ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 2 РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема обеспечения безопасности граждан при пребывании их в общественных местах остается достаточно актуальной, особенно в период подготовки и проведения выборов различного уровня. Внедрение в жизнь новых технологий по обеспечению безопасности нахождения граждан в общественных местах, оптимизация деятельности полиции в данном направлении требует изучения общественного мнения по данному вопросу, что позволит провести определенную корректировку деятельности правоохранительных органов в данном направлении.
На сегодняшний день такой механизм во многом уже создан. Законодательно закреплены административно-правовые средства и методы защиты избирательных прав граждан и обеспечения правопорядка и общественной безопасности в период проведения избирательных кампаний. Министерство внутренних дел выступает одним из субъектов обеспечения правопорядка и общественного порядка в период подготовки и проведения избирательных кампаний.
Органы внутренних дел активно противодействуют угрозам и вызовам, которые возникают в период проведения выборов. Целесообразно классифицировать те противоправные устремления, с которыми приходится бороться сотрудникам органов внутренних дел во время избирательных кампаний.
Обеспечение общественной безопасности имеет целью предупреждение, предотвращение и устранение явлений и опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с соотношением законности и правопорядка.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с соотношением законности и правопорядка.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с соотношением законности и правопорядка в деятельности правоохранительных органов.
Глава 1 Законность, правопорядок, общественный порядок: понятие и содержание
Общественный порядок — сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, регулируемых действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами.
Законность — политико-правовой или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.
Правопорядок — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности.
Осуществление мер по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности выражается в деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений и иных антиобщественных действий, в привлечении виновных к ответственности; в содействии компетентным органам и организациям в создании нормальных безопасных условий для общения людей и в удовлетворении ими духовных потребностей; в обеспечении гарантий для осуществления субъективных прав и выполнения обязанностей гражданами; в действиях, направленных на ликвидацию вредных последствий, вызванных нарушением правил и норм общественной безопасности, и др.
Сложный комплексный характер сферы общественного порядка и сферы общественной безопасности обусловливает необходимость существования различных способов их охраны.
Административно-правовая охрана общественного порядка и обеспечения общественной безопасности осуществляется посредством применения мер нормотворческого и организационного характера, мер административного воздействия по предупреждению и пресечению правонарушений в указанных сферах и применения к нарушителям административных наказаний. Административная деятельность органов внутренних дел составляет одно из важнейших направлений обеспечения общественного порядка и безопасности, обстановки спокойствия в общественных местах, охраны личности, ее прав и свобод, защиты законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, предупреждения и пресечения противоправных действий и, как справедливо указывает Н.Д. Кочеткова, применения к нарушителям мер административно-процессуального обеспечения и административного наказания [9, с.104].
Глава 2 Роль органов внутренних дел в обеспечении законности и правопорядка
Роль органов внутренних дел в обеспечении законности и правопорядка определяется, прежде всего, особенностями реализуемой ими правоохранительной функции, а также спецификой возложенных на них государством задач, обусловленных рассмотренными выше юридическими гарантиями законности. К числу таких задач, в первую очередь, следует отнести:
1. обеспечение личной безопасности граждан;
2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3. раскрытие преступлений;
4. охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
5. оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.
В целях реализации правоохранительной функции, обеспечения законности и правопорядка ОВД осуществляют ряд мер, которые являются юридическими гарантиями законности и правопорядка. К числу таких мер следует отнести:
1. Меры выявления (обнаружения) нарушений законности и правопорядка;
2. Меры по предупреждению нарушений законности и правопорядка;
3. Меры по пресечению нарушений законности и правопорядка;
4. Меры по защите и восстановлению нарушенных прав, по устранению последствий правонарушений;
5. Меры по привлечению к юридической ответственности нарушителей законности и правопорядка;
6. Меры процессуального характера.
Кроме того, следует отметить участие органов внутренних дел в реализации организационных гарантий законности и правопорядка. К ним относятся мероприятия организационного характера, обеспечивающие состояние законности и правопорядка. К числу таких мер относится, например, кадровая работа, образование в системе МВД специальных подразделений по борьбе с коррупцией и т.д. [11, c. 23]
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Известный советский ученый-административист профессор А.Е. Лунев выделял следующие формы и методы обеспечения законности: контрольно-надзорная деятельность Советов народных депутатов; деятельность органов прокурорского надзора; судебный контроль; арбитражный контроль; партийный контроль; государственный контроль; внутриведомственный контроль, общественный контроль.
В своих трудах по административному праву профессор С.С. Бородин придерживался следующей классификации видов контроля: контроль, осуществляемый Президентом; контроль органов законодательной (представительной) власти за деятельностью органов исполнительной власти; контроль органов судебной власти за деятельностью органов исполнительной власти; контроль, осуществляемый органами исполнительной власти [3, c.146]. Профессор В.С. Четвериков к этой классификации добавляет общественный контроль [4, c.179]. Российский ученый в области административного права профессор Д.Н. Бахрах придерживается следующей классификации видов контроля: президентский контроль; парламентский контроль; деятельность Уполномоченного по правам человека; контроль органов исполнительной власти; судебный контроль [5, c.90].
На современном этапе целесообразно в первую очередь делить способы обеспечения законности на контроль и надзор. Контроль, в свою очередь, делится на контроль государственный и общественный. Государственный контроль в зависимости от уровней его осуществления включает: контроль внутриведомственный; контроль внешний (вневедомственный); контроль межведомственный (взаимный контроль ветвей власти). Надзор в зависимости от осуществляющих его систем предлагаем разделить на судебный контроль (надзор), надзор органов прокуратуры, административный надзор (контроль).
1. Александров, Н. Г. Вопросы организации правопорядка в российском обществе / Н. Г. Александров. – М., 2010. – С. 44.
2. Бахтияров, К. Оперативно-режимные службы: обеспечение выполнения поставленных задач / К. Бахтияров // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2009. – № 3. – С. 15.
3. Стручков, Н. А. Курс исправительно-трудового права: пробелы Особенной части / Н. А. Стручков. – М., 1985. – С. 146-148.
4. Шлыков, В. В. Охрана труда осужденных в системе мер безопасности исправительных учреждений / В. В. Шлыков // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний: м-териалы науч.-практ. семин. памяти Н. А. Стручкова. Рязань: Академия ФСИН России, 2011. – С. 179.
5. Скаков, А. Б. Прогрессивная система исполнения лишения свободы и ее отражение в новом законодательстве Республики Казахстан / А. Б. Скаков. – Алматы, 2011. – С. 89-90.
6. Общая теория государства и права: В 2 т. / под ред. М.Н. Марченко. – М., 2001.
7. Шершеневич, Г. Ф. Общая теория права / Г.Ф. Шершеневич. – 2004.
8. Юносов, А.А. Правопорядок, общественный порядок и права человека / А.А. Юносов. – Вестник ЮУрГУ – №4. – 2007. – 30 с.
9. Филимонов, В.Д. Государство и право / В.Д. Филимонов // Государство и право. – 2013. – № 1. – С. 102–108.
10. Стешенко, Л.А. Адвокатура в Российской Федерации / Л.А. Стешенко. – М., 2016. – 666 с.
11. Працко, Г.С. Порядок общества. Генезис общества и концепта в политико-правовой теории / Г.С. Працко. – Ростов – на-Дону, 2004. – 524 с.
12. Працко, Г.С. Порядок общества: теоретико – правовые основания / Г. С. Працко. – Ростов – на-Дону, 2016. – 513 с.
13. Еропкин, М.И. Управление в области охраны общественного порядка / М.И. Еропкин. – М., 1965. – 315 с.
14. Загородников, Н.И. Общественный порядок и пути его укрепления / Н.И. Загородников // Советское государство и право. – 1970. – № 10. – С. 15-17.
15. Маракулин, Д.А. Общественный порядок как правовая категория / Д.А. Маракулин // Алтайский юридический вестник. – 2013. – № 2. – С. 20-22.
16. Маракулин, Д.А. К вопросу о сущности общественного порядка / Д.А. Маракулин // Актуальные проблемы российского права. – 2009. – № 4. – С.25-26.
17. Базовая величина в Беларуси с 1 января 2017 г. // Сайт ЗАКОНиПРАВО.hav.by. – Режим доступа: http:// zakonipravo.hav.by/bazovaya-velichina-v-belarusi-s-1-yanvarya-2017.
18. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 21 апреля 2003 г. № 194-З. – Режим доступа: http://kodeksy.by/koap.
19. Конституции Республики Беларусь: принята 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Режим доступа: http://www.pravo.by/pravovayainformatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/.
20. Массовки // Форум о заработке на съёмках и промоакциях. – Режим доступа: https://massovki.net/viewforum. php?f=12&sid=2b659539b700ab5d2f305458d49eb3af.