Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения семейных ценностей у юношей и девушек
1.1 Понятие семейных ценностей в психологии
1.2 Особенности семейных ценностей в юношеском возрасте
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование отношения юношей и девушек к семейным ценностям
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования семейных ценностей у юношей и девушек
2.3 Сравнительный анализ ролевых ожиданий и притязаний в браке у юношей и девушек
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования проблем, которые связаны с семейными ценностями, вытекает из значительного увеличения роли семьи, усилении ее воздействия на все стороны жизнедеятельности социума и конкретной личности. Сложная социально-экономическая ситуация в нашем государстве, резкие перемены, которые происходят ежедневно в жизни миллионов людей в последнее время, очень обострили проблему семейных отношений. Брак перестал быть долгим и продолжительным. Случаи разводов, неполных семей, матерей-одиночек стали нормой. Браки, которые заключаются парами в период до 20 лет, распадаются в 99,9% случаев.
На каждой новой стадии развития нашего современного общества, когда имеет место переоценка ценностей, увеличивается интерес к проблемам, связанных с семьей, моралью, духовностью. В этот же период времени, в усложнившихся условиях настоящего существования, семья как редкий посредник между интересами личности и социума, оказалась в центре катаклизмов общества. Переход к рыночным отношениям и имеющие связь с этим апатия, обнищание большого количества населения резко нашла отражение на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, постоянстве.
Перечисленные и другие социальные причины практически привели к возникновению кризиса семейных ценностей. В результате такого кризиса произошло разъединение старших и младших поколений, обширное распространение получила малодетность, расширились одиночно-холостяцкие формы существования. И если супружество, родительство, родство являются конституирующими семью взаимоотношениями, то в настоящее время наблюдается распад. Проблема усложняется тем, что в такой момент институт брака испытывает переходный период. Продолжается разрушение старых выработанных установок и отношения к браку, а новые установки еще не сложились.
В таких условиях особенно трудно существовать молодым семьям, где на серьезные сложности социального и экономического плана накладываются актуальные проблемы в процессе супружеских отношений. Укрепление семьи и гармонизация супружеских взаимоотношений, особенно это касается молодой семьи, является одним из самых важных направлений, изучаемых в практической психологии. Для того, чтобы результативно оказывать помощь молодым супругам, психолог должен иметь четкое представление о строении и функциях межличностных, а особенно супружеских отношений в браке.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
1.1 Понятие семейных ценностей в психологии
В исследованиях современных отечественных и зарубежных авторов (такие как Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, В.А. Караковского, Т.В. Лодкиной, Ч. Рейча, Д. Янкеловича и др.) установлено, что ценность семьи и семейных отношений среди молодежи снижается по причине формирования системы ценностей, которая основана на приоритете индивидуалистического «Я», потере семейных традиций и обычаев, разрушении семейного уклада, низкого уровня представлений о базовой социально-психологической функции человека – родительстве [5, с. 48].
Самой задачей со стороны общества является создание единой системы, которая направлена на укрепление и сохранение семьи как самой важной микросреды социализации и защиты личности с целью вырабатывания у него истинных общечеловеческих ценностей, которые с изменением исторических условий видоизменялись, модифицировались, но вместе с этим, остались признанными всем цивилизованным социумом [17, с. 21].
Общество нуждается в восстановлении предыдущих ценностей, в исследовании новых тенденций и процессов, а также в процессе организации практической подготовки будущего поколения к семейной жизни. Сфера образования должна занимать в таком процессе главное место, так как она имеет ряд преимуществ по сравнению с остальными социальными системами: обладает педагогические кадры, специальные временные, материальные ресурсы. Учреждения образования могут осуществлять систематическую целенаправленную подготовку школьников к процессу вхождения в семейную жизнь, вырабатывать общественное мнение о ценности семьи для социума и для каждой личности в отдельности [10, с. 101].
Исследование проблемы формирования семейных ценностей имеет связь с исследованием теоретических основ и выявлением специфических особенностей такого процесса. Для уяснения, почему семья является одной из самых важных ценностей отдельной личности и общества в целом, какие семейные ценности будут важными и основными для любой семьи необходимо определиться с основными понятиями: «ценность», «семья», «ценность семьи», «семейные ценности». Теоретический анализ источников научной литературы показывает присутствие разнообразных взглядов относительно определения указанных категорий. В логике исследования дадим характеристику данных понятий с точки зрения психологии.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ
2.1 Организация и методы исследования
Целью работы провести исследование семейных ценностей, ролевых ожиданий и притязаний в браке у юношей и девушек.
Исследование проводилось поэтапно. На подготовительном этапе, был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать свою гипотезу и задачи, подобраны методы исследования. На основном этапе во время экспериментальной работы, в сочетании с анализом научных положений проверялась и уточнялась гипотеза исследования. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе эмпирических данных, полученных из сравнительного анализа экспериментальных данных, они были подвергнуты сравнительному анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
Исходя из цели и задач исследования, была выдвинута следующая гипотеза: существуют различия в отношении девушек и юношей к семейным ценностям.
В исследовании принимало участие 30 девушек и 30 юношей в возрасте 20-23 лет. Для проведения исследования было сформировано две группы респондентов:
первая группа – 30 девушек (возраст 20-23 года);
вторая группа – 30 юноши (возраст 20-23 года).
С целью проведения исследования были использованы следующие диагностические методики:
– методика « Ролевые ожидания и притязания» А.Н. Волковой;
– методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви.
Методика «Ролевые ожидания и притязания« А.Н. Волковой [8]. Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определенной семейной сферы. Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий ролевым притязаниям супругов. Данная методика, разработанная А.Н. Волковой, входит в комплексную программу практической работы с супружеской парой. Данная методика позволяет определить:
1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя в работе теоретический анализ специальной и научной литературы по теме исследования, пришли к следующим выводам. Семью можно понять как открытую структуру, состоящую из группы людей с близкими общественными и личными связями, как правило, которые имеют кровное родство. Под «ценностями» понимают продукты жизнедеятельности семьи, социума и человечества в целом в виде человеческой личности. Ценности всегда имеют общественный характер. Они складываются на основе практики общества, личностной деятельности человека.
Ценность семьи – это значимость, важность небольшой социально-психологической группы, члены которой связаны брачными или родственными взаимоотношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой объясняется потребностью социума в физическом и духовном воспроизведении населения, для каждой личности в отдельности и всего общества в целом. Семейные ценности – это показатели значимости, важности объектов, которые связаны с процессом протекания жизни в семье, духовно-нравственные ориентиры, которые определяют целенаправленный процесс основания идеальной семьи.
Юношеский возраст выделяют как один из основных периодов развития личности. Это период начала коренных изменений в жизни личности, тут осуществляется расширение временного горизонта, он обхватывает не только личные, но и перспективы общества, поэтому для юношества характерным является увеличение значения общечеловеческих ценностей. Для юношеского возраста характерно активное участие в жизни общества. Развитие ценностной области в юношеском возрасте движется от прагматического или эгоцентрического характера установок к общечеловеческим ценностям, от непоколебимых отношений к устойчивым ценностным ориентациям, формирование ценностей имеет характер направленности на будущее. Отличительной особенностью вырабатывания ценностей в юношеский период является и общение с важными людьми. Ценности юношей вырабатываются и развиваются во время трудовой и профессиональной деятельности.
1 Акутина, С. П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников / С. П. Акутина // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 2. – С. 51-54.
2 Андреева, Т. В. Семейная психология / Т. В. Андреева. – СПб. : Речь, 2004. – 244 с.
3 Антонюк, Е. В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами / Е. В. Антонюк // Вестник МГУ. – 2009. – №4. – С.25-34.
4 Болотова, А. К. Психология развития / А. К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М. : ЧеРо, 2005. – 524 c.
5 Брынцева, О. С. Роль личности педагога в формировании у старшеклассников ценностного отношения к семье / О. С. Брынцева // Воспитание школьников, 2012. – № 3. – С. 62-66.
6 Волков, Б. С. Психология юности и молодости / Б. С. Волков. – М.: Академический Проект: Трикста, 2006. – 256 с.
7 Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – М. : Логос, 2008. – 660 c.
8 Григорьев, С. И. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. А. Гусова. – М. : Гардемарин, 2006. – 206 c.
9 Ермолаева, М. В. Психология развития / М. В. Ермолаева. – М. : МПСИ; Воронеж : МОДАК, 2009. – 376 c.
10 Ковалев, С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С. В. Ковалев. – М. : Просвещение, 2001. – 128 с.
11 Кон, И. С. Введение в сексологию / И. С. Кон. – М. : Медицина, 2003. – 320 c.
12 Красовский, А. С. Воспитание в семье будущих супругов и родителей / А. С. Красовский. – Минск, 2010. – 131 с.
13 Кузнецов, С. А. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 1998. – 1536 с.
14 Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А. Куликова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008. – 232 с.
15 Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. – М. : Логос, 2001. – 544 c.
16 Малютина, Т. В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте // Омский научный вестник. – 2014. – № 2 (126). – С.129-133.
17 Олейник, Ю. Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье / Ю. Н. Олейник // Психологический журнал. – 2006. – №2. – С. 32.
18 Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб : Питер, 2010. – 313 c.
19 Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – М. : Просвещение, 2001. – 280 c.
20 Ночевнек, М. Н. Человеческое общение / М. Н. Ночевнек. – М. : Политиздат, 2008. – 127 c.
21 Черкасова, В. Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период : автореф. дис. канд. социол. наук : 22.00.16 / В. Ю. Черкасова; Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. – М., 2004. – 18 с.
22 Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. – М. : Владос, 2009. – 512 с.
23 Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии : учеб. пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. – М. : Деловая книга, 2006. – 768 с.
24 Эйдемиллер, Э. К. Психология и психиатрия семьи / Э. К. Эйдемиллер. – СПб. : Питер, 2007. – 180 с.