ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Идеи зарождения обучения на расстоянии с развитием техники и интернета
1.1 История создания и развития персонального компьютера
1.2 История создания сети Интернет
1.3 Дистанционное образование: история становления и развития
1.4 Выводы по главе
ГЛАВА 2 Подходы в обучении иностранному языку
2.1 Понятие «подход» в методике преподавания иностранных языков. Методы обучения
2.2 Современные подходы к обучению иностранным языкам
2.3 Применение подходов и методов в обучении языку на расстоянии
2.4 Выводы по главе
ГЛАВА 3 Дистанционное обучение иностранному языку, его достоинства и недостатки
3.1 Понятие дистанционного обучения иностранным языкам
3.2 Достоинства дистанционного обучения
3.3 Недостатки дистанционного обучения
3.4 Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день Интернет широко используется как источник получения различных знаний, и происходит это через интернет-порталы, странички экспертов, форумы, блоги, аналитические статьи. Еще много лет тому назад люди не могли даже представить, что смогут получать информацию благодаря использованию интернета, и насколько, посредством этого, упроститься процесс получения знаний. В условиях ограниченности временного ресурса возможность получать знания посредством компьютера и Интернета является огромным преимуществом человечества.
C появлением различных Интернет-ресурсов возник интерес к различным методам дистанционного обучения. Учащимся уже нет острой необходимости тратить время для того, чтобы добраться к месту учёбы, а сам материал может изучаться в любое удобное время. В современном мире организационные и педагогические возможности дистанционного обучения можно реализовать посредством всех доступных телекоммуникационных сервисов, таких как электронная почта, электронные журналы, чат, WEB-конференции и т. п. Сейчас можно встретить большое количество разнообразных продуктов, предназначенных для организации такого сервиса. На рынке программных продуктов существует большое количество программ для дистанционного обучения. В связи с этим встает проблема выбора программного продукта по определенным критериям и для определенного образовательного учреждения. Все это вышесказанное определяет актуальность выбранной темы.
Объектом исследования данной курсовой является система дистанционного обучения иностранным языкам, а её предметом – методы и подходы обучению иностранного языка на расстоянии.
ГЛАВА 1 Идеи зарождения обучения на расстоянии с развитием техники и интернета
1.1 История создания и развития персонального компьютера
По мере своего развития человеческое общество постепенно овладевало информацией. С возникновением и массовым распространением компьютеров человечество получило мощное средство для эффективного использования информационных ресурсов. Компьютеры существуют давно, однако не так давно их начали использовать в сфере образования.
Сама идея создания искусственного интеллекта появилась давно, но только в 20 столетии её воплотили в жизнь. Современные вычислительные машины представляют одно из самых основных достижений человечества, влияние которого на развитие научно-технического прогресса трудно переоценить. Сегодня компьютер стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. И совершенно естественно желание людей знать его историю и имена его создателей, хотя бы иметь общее представление о нем.
Первые компьютеры выглядели очень громоздко и иногда занимали целые помещения. Они работали исключительно на дорогостоящих электронных лампах. Отсюда вытекает и их название – ламповые компьютеры. Изобретение транзистора в 1948 году дало толчок к уменьшению размеров компьютера[7,с.9].
В 1965 году была выпущена первая модель одного из самых распространенных компьютеров того времени PDP-8. Он пользовался довольно большой коммерческой популярностью. Однако габариты его все еще оставались огромные. К тому моменту изобрели интегральные схемы, что позволило еще уменьшить размеры компьютерной техники.
В 1971 был выпущен первый четырехбитный микропроцессор Intel-4004. Этот процессор считается первым в истории доступным однокристальным микропроцессором. В 1973 году на свет появился первый восьмибитный микропроцессор Intel-8008. Он был во многом схож с Intel-4004.
ГЛАВА 2 Подходы в обучении иностранному языку
2.1 Понятие «подход» в методике преподавания иностранных языков. Методы обучения
Подход к обучению является значимой категорией в методике, которая дает представление о взглядах исследователя языка и преподающего язык, как на сам язык, так и на способы овладения им. Подход, как элемент системы обучения языку, выступает в качестве самой общей лингводидактической основы овладения языком и дает представление об избранной стратегии знаний, которая служит основанием для выбора методов и приемов обучения[16,c.98].
Подход в обучении опирается: а) на соответствующую теорию языка (лингвистические основы обучения) и б) теорию обучения/учения (дидактические основы обучения).
Термин «подход к обучению» представил английский методист А. Энтони (1963) для обозначения исходных положений, которыми «пользуется исследователь относительно природы языка и способов овладения им».
В отечественной методике принято различать три компонента, определяющие подход к обучению: лингвистические, дидактические и психолингвистические основы обучения [23, c.65]. Исходя из этого, говорят о подходе к обучению в узком и широком смысле. Подход в широком смысле объединяет все вышеназванные компоненты. Это направление в обучении, опирающееся на данные всех наук, базисных для методик. Подход в обучении в узком смысле предполагает опору на один из его компонентов и позволяет выделить лингвистический, дидактический, методический и психологический подходы.
Если говорить о методах обучения, то в методической литературе эта проблема остается фактически нерешенной. До настоящего времени среди исследователей нет единого мнения в определении методических систем. Одни авторы выделяют грамматико-переводный, сознательно-сопоставительный и прямой методы, другие – грамматико-переводный, прямой, аудиовизуальный, программированный, традиционный, активный и т.д [23, c.79].
ГЛАВА 3 Дистанционное обучение иностранному языку, его достоинства и недостатки
3.1 Понятие дистанционного обучения иностранным языкам
За все свое существование методика обучения иностранным языкам претерпевала существенные изменения и находилась в поисках оптимальных путей для формирования эффективного направления в выработке форм и методов обучения. Сейчас можно утверждать, что началось образование комплексного метода, который вобрал в себя лучшие элементы разных методик, не исключая и метод дистанционного обучения иностранным языкам.
Методика обучению дистанционно является одной из самых молодых методик. В области обучения иностранным языкам до недавнего времени эта форма так широко не применялась [2, c.89]. Однако поиски методов обучения иностранным языкам на расстоянии велись давно. Со временем расширялось использование телевидения, видеозаписи, а с появлением интернета эти возможности значительно расширились. Одним из самых значимых, является тот факт, что с появлением такой формы обучения у людей появилась возможность изучать иностранный язык, если ранее они такой возможности не имели, по причине отсутствия учебных учреждений, педагогов, техники. Следует также отметить и оперативную передачу информации на любые расстояния. Большое преимущество перед другими формами обучения - гибкий график занятий. Эта форма обучения расширяет возможности доступа к источникам информации, передачи ее на расстоянии, накопления и хранения информации, организации и участия в различных интерактивных телекоммуникационных проектах, непосредственном общении с носителями языка и с преподавателями на расстоянии. Говоря о методике дистанционного обучения, прежде всего, следует начать с содержательной и методологической части программы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научно-технический прогресс и стремительный ритм жизни не только способствуют, но и заставляют современного человека овладевать многими требуемыми навыками и умениями посредством компьютера и Интернета. Развитие науки, техники, общества в целом поставило систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. По мере того, как развивался и совершенствовался компьютер, процесс информатизации иноязычного образования приобретал довольно таки устойчивую динамику, выражающуюся в стремлении шире использовать компьютер в учебном процессе, что предоставило уникальную возможность проведения новой формы занятий - дистанционной.
Проанализировав материалы научно-педагогической литературы по теме дистанционного обучения мы определили, что в современной педагогике существуют различные подходы к обучению иностранного языка, а также пониманию дистанционного образования и обучения. В рамках данной работы под дистанционным обучением понимается форма получения образования с помощью информационно-коммуникационных технологий, при которой преподаватель и учащийся имеют пространственную и/или временную удаленность, участвуют в учебном процессе по созданию образовательных продуктов в совместной развивающей деятельности. Мы также определили, что педагогическими основами дистанционного обучения выступают следующие: в центре процесса обучения находится активная самостоятельная познавательная деятельность обучающегося. Однако, в то же время дистанционное обучение, будучи индивидуализированным, не должно исключать возможности коммуникации с преподавателем и с другими партнерами, сотрудничества в процессе различной познавательной и творческой деятельности. Оно позволяет в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход к обучению, при котором учащийся выступает как личность, готовая к непрерывному процессу образования и совершенствования.
1. Арутюнова Н.Д. Функции язык. Русский язык: энциклопедия/ Н.Д. Арутюнова. – М., 1979. с. 385-386
2. Белоножко М.Л., Абрамовский А.Л. Развитие дистанционного высшего образования в мире на современном этапе // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). С. 88-90.
3. Гальскова Н.Д. Лингводидактика: учебное пособие / Н.Д. Гальскова. – М.: ИИУ МГОУ, 2014. – 242 с.
4. Горявский Ю. Назад в будущее // Мир Internet. – 2001. – №10.- 35 с.
5. Дигина О.Л. Влияние лингвокульторологического подхода на формирование межкультурной коммуникации в обучении иностранному языку//Lingua mobilis №4 (18), 2009. с.99-105.
6. Кожевникова Т. В. Взаимодействие в дистанционном обучении иностранным языкам. Обучение иностранному языку как коммуникативному взаимодействию (неязыковые вузы)/Т.В. Кожевникова. — М., 1999. — с.105–110
7. Лувишис И., Зарубин Ю., Мазо Б. Коротко об истории развития компьютеров. // Компьютер Пресс - 1996 - N5.
8. Ляховицкий, М. В. Методика преподавания иностранных языков : [Учеб. пособие для филол. спец. вузов] / М. В. Ляховицкий. — М.: Высш. Школа, 1981. - 159 с.;
9. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы, перспективы / Е.И. Машбиц. — М.: Знание, 1986. – 88 с.
10. Петькова Ю.Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны Моос // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 3. – С. 199-204;
11. Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. -2010. -№5. -С. 7-12.
12. Поздняков В.А. Электронное обучение в современных условиях: цели и технологии //Образование в современном мире: сборник научных статей / под ред. Ю. Г. Голуба. Саратов, 2014. Вып. 9. с. 87-94.
13. Полат, Е.С. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Е.С. Полат. — М.. ВЛАДОС, 1998. –191 с.
14. Полат Е. С. Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. - 2010. -№7. –с. 29-34.
15. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку /Г.В. Рогова. — М.: Просвещение, 2000. – 224 с.
16. Руденко-Моргун, О. И. Компьютерные технологии как новая форма обучения/ О.И. Руденко-Моргун // Иностр.языки в школе. –2008.-№7-15-1
17. Современные теории и методы обучения иностранным языкам. Материалы второй международно-практической конференции «Языки народов мира и мир языка». – М.: Экзамен, 2006– 381 с. 18. Соколов С.В., Коротаева Н.Л. К вопросу об особенностях организации дистанционного обучения иностранному языку в целях профессиональной коммуникации // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-7.
19. Сысоев, П. В. Интегративное обучение грамматике: исследование на материале английского языка / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 6. – С. 25-31.
20. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева и др. — М.: Академия, 2004. 416 с.
21. Topuk. Откуда взялся Интернет // Хакер. – 2000. – №25. – С. 20–23
22. Шафрин Ю.А. «Основы компьютерной технологии». Учебное пособие/ Ю.В Шафрин. — М.: АБФ, 1997. – 882 с.
23. Щерба Л. В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики: учеб. пособие. 3-е изд-е / Л.В. Щерба. — М.: Академия, 2003. 160 с.
24. Щукин А.Н. Методы и технологии обучения иностранным языкам / А.Н. Щукин. — М.: Издательство ИКАР, 2014 – 240 с.
25. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам / А. Н. Щукин. — М.: Филоматис, 2004. – 416 с.