ВВЕДЕНИЕ
Назначением конституционно-правовых норм является регулирование общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли права. В результате действия конституционно-правовых норм возникают конституционно-правовые отношения. Они обладают общими чертами, свойственными всем правоотношениям, независимо от того, нормами какой отрасли права порождаются.
Всякое правоотношение есть результат урегулированности правовой нормой общественного отношения. Вследствие этого устанавливаются юридические связи между соответствующими субъектами, в которых один субъект обладает определенными правами, а второй - корреспондирующими им обязанностями или оба связаны взаимными правами и обязанностями.
Именно через правоотношения реализуются нормы права.
Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:
1) конституционно-правовые отношения имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;
2) конституционно-правовым отношениям свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений;
3) конституционно-правовые отношения характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.
Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Цель курсовой работы раскрыть понятие и особенности конституционно-правовых отношений.
Для достижения указанной цели перед курсовой работой были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие конституционно-правового отношения;
- рассмотреть общие положения о составе (элементах) правоотношения, а именно определить объекты конституционно-правового отношения;
- дать характеристику основным субъектам конституционно-правового отношения.
ГЛАВА 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Понятие и особенности конституционно-правовых отношений
Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права. В юридической науке, под правоотношениями понимаются общественные отношения, которые урегулированы нормами права [1, с.41].
При реализации норм конституционного права возникают конституционно-правовые отношения. Юридические связи образуются между соответствующими субъектами, как правило, с корреспондирующими другу правами и обязанностями.
Можно дать следующее определение конституционно-правовых отношений. Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами [2, с.12].
Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:
• конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права [3, c.10];
• конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;
• конституционно-правовые отношения характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.
• конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.
• субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.
• объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.
ГЛАВА 2
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ И СУБЪЕКТОВ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Общая характеристика объектов и субъектов конституционно-правовых отношений
Особенности конституционно-правовых отношений выражаются и в своеобразии их элементов, структурной организации. Эти правоотношения охватывают всю систему субъектов права, причем каждый занимает в ней особую конституционную позицию. Статус отдельных субъектов конституционных правоотношений весьма своеобразен.
Некоторые из них могут выступать в качестве носителей прав и обязанностей, предусмотренных исключительно в конституционных и иных государственно-правовых предписаниях, и быть участниками только конституционных, государственно-правовых отношений [1, с.43].
Особенностью конституционного права является наличие широкого круга субъектов конституционно-правовых отношений. Среди них выделяются такие специфические субъекты как:
- народ;
- государство;
- депутаты;
- население;
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- избирательные комиссии;
- собрания избирателей и др.
Народ выступает субъектом конституционно-правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов, а также реализации иных форм прямой демократии.
Особым субъектом конституционно-правовых отношений является государство. Его конституционно-правовой статус определяется, прежде всего, Конституцией Республики Беларусь(далее-Конституцией) [10], в которой закрепляются основные свойства государственного суверенитета, внутригосударственный и международно-правовой статус.
Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
ГЛАВА 3
КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
История конституционного развития Республики Беларусь включает в себя три этапа:
- первый этап – это формирование первоисточников белорусского конституционализма и протоконституций на территории современной Беларуси;
- второй этап – советский период конституционного развития, который включает четыре конституции БССР;
- третий этап – современный этап развития Республики Беларусь, включающий Конституцию Республики Беларусь 1994 года и последующие изменения и дополнения, внесенные в нее в 1996 и 2004 годах [11, с.31].
Общепризнанным считается факт, что Конституция составляет ядро правовой системы, она является базой для развития всего законодательства. Не случайно вторым сопутствующим названием Конституции было – Основной Закон. Сейчас это название содержится лишь в преамбуле Конституции.
Отличительными признаками нового Основного Закона Беларуси являются:
1) деидеологизированный характер;
2) закрепление в качестве экономической основы многообразие форм собственности;
3) установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;
4) закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права;
5) разделение и взаимодействие властей;
6) прямой характер действия норм Конституции.
Одной из проблем конституционных преобразований и самой ближайшей перспективной задачей является обеспечение прямого действия Конституции. Для нашей предыдущей истории был характерен отрыв Конституции от реальной жизни, считалось, что конституционная норма может действовать лишь тогда, когда в ее развитие принят обыкновенный закон или иной нормативный акт. Такой подход девальвировал Конституцию, не утверждал ее верховенство и авторитет в сознании граждан.
Ныне ситуация должна измениться. В Конституции есть множество норм, которые и без какой-либо дополнительной правовой регламентации, разъяснения смысла могут и должны применяться на практике. Одна только
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая комплексное исследование темы настоящей курсовой работы, представляется весьма обоснованным сделать следующие выводы:
Особенности конституционно-правовых отношений состоят в том, что эти отношения возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней, т.е. в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.
Конституционно-правовые отношения характеризуются своеобразием объектов (в качестве таковых выступают свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.), специфическими источниками (Конституция, конституционные законы и др.), особенным составом субъектов указанных отношений.
Конституционно-правовые одношения можно классифицировать следующим образом:
• в зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений конституционно-правовые отношения разграничиваются на конкретные и общие правоотношения
• с точки зрения времени функционирования конституционных правоотношений их можно разделить на постоянные и временные
• особенностью конституционного права является то, что оно вбирает в себя материальные и процессуальные нормы и соответственно при их реализации образуется два вида правоотношений: материальные и процессуальные.
• в зависимости от вида норм выделяются также правоустановительные (содержащие права и обязанности) и правоохранительные отношения связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).
Являясь разновидностью публично-правовых отношений, конституционные правоотношения характеризуются высоким политическим потенциалом, т.е. они выступают юридической формой политических отношений и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом.
Конституционные правоотношения многообразны. В качестве субъектов конституционного права выступают участники конституционно-правовых отношений - физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы) и общественные образования (народ, государство, органы государственной власти, административно-территориальные образования, общественные объединения, международные организации и др.).
1. Пугачев, А.Н. Конституционное право: учеб.-метод. Комплекс для студентов юридических спец. В 3 ч. Ч. 1. В 2 кн. Кн. 1: Теоретические основы / А.Н. Пугачев, И.В. Вегера. – Новополоцк: ПГУ, 2009. – 364 с.
2. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь (научно-практический комментарий) / Г.А. Василевич. – 2-е изд. – Минск: Право и экономика, 2009. – 486 с.
3. Конституционное право России: учебное пособие /А.В. Безруков. 3-е изд., перераб. и доп.: Юстицинформ; Москва; 2015
4. Кивель, В.Н. Конституционное право: экспресс курс / В.Н. Кивель. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 168 с.
5. Мокина Т.В. Конституционно-правовые отношения как особый вид публичных правоотношений / Мокина Т.В. // Общество и право. – 2010. – № 5(32). – С. 58-60.
6. Богданова, Н.А. Система науки конституционного права: Дис. доктора юрид.наук / Н.А. Богданова. – М., 2001. – 334с.
7. Конституционное право России. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. — 585
8. Кондратович, Н.М. Конституционное право зарубежных стран / Н. М. Кондратович. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 143 с.
9. Кондратович, Н.М. Сравнительное конституционное право: ответы на экзаменационные вопросы / Н.М. Кондратович, Т.С. Масловская. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 189 с.
10. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Мн.: Амалфея, 2004. – 48 с.
11. Курак, А.И. Конституционное право в вопросах и ответах: справочное пособие / А.И. Курак, А.П. Жалов. – Минск: Белтаможсервис, 2008. – 280 с.
12. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-3 (ред. от 20.07.2016) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017
13. Об обращениях граждан и юридических лиц [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь 18 июл. 2011 г., № 300-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017
14. О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь 15 окт. 2007 г., № 498 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017
15. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей: Кодекс Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г. № 139-З: принят Палатой представителей 31 мая 2006 г.: одобрен Советом Респ. 16 июня 2006 г.: в ред. от 22.12.2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2017
16. О конституционном судопроизводстве [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь 8 янв. 2014 г., № 124-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017
17. Избирательный кодекс Республики Беларусь: 11 февр. 2000 г. № 370-З: принят Палатой представителей 24 янв. 2000 г.: одобр. Советом Респ. 31 янв. 2000 г.: текст Кодекса по состоянию на 04.06.2015 г. – Минск: НЦПИ, 2016. – 80 с.
18. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 108-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.