Введение
1 Теоретические аспекты социального интеллекта как фактора адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности
1.1. Понятие социального интеллекта в психологии
1.2. Понятие адаптации к профессиональной деятельности в психологии
2 Качественные характеристики социального интеллекта как фактора адаптации к профессиональной деятельности
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Анализ полученных данных
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Социальный интеллект - это способность человека контролировать себя и других людей. Социальный интеллект человека включает в себя: саморегуляцию, самомотивацию, контроль над импульсивностью, оптимизм, коммуникабельность и способность человека наиболее эффективно выстраивать отношения с окружающими его людьми.
В истории психологических исследований проблема интеллекта является наиболее распространенным и изученным, и наиболее спорным феноменом. Например, до сих пор ни одна концепция интеллекта не сформировалась, но это определение наиболее активно используется в различных областях психологии. Эта двусмысленность сильна и проявляется в исследованиях проблем социального интеллекта. Эта концепция является относительно новой в социальной психологии и все еще находится в процессе доработки, развития и проверки. Поскольку ученые в области психологии разработали концепцию социального интеллекта, интерес к этой концепции изменился. Исследователи преследовали цель понять специфику этого явления, искали различные способы исследования социального интеллекта, они различали различные формы социального интеллекта, и изучение этого явления с периодичностью выпало из их поля зрения, что впоследствии привело к безуспешным попыткам определить границы этого явления.
Социальный интеллект является важным во всех сферах жизни человека, в том числе в его профессиональной деятельности.
Цель исследования – выявить особенности социального интеллекта как фактора адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие социального интеллекта в психологии.
2. Описать понятие адаптации к профессиональной деятельности в психологии.
3. Провести исследование качественных характеристик социального интеллекта как фактора адаптации к профессиональной деятельности.
4. Выявить взаимосвязь между социальным интеллектом и уровнем адаптации к профессиональной деятельности.
Объект исследования – психологические процессы адаптации к профессиональной деятельности лиц с разным уровнем социального интеллекта.
Предмет исследования – социальный интеллект как фактор адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования – молодые специалисты с высоким уровнем социального интеллекта легче адаптируются к профессиональной деятельности.
1 Теоретические аспекты социального интеллекта как фактора адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности
1.1. Понятие социального интеллекта в психологии
Проблема социально-коммуникативного развития человека ХХI века – времени социальных сетей, виртуального общения и МИТ-технологий – связана с недостаточным использованием потенциала его социального интеллекта.
Разнообразные трактовки социального интеллекта ведут свой отсчет с 1920 г., когда американский психолог и педагог Э. Торндайк использовал это понятие при характеристике одной из сторон «общего» интеллекта. Наряду с абстрактным интеллектом (понимание мыслей, идей и управление ими) и механическим (понимание конкретных объектов), ученый выделил социальный интеллект как понимание социальных ситуаций при практическом взаимодействии с людьми [14].
Существует целый ряд понятий, содержательно связанных с социальным интеллектом. Например, в него можно включить социальную чувствительность, социальные навыки, социальную и социально-психологическую компетентность и др. В их содержании разными терминами отражено то, как человек понимает мир людей, их взаимоотношения и взаимодействия, как проявляет себя в этих отношениях, в каких психологических образованиях накапливается его социальный опыт и как он им умеет пользоваться. Выбор используемых терминов в большинстве случаев определяется базовым теоретическим подходом авторов и задачами его прикладной или практической реализации.
Социальный интеллект изучается представителями разных наук и разных направлений психологии. Это свидетельствует о внутренней и внешней междисциплинарности социального интеллекта, а также о его сложности.
В современной психологической литературе имеется достаточно большое количество описаний и трактовок понятия «социальный интеллект» (Г. Айзенк, Г. Олпорт, Р. Стенберг, М.И. Бобнева, В.Н. Дружинин, Е.С. Михайлова, А.И. Савенков и др.). Большинство авторов сходятся во мнении о том, что данный феномен имеет сложную структуру, связан со специфической способностью человека успешно взаимодействовать с другими людьми, прогнозировать их поведение, умением перерабатывать социальную информацию. Г. Олпорт обращал внимание на то, что социальный интеллект помогает человеку приспосабливаться к ситуации. По его мнению, это особый природный дар, обеспечивающий бесконфликтность в отношениях с окружающими [15, с. 132].
2 Качественные характеристики социального интеллекта как фактора адаптации к профессиональной деятельности
2.1 Организация и методики исследования
С целью изучения качественных характеристик социального интеллекта как фактора адаптации к профессиональной деятельности было проведено эмпирическое исследование.
Исследование проводилось на базе поликлиники № 4 г.Молодечно. В исследовании приняли участие 30 молодых специалистов в возрасте до 28 лет (15 мужчин и 15 женщин).
Цель данного эмпирического исследования – изучение адаптации к профессиональной деятельности людей с различным уровнем социального интеллекта.
Задачи исследования:
1. Провести изучение вопросов адаптации к профессиональной деятельности и социального интеллекта, выявить методики исследования.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей адаптации к профессиональной деятельности людей с различным уровнем социального интеллекта.
3. Сделать выводы.
Гипотеза исследования – молодые специалисты с высоким уровнем социального интеллекта легче адаптируются к профессиональной деятельности.
В ходе исследования использовались следующие методики:
1. Опросник «Социальный интеллект» (модификация методики Холла).
2.Методика социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р. Даймонда.
Опросник «Социальный интеллект» (модификация методики Холла) позволяет выявить особенности социального интеллекта испытуемых по таким шкалам, как «Самосознание», «Саморегуляция», «Эмпатия», «Коммуникабельность», «Самомотивация».
Обработка теста заключается в подсчете преимуществ в каждом ряду: 0–2 балла - низкий уровень; 3-4 - средний уровень; 5–6 - высокий уровень качества выражения.
Самосознание - это способность распознавать свои эмоции, мотивы и потребности.
Высокий (5–6) уровень самосознания означает способность осознавать свои эмоции, мотивы и потребности, что позволяет прогнозировать успех в профессиях, связанных с управлением, коммуникацией, обслуживанием, образованием и обучением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Социальный интеллект рассматривается исследователями во взаимосвязи и контексте со следующими категориями: социальное познание, социальная перцепция, социальная ситуация, общение, взаимодействие, взаимоотношения, личностные характеристики, социально-психологическая адаптация, социальная зрелость, мудрость и др. Однако в современной науке остается открытым вопрос о полном описании структуры и функций социального интеллекта.
Выделяют ряд критериев социального интеллекта. К эмоционально-мотивационным критериям относятся самооценка, уровень развития эмпатии, мотивация взаимодействия; к когнитивным – общие умственные способности, понимание себя и партнера по общению, сущности ситуации общения, прогнозирование развития ситуации и поведения партнеров по общению; к поведенческим – навыки конструктивного взаимодействия и способы моделирования поведения и воздействия на партнера с целью изменения его поведения. Исследователи обращают внимание на связь социального интеллекта со способностью человека к рефлексии. Системная рефлексия как элемент системы деятельности и как взгляд на себя со стороны позволяет охватить одновременно и человека, и ситуацию.
Профессиональная адаптация понимается как, с одной стороны, процесс вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, а с другой стороны, – процесс активной реализации накапливаемых профессиональных знаний, как выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие. По мнению исследователей, адаптацию можно определить психическую адаптацию как «процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности». Данный процесс позволяет личности удовлетворять значимые потребности, а также реализовывать значимые цели, связанные с ними, в то же время, обеспечивая соответствие требованиям среды деятельности человека, его поведения
С целью изучения качественных характеристик социального интеллекта как фактора адаптации к профессиональной деятельности было проведено эмпирическое исследование. Гипотеза исследования – молодые специалисты с высоким уровнем социального интеллекта легче адаптируются к профессиональной деятельности.
Молодые специалисты с высоким уровнем адаптации легче приспосабливаются к требованиям коллектива, его потребностям и интересам. Большинство молодых специалистов характеризуются средней степенью адаптации (65%), с высоким уровнем адаптации – 19%, третья группа – с низким уровнем адаптации (16%). Молодые специалисты со средним уровнем адаптации в целом довольно хорошо понимают требования коллектива, однако не всегда легко приспосабливаются к ним.
1. Аширов, Д. А. Организационное поведение / Д. А. Аширов. –М. : ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. –360 с.
2. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом практикум / Т. Ю. Базаров. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. –239 с.
3. Беляева Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания / Л.А. Беляева // Социс. – 2001. – №7. – С. 45.– 49
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Л.: Наука, 1988. – 270 с.
5. Борисова Л.Г. Социология личности / Л.Г. Борисова., Г.С. Солодова. – Новосибирск: Новосиб.гос.ун-т., – 1997. – 56 с.
6. Веснин, В. Р. Управление персоналом в схемах / В. Р. Веснин. - М. : ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008. –688 с.
7. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под. ред. А.А. Матюшкина. М.: Прогресс, 1968. С. 433–457.
8. Грошев, И. В. Организационная культура / И. В. Грошев. –М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. –288 с.
9. Егоршин А.П., Основы менеджмента: учебник для вузов / А.П. Егоршин. – Н. Новгород: НИМБ, 2010. 2-е изд., доп. и перераб. – 320 с.
10. Исаева И.Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства: дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2011. 196 с.
11. Корель Л.В. Архитектоника адаптивных механизмов социальных систем: социологический дискурс / Л.В. Корель // Регион: экономика и социология. – 2007. – № 1. – С. 169–185.
12. Корель Л.В. Социология адаптаций: этюды апологии / отв. ред. Ф.М. Бородкин. – Новосибирск: ИЭ и ОПП, – 1997. – 547 с.
13. Корель П.Б. Социология адаптации: этюды апологии / П.Б. Корель. –Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. – 2004. –. 160.с
14. Ксенофонтова Х.З., Компетенции управленческого персонала: теория и методология развития: Монография / Х.З. Ксенофонтов. – М.: Креативная экономика, 2011. – 184 с.
15. Кудинова И.Б., Вотчин И.С. Социальный интеллект как предмет исследования // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 4. С. 132–142.
16. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии: в 2 ч. Ч. 1.
17. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. –М., 1996. –311 с.
18. Мацута В.В., Богомаз С.А. Связь рефлексии и социального интеллекта у студентов первого // Сибирский психологический журнал. 2014. № 51. С. 53–64.
19. Морозова З.С. Социальная адаптация как общественное явление и как социологическая категория /З.С. Морозова. – Социально- гуманитарные знания. – 2009. – № 1. – С. 362 – 368.
20. Одегов, Ю. Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах : учебник. –М. : Альфа-Пресс, 2008. – 944 с.
21. Отюцкий Г.П. Социальный интеллект: объектный и субъектный подходы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2016. № 6 (68). Ч. 1. С. 144–146
22. Паршина Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека/Т.О. Паршина // Социс. – 2008. – №8. – С.100–106.
23. Ромм М. В. Cоциализация и социальная адаптация личности: проблема демаркации / М. В. Ромм // Вопросы воспитания. – 2010. – № 1(2). – С. 39–45.
24. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект / М.В. Ромм. – Новосибирск: Наука. Сиб. издательская фирма РАН, 2002. – 275 с.
25. Румянцева З.П., Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник / З.П. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 301 с.
26. Сметанин Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации / Е.Н. Сметанин // Социс. – 1995. – № 4. – С. 82.– 89.
27. Соломанидина Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала: учебное пособие/ Т.О. Соломанидина, В.Г. Согоманидин. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 313с.
28. Соломанидина, Т. О. Организационная культура в таблицах, тестах, кейсах и схемах : учебно-метод. материалы / Т. О. Соломанидина. – М.: ИН-ФРА-М, 2007. –395 c.
29. Суднева О.Ю. Сравнительное исследование социального интеллекта и личностных особенностей студентов столичного и регионального вузов // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 387. С. 208–216.
30. Теоретические проблемы психологии / под общ. ред. А.А. Крылова. СПб., 1995. C. 195–200.
31. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж.Т. Тощенко. – М.: Наука, 1999. – 320 с.
32. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 638 с.
33. Управление человеческими ресурсами организации: теория, процессы, технологии: монография / Под. ред. Михалкиной Е.В.; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2011. – 426 с.
34. Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) / Ю.А. Урманцев // Вопросы философии. – 1998. – №12. – С. 23– 28.
35. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2004. 284 с.
36. Фомин В.Н. Конфигурационный подход в адаптационных технологиях: многосторонность и синергетизм социальной адаптации // Диагностика и прогнозирование социальных процессов: сб. научн. труд. Каф. социологии. БегТасм. Вып. 1 – Белгород, 1999. – 547 с.
37. Шапиро С.А., Концепции управления человеческими ресурсами: учебное пособие / С.А. Шапиро [и др.]. – М. - Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 340 с.
38. Шибутани, Т. Социальная психология / пер. с англ. В.Б. Ольшевского. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 544 с.
39. Щелкова, Т.В. К вопросу о механизмах социальной адаптации / Т.В. Щелкова // Философия и ценности современной культуры : материалы междунар. науч.-метод. конф., Минск, 10-11 окт. 2013 г./ Белорус. гос. ун-т; редкол.: А. И. Зеленков [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2013. – С. 386-390.
40. Щелкова, Т.В. Концептуальные подходы к проблеме соотношения феноменов социализации и социальной адаптации / Т.В. Щелкова // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук в условиях современных интеграционных процессов: материалы междунар. науч. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов, Минск, 12 мая 2006 г./ редкол. С.Ф. Сокол, С.А. Самаль, В.К. Бонько. – Минск: БИП-С ПЛЮС, 2006. – С. 297-298.
41. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности /В.А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. Сб. М:Наука. − 89−105.
42. Янин Г.И. Диагностика процесса организационной адаптации и технологии его оптимизации: автореф. дис канд. социол. наук: 22.00.05 /Г.И. Янин. – Орел, 1998. – 25 с.