ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
2 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯТИВНЫХ И ОХРАНИТЕЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 ФОРМА, СОДЕРЖАНИЕ И СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Любые общественные отношения преобразуются под регулирующим воздействием соответствующих норм права, то есть приобретают правовую форму – становятся правовыми отношениями.
Все правовые отношения органически связаны с правом. Право – это особый государственный регулятор общественных отношений. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму.
Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественных отношений, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Некоторые юристы-учёные административное право называют правом «управления».
«Управление» существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, управленческие отношения, связанные с финансовыми, финансовое право. Поэтому необходимо уточнить, что административное право регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права Республики Беларусь.
В процессе становления Республики Беларусь демократичным правовым государством сущность административного права расширяется. Административное право теперь отвечает за реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.
Актуальность данной темы различные авторы по своему трактуют понятие административного права.
Поэтому целью данной работы является подробное исследование вопроса об понятии административного права и раскрытие их содержания посредством логической операции определения. Достижение поставленной цели возможно путем постановки задач и последующего их разрешения.
1 Понятие, виды и основные черты административно-правовых нарушений
Административно-правовые отношения это урегулированные административно-правовой нормой управленческие отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, установленными данной юридической нормой [15].
Основные черты:
1) это властные отношения, т. е. они обусловлены неравенством участников отношений;
2) это результаты опосредования управленческих отношений административно-правовыми нормами;
3) для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;
4) возникают в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти;
5) могут возникать по инициативе любой из сторон, согласие второй стороны необязательно;
6) споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном (административном) порядке;
7) при нарушении требований административно-правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед государством;
8) по своей сути – организационные, т. е. направлены на организацию совместной деятельности людей и их коллективов.
Структура - элементы:
Субъект административно-правовых отношений – участник административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями. Можно выделить следующие виды субъектов: физические лица (граждане), государственные органы и их структурные подразделения, государственные служащие, общественные (некоммерческие) объединения, предприятия, учреждения, организации и др.
Объекты административно-правовых отношений – то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение. Виды объектов: предметы материального мира (земля, леса, деньги и т. п.), продукты духовного творчества (произведения искусства, литературы, кино и др.), личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т. п.), поведение участников правоотношений (выражается в действиях и бездействии), результаты поведения участников правоотношений (последствия, к которым привело то или иное действие или бездействие).
2 Особенности регулятивных и охранительных административно-правовых отношений, складывающихся в уголовно-исполнительной деятельности
Регулятивные и охранительные правоотношения в уголовно-исполнительной деятельности (основание классификации — функции права). Регулятивные правоотношения — это правомерное поведение субъектов, т.е. поведение, возникающее на основе норм права и им строго соответствующее. Такие правоотношения в уголовно-исполнительной деятельности и составляют суть правопорядка, их подавляющее большинство, в их существовании и развитии заинтересовано общество. Имущественные, трудовые, семейно-брачные, государственно-правовые и иные правоотношения, возникающие на законных основаниях, — это все регулятивные отношения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов как реакция общества, государства, других граждан на такое поведение. Цель правоохранительных правоотношений — защита существующего в обществе нормального порядка отношений, наказание правонарушителя. В рамках охранительных отношений ответчик возмещает причиненный его действиями материальный ущерб, на правонарушителя налагается штраф, преступник привлекается к уголовной ответственности, осужденный отбывает наказание в местах лишения свободы и т.д. Целиком охранительной отраслью является уголовное право, но охранительные отношения возникают и на основе предписаний других отраслей права, включая конституционное право. Если, например, Верховный Совет России на основании заключения Конституционного Суда отменяет Указ Президента республики, то происходит это в рамках именно охранительных правоотношений в уголовно-исполнительной деятельности.
В делении правоотношений в уголовно-исполнительной деятельности по отраслевой принадлежности большое значение имеет разграничение материально-правовых и процессуальных правоотношений. Материально-правовые отношения возникают на основе норм материального права. Их содержание — права и обязанности, составляющие предмет интересов субъектов права, т.е. существо юридического дела: гражданско-правовые, государственно-правовые, административно-правовые и другие материально-правовые отношения. Процессуальные правоотношения в уголовно-исполнительной деятельности возникают на базе процессуальных норм и производны(вторичны) от материально-правовых отношений. Они предусматривают процедуру осуществления прав и обязанностей субъектов, порядок разрешения юридического дела: гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные, административно-процессуальные и другие процессуальные правоотношения [5].
3 Форма, содержание и субъекты административно-правовых отношений уголовно-исполнительной деятельности
Предпосылки административно-правовых отношений – совокупность условий и обстоятельств, без которых административно-правовые отношения не могут возникнуть.
В состав предпосылок входят: административно-правовая норма, административная правосубъектность и юридический факт.
Среди элементов административно-правовых отношений можно назвать субъекты административно-правовых отношений, объекты административно-правовых отношений, содержание административно-правовых отношений.
Субъект административно-правовых отношений – участник административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.
Можно выделить следующие виды субъектов: физические лица (граждане), государственные органы и их структурные подразделения, государственные служащие, общественные (некоммерческие) объединения, предприятия, учреждения, организации и др.
Объекты административно-правовых отношений – то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение. Виды объектов: предметы материального мира (земля, леса, деньги и т. п.), продукты духовного творчества (произведения искусства, литературы, кино и др.), личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т. п.), поведение участников правоотношений в уголовно-исполнительной деятельности (выражается в действиях и бездействии), результаты поведения участников правоотношений в уголовно-исполнительной деятельности (последствия, к которым привело то или иное действие или бездействие).
Содержание административно-правовых отношений – совокупность прав и обязанностей участников административно-правовых отношений.
Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с которым административно-правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.
Заключение
К счастью, в этих проблемах задействован серьезный научный потенциал, мудро используется опыт работы как ближнего, так и дальнего зарубежья, широко обсуждаются фундаментальные акты. Результаты этих действий, безусловно, повлияют на совершенствование законодательства и, самое главное, состояние правоохранительных органов в Республике Беларусь.
Конституционное право как отрасль права является ведущей отраслью права, представляющей собой совокупность правовых норм, определяющих основы правового статуса личности, определяющих систему государственной власти и устанавливающих основные нормы взаимоотношений личности, общества. и состояние.
Кроме того, конституционное право также может рассматриваться как наука и учебная дисциплина.
Отдельным вопросом, необходимым, на мой взгляд, к рассмотрению здесь следует отнести институт, связывающий конституцию, органы государственной власти и граждан – институт обращений граждан и юридических лиц.
Право граждан обращаться в государственные органы очень сложно и многогранно; тем не менее, необходимо дать научное объяснение сложившейся практике осуществления закона.
Термин «обращение», согласно пояснительному словарю С. И. Ожегова, означает вызов, речь или запрос, адресованные кому-то или людям.
Существуют разные точки зрения на суть права обращаться.
Ряд авторов рассматривает канал обратной связи между гражданами и государством как определяющий аспект права на обращение.
И. А. Третьяков, Ю. В. Хрумалова, М. Михайловский, придерживаются точки зрения, которая указывает, что для государства в лице властей обращения граждан являются наиболее важным источником информации, необходимой для качественного и своевременного ответа по потребностям общества, эффективному способу общения с населением, удовлетворению воли и интересов личности. Это обеспечивает проверку соответствия между характером и содержанием государственного влияния на общественные отношения, с одной стороны, и общественной практикой с другой.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
2. Коренев, А. П. Административное право России / А. П. Коренев. – М. : Научная мысль, 2007. – 255 с.
3. Крамник, А. Н. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь / А. Н. Крамник. – Минск : Амалфея, 2015. – 223 с.
4. Куракова, А. П. Административное право : учебно-методический комплекс / Т. В. Телятицкая, А. П. Куракова. – Минск : Издательство МИУ, 2014. – 300 с.
5. Лазарев, Б. М. Содержательная логика доказывания / Б. М. Лазарев. – М. : Наука, 2010. – 250 с.
6. Манохин, В. М. Административное право / В. М. Манохин. – М. : Наука, 2010. – 378 с.
7. Матерная, П. Логика ситуаций / П. Матерная. – М. : Наука, 2010. – 200 с.
8. Мах, И. И. Административное право : курс лекций / И. И. Мах. – Минск : Амалфея, 2014. – 639 с.
9. Ноздрачев, А. Ф. Административное право России / А. Ф. Ноздрачев. – М. : Юрист, 2009. – 278 с.
10. О дорожном движении [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2008 г., № 313-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.07.2016 г. № 397-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
11. О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 5 мая 1998 г., № 141-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24.12.2015 г. № 331-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
12. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.07.2009 г. № 31-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
13. Об обращениях граждан и юридических лиц [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 18 июл. 2011 г., № 300-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2015 г. № 306-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
14. Об участии граждан в охране правопорядка [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 26 июн. 2003 г., № 214-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2014 г. № 122-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
15. Овсянко, Д. М. Административный процесс в России / Д. М. Овсянко. – М. : Юриспруденция, 2010. – 300 с.
16. Одарченко, А. Н. Вопросы административного права / А. Н. Одарченко. – М. : Наука, 1999. – 200 с.
17. Орловская, Е. Понятие в логике / Е. Орловская. – М. : Научная мысль, 2003. – 178 с.
18. Павляк, З. Логические операции в логике / З. Павляк. – М. : Логос, 2002. – 300 с.
19. Рябцев, Л. М. Административное право: учебное пособие / Л. М. Рябцев. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2014. – 367 с.
20. Севрюгин, В. Е. Административное право и административный процесс / В. Е. Севрюгин. – М. : Наука, 2010. – 378 с.