доступа : http://enc-dic.com/ozhegov/ Uchastie-37425.html.
6. Влияние [Толковый словарь Кузнецова, Толковый словарь Ожегова, Толковый словарь Ушакова] [Электронный ресурс] // Энциклопедии и словари. – Режим доступа : http://enc-dic.com/academic/ Vlijanie-54141.html.
7. Шувалов, И.И. Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе : дис. канд. юрид. наук : 12.00.02 / И.И. Шувалов. – М., 2003. – 189 с.
8. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Беларусь. Технология Проф. / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
9. Zhigalko E.V. Forms of influence of the government on legislative process in the Republic of Belarus (P. 15–19)
10. Рекомендации «круглого стола», состоявшегося 16 мая 2007 года в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь в целях определения единых подходов к решению проблем, возникающих в нормотворческой деятельности [Электронный ресурс] // Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. – 2014. – Режим доступа : http://www. center.gov.by/article64.html.
11. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З // КонсультантПлюс. Беларусь. Технология Проф. / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
12. Об основах административных процедур [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 28 окт. 2008 г., № 433-З // КонсультантПлюс. Беларусь. Технология Проф. / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
13. Куницкая, О . М . Понятие государственно-частного партнерства: основные подходы к определению // Вестн. Высш. Хоз. Суда Респ. Беларусь. 2011. № 2. С. 162, 163.
14. Проект Закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/invpolicy/gov-priv-partnership/Proekt-Zakona-o-GCHP
15. Манько, Н . Н . Исследование специфики отношений собственности в проектах государственно-частного партнерства // Российское предпринимательство. 2012. № 11 (209). С. 17,18.
16. Шевченко, А. П. Инвестиционные договоры с иностранным инвестором в праве Республики Беларусь : дис. канд. юрид. наук : 12.00.03. Минск, 2012. С. 31, 33, 34.
17. Веселкова, Е . О некоторых аспектах инвестиционных договоров // Хозяйство и право. 2012. № 7. С. 83.
18. Бакиновская, О.А. Пособие по инвестиционному праву // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.
19. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции : Закон Респ. Беларусь, 12 дек. 2013 г., № 94-З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.
20. О некоторых вопросах открытого акционерного общества «Белгипс» : Указ Президента Респ. Беларусь, 16 янв. 2014 г., № 34 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.