Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы переживания 30-летного возраста
1.1 Понятие и сущность кризиса 30-летнего возраста
1.2 Модели поведения мужчин и женщин при прохождении кризиса 30 лет
Глава 2. Психодиагностическое исследование переживания 30-летного возраста мужчинами и женщинами
2.1 Методики исследования переживания 30-летного возраста мужчинами и женщинами
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в психологической науке идет интенсивный поиск путей и возможностей, способствующих устойчивости личности к многочисленным жизненным проблемам и трудностям, сохранению психологического здоровье и успешного развития, адаптации, как к социальным, так и к личностным трансформациям и кризисам.
Сегодня одной из важнейших задач психологической науки является построение модели жизненного пути личности. Однако если относительно особенностей развития личности ребенка накоплен огромный фактический материал, то данных, касающихся особенностей развития личности в периоды взрослости, существует еще очень немного. До сих пор ведутся дискуссии по поводу оснований для выделения периодов и возрастных границ развития взрослых.
Многие авторы, рассматривая периодизацию жизни зрелого человека, пишут о наличии в ней возрастных кризисов (переходных периодов). В процессе переходных кризисных периодов человек совершает важную духовную работу и приходит к пониманию того, что ему необходимо изменить в себе самом, чтобы строить дальнейшую жизнь на реальной основе.
Личностные кризисы – это психические состояния, которые, являются целостной характеристикой психической деятельности на определенном отрезке времени, показывающей своеобразие протекающих психических процессов в зависимости от отраженных предметов и явлений, предшествующих состояний и свойств личности. В психологических теориях категория «возрастной кризис» является одной из составляющих понятия «личностный кризис» и связывается с различными характеристиками психического развития человека.
Возраст 30 лет относится к продолжительному периоду онтогенеза - зрелости. Период зрелости является периодом максимального расцвета личности, высшим моментом проявления духовных сил в процессе самоактуализации личности. Но различия в поведении человека определяют не только биологические, но и социальные характеристики, которые очень тесно переплетены между собой.
Подходя к рубежу 30 лет, большинство людей переживает кризисное состояние. У людей изменяется представление о своей жизни, часто даже разрушается прежний образ жизни. «Кризис тридцати лет» – условное название. Это состояние может наступить и раньше, и позднее, ощущение кризисного состояния может наступать на протяжении жизненного пути неоднократно, так как процесс развития идет по спирали, не останавливаясь.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ 30-ЛЕТНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и сущность кризиса 30-летнего возраста
Проблематика возрастных кризисов в онтогенезе является актуальной, чрезвычайно интересной и в то же время недостаточно разработанной в теоретическом и экспериментальном плане. Само понятие «возрастной кризис» является одним из наименее четко определенных, и часто не имеет законченной формы. Тем не менее, термин широко употребляется и среди психологов, и среди педагогов.
Впервые гипотеза прохождения определенных сложных этапов развития человека была оформлена и представлена в работах Э. Эриксона. В данной теории акцентируются социальные аспекты развития, оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения. По мнению Э. Эриксона, «человек на протяжении жизни переживает восемь психологических кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определят возможность последующего расцвета личности» [13, с. 218].
Периоды возрастных кризисов представляют интерес, поскольку отличаются специфическими особенностями процесса психического развития (наличие резких изменений в психике, обострение противоречий, негативный характер развития и т. д.). Суть возрастных кризисов заключается в изменении системы связей человека с окружающей действительностью и его отношения к ней, в смене ведущей деятельности. В отличие от кризисов невротического или травматического типа, они относятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального поступательного хода психического развития. В период возрастных кризисов резко изменяется эмоциональный фон, появляются элементы депрессивной симптоматики, выраженной тревожности, напряженности, снижения работоспособности, дезадаптированности и т. д. По мнению Б.А. Ясько и Л.В. Тхагалижокова, «все это является следствием рассогласования в системе самопрогнозирования, уровня притязаний личности: человек не может обеспечивать продуктивное выполнение индивидуальных программ. Реализация этих программ начинает требовать огромных энергетических усилий» [20, с. 77].
Возрастные кризисы неизбежно возникают на протяжении жизни человека. Это критические периоды, во время которых происходит важная духовная работа, выявляются противоречия между тем, кем является личность на самом деле и кем она хотела стать, что имеет человек, и что он хотел бы изменить. Такая переоценка ценностей, критический пересмотр жизни и своего «Я» может проявляться в разных возрастах. «Но наиболее ярко эти процессы происходят в период примерно с 28 до 32 лет и имеют условное обозначение как «кризис тридцатилетних» [12, с. 45].
ГЛАВА 2. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ 30-ЛЕТНОГО ВОЗРАСТА МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ
2.1 Методики исследования переживания 30-летного возраста мужчинами и женщинами
Цель эмпирического исследования: выявить особенности переживания 30-летного возраста мужчинами и женщинами с разным семейным статусом.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение уровня тревожности, особенностей смысложизненных ориентаций, уровня депрессии.
3) анализ и интерпретация полученных результатов.
База исследования: в исследовании принимали участие 15 мужчин и 15 женщин. В целях исследования особенностей переживания 30-летнего возраста в зависимости от семейного положения. Выборка была сформирована следующим образом:
- респондент имеет семью и детей – 5 мужчин и 5 женщин;
- респондент имеет семью, но не имеет детей – 5 мужчин и 5 женщин;
- респондент не имеет ни семьи, ни детей – 5 мужчин и 5 женщин.
Методики исследования.
1. Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (Приложение 1).
Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Инструкция: Прочтите внимательно предложенные утверждения и зачеркните цифру в правой графе в зависимости о того, как вы себя чувствуете в данный момент. Не стоит долго задумываться над ответами.
Обработка результатов: Для того чтобы подсчитать сумму баллов, необходимо воспользоваться ключом к методике оценки тревожности. Порядковым номерам выбранных альтернатив по каждому из номеров суждений в ключе соответствует определенное количество баллов. Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой из шкал (ситуационной тревожности и личностной тревожности). Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности для данного испытуемого. При анализе результатов тревожности надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования было понятие и сущность кризиса 30-летнего возраста. Было отмечено, что проблематика возрастных кризисов в онтогенезе является актуальной, чрезвычайно интересной и в то же время недостаточно разработанной в теоретическом и экспериментальном плане. В этот период у человека наблюдаются качественные изменения, связанные с глубоким осознанием собственного «Я» и своего места в обществе. Также человек стремится с одной стороны к кардинальным изменениям внешних сторон жизни (семья, работа), с другой – к спокойствию и умиротворению. Данный период является переходным и связан с определенными сложностями. Необходимо внимательно отнестись к себе, чтобы избежать негативных проявлений в форме депрессивных состояний и замыкания в себе.
В ходе исследования были рассмотрены модели поведения мужчин и женщин при прохождении кризиса 30 лет. Было отмечено, что существует несколько поведенческих моделей. Охарактеризованы поведенческие модели мужчин: «неустойчивые», «замкнутые», «вундеркинды», «те, кто никогда не женятся», «воспитатели», «скрытые дети», «интеграторы». Охарактеризованы поведенческие модели женщин: «заботливые», «или-или», «интеграторы», «женщины, которые никогда не выходят замуж», «неустойчивые». Каждая из рассмотренных моделей имеет свои психологические и социальные характеристики, от которых во многом зависят особенности прохождения кризиса 30-летнего возраста. Для некоторых мужчин и женщин данный период может проходить особенно остро, с возникновением тяжелых психологических состояний, которые иногда провоцируют болезни нервно-психического характера. Для других людей кризис середины жизни может ощущаться менее болезненно. Однако, неоспоримым является тот факт, что каждый человек в той или иной мере сталкивается с кризисом середины жизни, который может наступить и раньше и позже 30 лет.
В ходе работы было проведено исследование особенностей переживания 30-летного возраста мужчинами и женщинами с разным семейным статусом.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение уровня тревожности, особенностей смысложизненных ориентаций, уровня депрессии.
3) анализ и интерпретация полученных результатов.
1. Абакумова, И.В. Системно-структурный анализ теорий психологических трансформаций личности / И.В. Абакумова, Е.Н. Рядинская, В.М. Голубова // Российский психологический журнал. – 2017. – №14(1). – С. 10-24.
2. Ананьева, Н.А. Проблема механизмов изменения системы личности клиента в психологическом консультировании / Н.А. Ананьева // Консультативная психология и психотерапия. – 2016. – № 5. – С. 44-53.
3. Васильева, О.С. Сравнительный анализ субъективной картины мира взрослых мужчин и женщин / О.С. Васильева, Н.М. Грачева // Российский психологический журнал. – 2015. – №12(4). – С. 87-99.
4. Волченков, В.С. Переживание смысла жизни как критерий личностного развития в ранней взрослости / В.С. Волченков // Психологический журнал. – 2012. – № 1-2(31-32). – С. 35-41.
5. Гвоздецкая, В.К. Психологические особенности и поддержка взрослых в ситуациях нормативного кризиса взрослости / В.К. Гвоздецкая // Журнал по психологии. – 2016. – № 6A. – С. 5-20.
6. Глозман, Ж.М. Жизненный опыт как потенциал успешного старения / Ж.М. Глозман, В.А. Наумов // Российский психологический журнал. – 2018. – №5(3). – С. 25-51.
7. Гудзовская, А.А. О компонентах личностной зрелости / А.А. Гудзовская, В.В. Шпунтова // Российский психологический журнал. – 2016. – №13(2). – С. 36-46.
8. Иваницкий, А.В. Жизненная стратегия как основа выбора стратегий преодоления сложных ситуаций на этапе зрелости // Психологическая наука и образование. – 2017. – №7. – С. 172-180.
9. Кара Ж.Ю. О соотношении понятий: смысложизненные ориентации, смысложизненные стратегии и смысложизненная концепция личности / Ж.Ю. Кара, Л.Ю. Круталева // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2014. – №1.– С. 111–116.
10. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы.: справ. практ. психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2004. – 896 с.
11. Осипова, А.А. К вопросу о стратегиях преодоления психологических барьеров / А.А. Осипова, М.В. Прокопенко // Российский психологический журнал. – 2014. – №11(4). – С. 38-54.
12. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб. заведений / К.Н. Поливанова. – М.: Academia, 2000. – 180 с.
13. Психология зрелости: учеб. пособ. по возрастной психологии / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский дом БАХРАХ, 2003. – 768 с.
14. Ращупкина, Ю.В. Процессуальные характеристики жизненных выборов учащихся мужчин и женщин в зависимости от выраженности личностной зрелости / Ю.В. Ращупкина // Российский психологический журнал. – 2015. – №12(2). – С. 67-74.
15. Степаненко, А.В.О взаимосвязи компонентов модели психического взрослых и личностных особенностей / А.В. Степаненко // Экспериментальная психология. – 2018. – №10. – С. 18-29.
16. Столярская, Е.В. Взаимосвязь удовлетворенности браком и уровня самоактуализации личности супругов на разных этапах жизненного цикла семьи / Е.В. Столярская, О.Г. Жук. – 2017. – № 1(25). – С. 41-46.
17. Урываев В. А. Трансформации личности как многоаспектная проблема / В.А. Урываева, Б.В. Бойчук // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика. – 2013. – №2 (2). – С. 112-127.
18. Широкоступова, А.О. Эмоциональная устойчивость как психологический феномен / А.О. Широкоступова // Журнал по психологии. – 2016. – № 4. – С. 45-52.
19. Шихи, Г. Возрастные кризисы, степени личностного роста / Г. Шихи. – СПб.: Ювента, 1999. – 436 с.
20. Ясько, Б.А. К проблеме взаимосвязи временной децентрации с самооценкой личности на этапах переживания психологического кризиса / Б.А. Ясько, Л.В. Тхагалижокова // Российский психологический журнал. – 2017. – №14(1). – С. 77-95.