Введение
Правосудие – один из важнейших процессов, происходящих в государстве. В государстве, где действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, правосудие, осуществляемое в рамках судебной ветви власти, работает на основании принципов.
Принципы правосудия – общие положения, которые отражают его природу, при этом, они являются полностью объективными, как, собственно, и само правосудие.
Белорусское законодательство в анализируемой сфере до настоящего времени имеет проблемы совмещенного правового регулирования, вытекающие из отраженных в этом законодательстве представлений отдельных ученых и практиков – специалистов в области трудового права. Проблемы связаны как с разделением административного и трудового начал в основных законодательных актах, касающихся государственной службы, так и с частым использованием в них отсылок к законодательству о труде. Подобные подходы совершенно не применимы в отношении регламентации таких видов службы, как судейская, прокурорская, военизированные разновидности службы, ввиду их отличной от обычной трудовой деятельности природы.
Однако очевидно, что в самих принципах, в том числе и правосудия, существует субъективный аспект. Это обусловлено тем, что принципы правосудия, как и само государство, сформировано человеком. Помимо этого, принципы правосудия закрепляются в нормативных правовых актах государства.
Если говорить о социальных функциях судебной власти, то, в первую очередь, следует сказать о Конституционном Суде Республики Беларусь.
Несомненным достоинством работы Конституционного Суда Республики Беларусь является сравнительно-правовой анализ европейского опыта аналогичных органов.
В своей деятельности Конституционный Суд учитывает накопленный богатый позитивный опыт других государств в области защиты прав и свобод, необходимость создания гарантий и эффективного механизма обеспечения и реализации, позитивной поддержки со стороны государства, его непосредственного участии в создании необходимых условий и программ по защите и реализации прав и свобод, опираясь на принципы социальной справедливости и соразмерности с учетом возможного материально-финансового потенциала и приоритетных направлений национальной программы развития государства.
Социально-ориентированная политика, проводимая государством, накладывает особую ответственность на решения, принимаемые Конституционным Судом.
Глава 1 Понятие и природа судебной власти
Важно определить сущность анализируемого правового явления, которое вытекает из значения, которое вводится в его название. Таким образом, концепция «государственной службы» этимологически восходит к понятиям «служба» и «состояние». Служба – это особый вид человеческой деятельности, основанный на служении, верности, преданности, необходимости «делать что-то для кого-то другого, исполнять чью-то волю, приказы, работать в пользу чего-то» [16, с. 957], т. е. услуга, общественно полезная деятельность, осуществляемая в интересах одного, нескольких или многих членов общества. Она является неотъемлемой частью любой социальной организации, разделение которой на два типа: государственное и негосударственное, позволяет, соответственно, разделить службу на государственную и негосударственную.
В свою очередь, концепция государственной службы также неоднозначна. Ее можно рассматривать довольно широко, как любую деятельность на благо государства, в том числе и работу в негосударственных организациях, но осуществляемую в ее интересах и направленную на реализацию ее функций (например, работу врачей, учителей, частные организации, частные нотариусы). Такой подход можно найти, например, в трудах Н. М. Коркунова, Н. К. Нелидова: «Любая деятельность на благо общества является государственной службой» [3, с. 399], поскольку «каждое общество, которое имеет свой собственный независимый государственный принцип, является государством» [4, с. 137].
Более узкое понимание государственной службы рассматривать ее как деятельность в любой государственной организации, которая не связана с производительным трудом (работники государственных организаций, предприятий, учреждений). Возможность такого подхода к государственной службе была отмечена некоторыми академическими административистами [5, с. 7; 6]. А.Н. Крамник в этом смысле называет службу службой в государственном секторе [7, с. 241-244, 249].
Концепция государственной службы может иметь еще более ограниченное значение. В самом узком смысле государственная служба рассматривается как деятельность в специальных государственных организациях, государственных учреждениях, определенных государством. Это понимание разделяют большинство современных ученых, анализирующих действующее законодательство. Таким образом, сущность государственной службы вытекает из ее назначения, представленной ответом на вопрос: «Кому я должен служить?».
Глава 2 Конституционные основы организации судебной власти в РБ и принципы правосудия
Законодательство Республики Беларусь об организации правосудия отличается своей широтой, а также множеством актов, регулирующих такую деятельность.
Так, основным нормативным правовым актом здесь является Конституция Республики Беларусь. Абсолютно любой закон, вне зависимости от того, принадлежит он к нормативным правовым актам, регулирующим правосудие или нет должен соответствовать конституции нашего государства, так как она обладает высшей юридической силой, а также прямым действием на территории нашего государства. [1]
Именно конституционным регулированием подвергаются многие аспекты, касающиеся организации, а также деятельности суда в Республике Беларусь.
Так, статья 6 данного акта говорит о том, что власть в нашем государстве делится на:
- законодательную;
- исполнительную;
- судебную.
Глава же 6 Конституции Республики Беларусь конкретизирует положения о судоустройстве. Наличие таких положений в Основном законе говорит об особой важности их для законодателя, а также для государства и общества в целом. [1]
Так, в данной главе закреплены положения, касающиеся:
- принципов построения судебной системы;
- принадлежности судебной власти суду;
- принципам правосудия;
- конституционному контролю.
Даже глава 3, посвященная Президенту Республики Беларусь указывает на правовые нормы, которые определяют порядок, касающийся формирования судейского корпуса.
Рассмотрев Основной закон Республики Беларусь, а также особенности урегулирования в нем судоустройства обратимся теперь к отраслевым нормативным правовым актам нашего государства о суде, а также о правосудии.
К таким актам следует отнести акты в виде:
- законов;
- декретов Президента;
- указов Президента;
- постановлений Совета Министров;
- ведомственных нормативных правовых актов;
- нормативных правовых актов, изданных профессиональными объединениями юристов.
Глава 3 Социальные функции судебной власти
Поскольку приоритет в определении социально-экономических путей и способов развития государства и общества принадлежит Парламенту, Совету Министров, органам управления, опирающимся в осуществлении своей компетенции как на Конституцию Республики Беларусь и конституционные законы, так и на принцип целесообразности и усмотрения, в свою очередь Конституционный Суд должен быть беспристрастным в политико-экономической сфере, но компетентным и объективным, осуществляя свою основную, главную функцию – контроль за конституционностью нормативных актов [12, с. 136].
Судебную власть в Республике Беларусь осуществляют суды.
И если с правовыми её основаниями определиться достаточно легко, то социальное назначение, социальная роль суда требует отдельной характеристики.
С этой целью, дабы охарактеризовать наиболее общие социальные основания судебной деятельности, и предпринята настоящая работа.
Для достижения цели необходимо будет решить несколько задач: дать понятие власти, прояснить её происхождение (по субъекту), выделить сущностные свойства судебной власти и объяснить, как, исходя из них и самого существа власти, проявляется её социальное назначение
Под властью в наиболее общем смысле можно понимать способность и возможность одного субъекта социальных отношений подчинять себе волю и поведение другого субъекта в личных интересах или интересах третьих лиц. Более детальное определение власти даёт Современный экономический словарь:
«Власть форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия. Сущностью власти являются отношения руководства и подчинения»[6].
Суд, исходя из этих дефиниций, являясь органом власти, выступает властвующим субъектом по отношении как к другим органам государственной власти, так и к обществу и отдельным гражданам.
Однако его способность властвовать строго ограничена: в качестве властвующего субъекта суд выступает только при отправлении правосудия; иные сферы проявления судебной власти в демократическом государстве не допускаются.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Республикой Беларусь принято довольно-таки большое количество международных актов, касающихся организации правосудия. Это обусловлено также тем фактом, что наше государство обеспечивает приоритет общепризнанных принципов международного права, а также соответствие им законодательства.
Очевидный факт общественного содержания государственной службы, вытекающий из его конституционных основ и требующий прямого правового регулирования специальным законодательством, основанным на административном праве, не всегда поддерживается учеными и отражается в практике законотворчества. В частности, ряд ученых-экспертов в области трудового права, осознающих растущее значение государственной службы в обществе, пытаются перенести акцент в своем трудовом правовом регулировании, подтвердив тем самым тезис о том, что это частный интерес. В своих идеях они полагаются на законодательство советской эпохи, когда не было единого закона о государственной службе и административном праве, в качестве предмета исследования использовались только военные и полувоенные службы, а все другие виды деятельности регулировались трудовым правом. Несмотря на живучесть таких аргументов, они не очень хорошо вписываются в существующую реальность.
2. Помимо прочего, существует огромное количество нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления правосудия в государстве. К ним относятся в том числе:
- собственно Конституция Республики Беларусь;
- кодексы (Кодекс о судоустройстве и статусе судей [3], Гражданский процессуальный кодекс [2], Хозяйственный процессуальный кодекс [6], Уголовно-процессуальный кодекс, Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях [4]);
- различные законы, а также подзаконные акты.
Существует вопрос о характере такого акта: правовой он или нет. Научное сообщество говорит о том, что, так как данный акт был принят представительным законодательным органом, то дискуссия здесь не уместна: акт правовой. Наиболее полно истолковали данный акт И.И. Мартинович и М.И. Пастухов в своей работе «Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Суд присяжных и другие нововведения в законодательстве о судоустройстве».
3. Деятельность государства в сфере правосудия обеспечивается в том числе и принципами. Основными здесь принципами являются многочисленные конституционные, обеспечение которых гарантировано Конституцией Республики Беларусь.
1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г., № 2875-ХІІ (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г., в ред. Решения Республиканского референдума от 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2004. - № 188. - 1/6032.
2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 11 янв. 1999 г., №238-З : принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г., одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.01.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей [Электронный ресурс] : 29 июня 2006 г., №139-З : принят Палатой представителей 31 мая 2006 г., одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.12.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
4. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 20 дек. 2006 г., №194-З : принят Палатой представителей 09 нояб. 2006 г., одобр. Советом Респ. 01 дек. 2006 г. .: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.01.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 16 июля 1999 г., №295-З : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г., одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. .: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.01.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 15 дек. 1998 г., №219-З : принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г., одобр. Советом Респ. 26 нояб. 1998 г. .: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
7. Концепция судебно-правовой реформы [Электронный ресурс] : прил. к постановлению Верх. Совета Респ. Беларусь, 23 апр. 1992 г., № 1611-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
8. О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь, 29 нояб. 2013 г., № 6 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
9. Белорусское законодательство о суде, прокуратуре, адвокатуре и органах охраны общественного порядка (1919-1991) / сост. В.Н. Бибило. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2011. - 464 с.
10. Богданов, Е.В. Проблемы теории и практики реализации судебной власти в форме правосудия / Е.В. Богданов. – Минск : Право и экономика, 2002. - 105 с.
11. Василевич, Г.А. Конституционное правосудие на защите прав и свобод человека / Г.А. Василевич. – Минск : Право и экономика, 2003. - 256 с.
12. Василевич, Г.А. Источники белорусского права / Г.А. Василевич. – Минск : Тесей, 2005. - 136 с.
13. Василевич, Г.А. Развитие конституционного контроля - объективная закономерность становления правового государства / Г.А. Василевич // Юстиция Беларуси. - 2002. - № 7. - С. 3-5.
14. Витрук, Н.В. Конституционное правосудие. Судебно- конституционное право и процесс: учеб. пособие / Н.В. Витрук. - М. : Юристъ, 2005. - 528 с.
15. Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы: Учебник / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. - Москва: Изд-во «Зерцало». - 2007. - 440 с.
16. Лукашенко, А.Г. Правосудие для всех // Юстиция Беларуси. - 2008. - №4.- С . 5-11.
17. Мартинович, И.И. Укрепление и развитие конституционных основ (начал) судебной власти - гарантия эффективности судебной системы / И.И. Мартинович // Юстиция Беларуси. - 2008. - № 7. - С. 12-16.
18. Судоустройство: Учебник / А.А. Данилевич [и др.]; под ред. А.А. Данилевича, И.И. Мартинович. - 2-ое изд., перераб. и дополн. – Минск : Амалфея, 2010. - 464 с.
19. Судебная власть / И.Л. Петрухин [и др.]; под ред. И.Л. Петрухина. - М. : ООО «ТК Велби», 2003. - 720 с.
20. Сукало, В. Белорусское правосудие: пути совершенствования и развития / В. Сукало // Судовы веснік. - 2011. - № 4. - С. 7-9.