Введение
Глава 1. Теоретические основы обслуживания пользователей детских библиотек
1.1. Аналитический обзор по теме исследования
1.2. Библиотечное обслуживание пользователей: понятие, цель, задачи, принципы и функции
Глава 2. Формы и методы обслуживания пользователей детских библиотек на современном этапе
2.1. Традиционные формы и методы обслуживания пользователей детских библиотек
2.2. Инновационные формы и методы в обслуживании пользователей детских библиотек
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современное общество и век информационных требований сегодня кардинально меняют библиотечное дело, внедряя в практическую деятельность использования технологий, тем самым усиливая экономические, культурные и коммуникационные изменения в современном мире.
Библиотечные услуги, библиотечное обслуживание никогда не было так важно ни для детей, ни для их семей так, как это важно в настоящее время.
Доступ к знаниям, к мультикультурным богатствам мира, а также интересное чтение и обучение, навыки грамотности на протяжении всей жизни оказались в приоритете нашего современного общества.
Сегодня детская библиотека непрерывно работает с детьми над их обучением и грамотностью и навыками, тем самым позволяя им участвовать и вносить свой вклад в общество.
Детские библиотеки должны постоянно реагировать на происходящие изменения в обществе, мире и знакомить их с этими изменениями через различные формы работы. Каждый ребенок, который пользуется детской библиотекой должен быть знаком с ней, ему должно быть в ней комфортно и удобно, и еще должен обладать поисковыми навыками, чтобы найти свой путь в библиотеке.
Сегодня библиотеки представляют собой учреждения с обширными коллекциями как традиционной, так и электронной и архивной информации, которую современный библиотекарь использует при обслуживании своих пользователей. На современном этапе развития библиотековедения осуществляется пересмотр и переоценка основных теоретических концепций. Эта переоценка обусловлена изменениями в сфере экономики, в сфере политики, в сфере техники, информации и культуры.
Особое влияние на библиотечную деятельность оказывают сегодня такие факторы, как: повышение социальной значимости информации с увеличением ее стоимости; рост числа публикуемых материалов, в том числе электронных; внедрение в информационную, но в большей степени в библиотечную, сферы новых средств и технологий, сокращение ассигнований на библиотечное дело и одновременно усиление конкуренции других институтов социальной коммуникации, изменение статуса книги и чтения, и других библиотечных процессов.
Глава 1. Теоретические основы обслуживания пользователей детских библиотек
1.1. Аналитический обзор по теме исследования
Огромное множество публикаций выходит ежедневно по разным темам. В нашем случае, публикаций по обслуживанию пользователей в целом, по обслуживанию категории дети в библиотеках, выходит достаточное количество и в различных истопниках информации. Огромное множество информации можно найти на сайтах детских библиотек в виде заметок; в периодических профессиональных журналах и т.д. Изучением библиотечного обслуживания в целом и библиотечного обслуживания детей занимаются библиотековеды и сотрудники библиотек.
Стоит привести письменный аналитический обзор литературы по исследуемой теме.
И так, прежде чем начать обзор, стоит отметить международную законодательную базу по библиотечному обслуживанию.
- Документы международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и т. п.), в которых заложены общие основы развития мирового сообщества, в том числе и мирового библиотечного дела;
- Документы международных организаций по развитию непосредственно информационно-библиотечной сферы;
- Национальные документы (проекты), определяющие как развитие информационной сферы в целом, так и основные приоритеты библиотечного обслуживания библиотек.
- «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.);
- «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (принята Советом Европы в 1950 г., последняя редакция 1994 г.);
- «Европейская культурная конвенция» (принята Советом Европы в 1954 г.);
- «Декларация принципов международного культурного сотрудничества» (принята ООН, комиссией по вопросам образования, науки и культуры, 1966 г.);
- «Информационное общество: вызов Европе. Политическая декларация» (принята на организованной Советом Европы конференции в Салониках, 1997 г.);
- Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (2000 г.);
- «Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках» (1994 г.);
- «Рекомендации по реформе библиотечного законодательства в Центральной Европе»(1994 г.);
- «Резолюция о роли библиотек в современном обществе» (1998 г.);
- «Руководящие принципы библиотечного законодательства и библиотечной политики в Европе» (1998 г.);
• «Проект рекомендаций по библиотечному законодательству в Европе» (Страсбург, 1999 г.);
• «Копенгагенская декларация о публичных библиотеках» (1999 г.);
• «Заявление о библиотеках и интеллектуальной свободе» (1999 г.).;
• «Профессиональные приоритеты ИФЛА» (2000 г.);
• «Манифест ИФЛА об Интернете» (2002 г.).
• «Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» (1996 г.).
Глава 2. Формы и методы обслуживания пользователей детских библиотек на современном этапе
2.1. Традиционные формы и методы обслуживания пользователей детских библиотек
Формы библиотечного обслуживания можно разделить на критико-аналитические, позитивно-иллюстративные, рекомендательно-информационные, игровые, формы организации досуга читателей в библиотеке, а также опосредованной рекомендации книги.
Формы библиотечной работы с детьми все время меняются, осовремениваются в связи с развитием науки и техники, новых взглядов на жизнь и подходов к воспитанию и обучению. Вместе с тем главным двигателем перемен являются сами дети. И если психологические особенности каждого возраста остаются во многом неизменными, то формы проявления этих особенностей меняются, и иногда очень резко. У современных детей больше источников информации, поэтому в некоторых темах они зачастую разбираются лучше взрослых, больше доверяют себе, чувствуют себя более компетентными. Часто родители, педагоги и библиотекари считают их маленькими детьми, которыми нужно руководить, в то время как сами дети хорошо знают, что им нужно, хотя взрослым этого могут и не показывать.
Универсальными эффективными индивидуальными формами и методами для библиотек всех типов и видов являются такие услуги, как беседа, информирование, рекомендация и некоторые другие.
Индивидуальная беседа – базовый метод библиотечного обслуживания. В зависимости от конкретных условий и цели общения индивидуальная беседа может быть нескольких модификаций: ориентирующей (при первичной записи в библиотеку); тактической (при рекомендации книги, тематики чтения и т. п.), корректирующей (при оказании помощи в повышении информационной культуры).
Метод составления индивидуального планового чтения актуален для детей и учащихся. В современной практике библиотек применяются три вида планового чтения:
типовые планы чтения, составленные на основе анализа наиболее
распространенных запросов пользователей;
списки литературы по актуальным темам;
индивидуальный план чтения, составленный библиотекарем и читателем.
Заключение
Детские библиотеки – специализированные библиотеки, обслуживающие детей до 15 лет, их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы. Знание возрастных и индивидуальных особенностей культурного развития личности очень важны для понимания, и, по сути, должны лежать в основе всей организации библиотечного обслуживания детей. Именно в этом смысл понимания термина - специализированное обслуживание, на которое дети имеют право по всем законам и декларациям. Гарантом такого специализированного обслуживания являются детские библиотеки, основа работы которых не только фонд материалов, предназначенных для детей и юношества, но и, главное, специально обучен персонал, который хорошо знает психологию и педагогику, особенности организации библиотечного дела в отношении потребностей подрастающего поколения.
Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду для развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды материалов, которые отвечают его половозрастной, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Основная цель детских библиотек - удовлетворение потребностей детей (скрытых и явных) в росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуры; пропаганда ценностей чтения и книги; интеграция детей в социокультурная среда общества через чтение.
Основные задачи детских библиотек:
• развитие и саморазвитие ребенка;
• воспитание творческих способностей;
• пропаганда ценностей детства и детской субкультуры;
• решение проблемы "стандарта чтения", то есть того уровня читательской компетенции и читательского развития, который необходим для здоровья нации, для обеспечения ее интеллектуального, нравственного и эстетического развития;
• формирование информационной культуры личности;
• обеспечение открытости библиотеки для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;
• активизировать программную и проектную деятельность, участвовать в районных акциях, мероприятиях библиотечной сети.
• активнее предоставлять услуги в электронном виде, шире представлять свои библиотеки и библиотечную деятельность в печатных изданиях и социальных сетях.
• учитывать потребности молодого поколения, использовать новые форматы продвижения книги и чтения.
• шире использовать инновационные формы и методы работы с пользователями.
• развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможностей библио- и арттерапии, терапии творчеством.
Детским библиотекам также необходимо решить задачу своей интеграции в библиотечное и информационное общество XXI века, найти свое место в культурном, информационном и образовательном ареале подрастающего поколения и взрослых, имеющих отношение к проблемам детства (учителя, воспитатели, библиотекари, родители, книгоиздатели, работники искусства и т.д.), принимать активное участие в исследовании влияния чтения на формирование личности ребенка.
1. Азарова, В.А. Обслуживание читателей: техника профессионального поведения / В.А. Азарова. – Самара, 1998. – 146 с.
2. Алешин, Л.И. Библиотечное обслуживание с использованием компьютерных средств / Л.И. Алешин, М.Я. Дворкина. – М : МГУК. – 1995. – 28 с.
3. Андронова, А. И. Проблемы библиотечного обслуживания детей в мультикультурном обществе / А.И. Андронова // Информационный бюллетень РБА. – Санкт-Петербург, 2014. – № 69. – С. 111-113.
4. Беленькая, Л.И. Дети – читатели художественной литературы: типологические особенности чтения на разных этапах детства / Л.И. Беленькая. – Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. – 207 с.
5. Библиотечное обслуживание детей за рубежом : опыт, инновации, источники информации / Рос. гос. детская б-ка ; сост.: В.П. Чудинова, К.О. Чудинова ; пер. с англ. и яп. К.О. Чудиновой. – М., 2011. – 102 с. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://soc.rgdb.ru/images/documents/7_.__30_.
6. Библиотечное обслуживание детей и юношества: американский опыт / РГБ. – М : Пашков дом, 2004. - 256 с.
7. Библиотечное обслуживание молодежи в Японии, России и США / ред. Лесли Фармер ; помощники ред. Н. Гендина, Ю. Накамура. – М : РШБА, 2013. – 392 с.
8. Библиотечное обслуживание: теория и методика: учебник / ред. А.Я. Айзенберг. – М : Изд-во МГУКИ ; Либерея, 1996. – 200 с.
9. Библиотечный фонд для детей : учебное пособие для студентов вузов / Ю. Н. Столяров [и др.] ; под ред. Ю. Н. Столярова ; Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Моск. гос. ун-т культуры и искусств", Федер. гос. образоват. учреждение проф. образования "Орлов. гос. ун-т культуры и искусств". – Москва : Школьная библиотека, 2005. – 247 с. : ил.
10. Богданова, С.А. Юный читатель и библиотека через призму коммуникативных отношений / С.А. Богданова // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: сборник докладов IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. – Белгород, 2016. – С. 135-137.
11. Болдырева, И.С. Современные тенденции библиотечного обслуживания в Городской библиотеке Дуйсбурга // Библиотековедение. – 2011. – № 4. – С. 95-99.
12. Бон, И. Примеры лучшего мирового опыта по обслуживанию детей в библиотеках // Новости Российского комитета ИФЛА / РБА ; РГБ. – 2006. – № 3 (60). – С. 31-33.
13. Бородина, В.А. Библиотечное обслуживание: учеб.-метод. пособие/ В.А. – М : Либерея, 2004. – 168 с.
14. Бубекина, Н.В. Библиотечное обслуживание детей России / Н.В. Бубекина // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сборник научно-практических работ. – Москва : МЦБС, 2007. – С. 152-173.
15. Булычева, А.А. Особенности работы детских библиотек Республики Мордовия в формировании чтения детей и подростков / А.А. Булычева, М.И. Ломшин // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 7. – С. 44-56.
16. Голубева, Н.Л. Детская библиотека: cовременные проблемы развития. Вып. 42. – М : Литера, 2009. – 159 с.
17. Дворкина, М.Я. Библиотечное обслуживание как система / М.Я. Дворкина. – М., 1992. – 162 с.
18. Дворкина, М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: лекции / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. / М.Я. Дворкина. – М : Профиздат, 2001. – 47 с.
19. Дергилева, Т.В. Библиотечное обслуживание: учеб.-метод.пособие / Т.В. Дергилева ; Гос. публич.науч.-техн.б-каСиб.отд-нияРос. акад. наук ; Новосиб. гос. пед.ун-т. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2010. – 136 с.
20. Дубинина, Т. Н. Библиотечная наглядность как фактор организации комфортных условий обслуживания детей / Т.Н. Дубинина // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: сборник докладов IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. – Белгород, 2016. – С. 144-147.
21. Иванова, Г.А. Библиотечно-информационное обслуживание детей и юношества за рубежом / Г.А. Иванова, В.П. Чудинова. – М : Рус. шк. библ. ассоц., 2012. – 376 c.
22. Караваева, Е.В. Детская библиотека в меняющемся информационном мире / Е.В. Караваева // Библиотековедение. – 2011. – № 5. – С. 43–46.
23. Кисловская, Г.А. Дети ждать не могут. Об особенностях обслуживания юных читателей / Г.А. Кисловская // Библиотечное дело. – 2010. – № 16. – С. 2-6.
24. Кисловская, Г.А. Лицом к детской библиотеке. Мировые тенденции библиотечной работы с детьми (Дальние страны) / Г.А. Кисловская // Б-ка в шк. – 2010. – № 17. – С. 14-22.
25. Кисловская, Г.А. Обзор библиотечного обслуживания детей и юношества в России / Г.А. Кисловская, Н.В. Бубекина, В.П. Чудинова // Библиотечное обслуживание молодежи в Японии, России и США. – Серия 1. – Вып. 3-4. – Москва : Русская школьная библ. ассоц., 2013. – С. 123-144.
26. Кресова, Л.Е. Активизация читательских интересов детей в библиотеках Германии (Чтение в Германии)/ Л.Е. Кресова // Библиотековедение. – 2009. – № 4. – С. 90-94.
27. Лейкин, Х.И. Обслуживание детей и подростков в публичных библиотеках Норвегии - перед лицом надвигающихся перемен / Х.И. Лейкин // Новости Российского комитета ИФЛА / РБА ; РГБ. – 2006. – № 3 (60). – С. 27-31.
28. Ли, С.Д. Мы помогаем молодежи строить планы и осуществлять мечты / Д.С. Ли // Библиотека. – 2017. – № 2. – С. 19-24.
29. Лиллиан, Дж. Работа с детьми и подростками в библиотеке: лучшие низкобюджетные проекты : практическое пособие для библиотекарей / Дж. Лиллиан ; пер. с англ. М. В. Алексеевой ; предисл. И. Б. Михновой. – Санкт-Петербург : Профессия, 2015. – 175 с.
30. Масунова, Л. Ю. Организация библиотечного пространства для детей / Л.Ю. Масунова // БИБЛИОПРОФИ: информационный бюллетень. – 2012. – № 9. – С. 37-43.
31. Мелентьева, Ю.П. Библиотечное обслуживание: учебник / Ю.П. Мелентьева. – М : ФАИР, 2006. – 251 с.
32. От детства к взрослости: Юношество. Социализация. Библиотека : библиогр. обзор-дайджест с коммент. / [сост. В.П. Вдовиченко]. – М : Рос. гос. юнош. б-ка, 2005. – 134 с.
33. Современные подростки-читатели / М-во культуры Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное учреждение культуры "Российская гос. детская б-ка" ; [сост.: О. Л. Кабачек]. – Москва : [б. и.], 2012. – 86 с.
34. Черничкина, Ю.Е. Опыт публичных библиотек современной Германии по приобщению детей и подростков к чтению / Ю.Е. Черничкина // Библиотека за рубежом – 2007. – М : Рудомино, 2007. – С. 41-66.
35. Шергина, Д.М. Библиотечное обслуживание детей в Удмуртской республике / Д. М. Шергина, Л. Р. Вахрушева // Книжная культура региона: исторический опыт и современная практика материалы IV Всероссийской (с международным участием) научной конференции. Челябинский государственный институт культуры; Челябинская областная универсальная научная библиотека. – 2016. – С. 263