Введение
Совет Министров Республики Беларусь - Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.
Сущность Правительства Республики Беларусь заключается, в том, что Совет Министров Республики Беларусь занимает важное место в системе органов государственной власти. Оно является основным, центральным институтом управления государственными делами, поэтому ни одно государство не может обойтись без Правительства.
Актуальность курсовой работы на тему заключается в том, что в настоящее время в условиях развития независимого белорусского государства, особо остро стоит вопрос о правильном и максимально эффективном строительстве Правительства Республики Беларусь, о составе и порядке формирования Совета Министров Республики Беларусь, компетенции в различных областях жизни общества и государства, руководстве Совета Министров Республики Беларусь деятельностью органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь.
Целью изучения курсовой работы является характеристика организации работы Правительства Республики Беларусь как центрального органа государственного управления.
Основными задачами курсовой работы являются:
− определить состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь;
− выяснить срок полномочий и отставка Правительства Республики Беларусь;
− охарактеризовать компетенцию Правительства в Республики Беларусь;
− установить организацию и порядок деятельности Совета Министров Республики Беларусь;
− изучить аппарат Совета Министров Республики Беларусь.
Объект исследования курсовой работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере организации работы Правительства Республики Беларусь.
ГЛАВА 1
СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В любом государстве правительство – это высший коллегиальный орган исполнительной власти, в состав которого входят руководители министерств и других центральных органов государственного управления. В тех странах, где исполнительная власть принадлежит президенту, правительство выполняет роль совещательного органа при президенте и, как правило, не имеет четкого конституционного статуса. В буквальном смысле этого слова правительство, например, отсутствует в США, где его функции выполняет президент вместе с администрацией.
Совет Министров, или Правительство, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» (далее - Закон) является коллегиальным центральным органом государственного управления общей компетенции. Как коллегиальный орган состоит из Премьер-министра и пяти его заместителей, 24 министров, 7 председателей государственных комитетов, иных членов Правительства. Иные члены Правительства считаются министрами. Такой качественный состав отражает специфику Совета Министров и, можно сказать, является первым его признаком [1, ст. 1].
Второй признак состоит в том, что Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Этот признак подчеркивает, что он занимает главенствующее положение в системе органов государственного управления. Совет Министров находится на очень высокой ступени в иерархии органов государственного управления, однако не на высшей. Высшую ступень занимает Президент как Глава государства.
Термин «центральный» применяется только к Совету Министров и четко определяет его место в системе органов государственного управления.
Третий важнейший признак состоит в том, что Совет Министров призван осуществлять исполнительную власть.
В соответствии с ч.1 ст. 106 Конституции исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления [2]. Ст.1 Закона определяет его как коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.
ГЛАВА 2
КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Компетенция Совета Министров, как и любого другого органа, представляет собой важный составной элемент его правового статуса. Компетенция Совета Министров распространяется только на подчиненные органы государственного управления, а не на все органы государственного управления.
В целом компетенция Совета Министров определена в Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой Правительство – Совет Министров:
- руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
- разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
- обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;
- принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
- обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;
- отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента [5, с. 392-393].
Основной составной частью компетенции являются полномочия. Полномочия Совета Министров в зависимости от направлений его деятельности следует разделить на четыре вида:
1) полномочия по областям и сферам деятельности Совета Министров (общие полномочия);
ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Совет Министров — коллегиальный орган, поэтому основной формой его работы является коллегиальность, выражающаяся в проведении заседаний. Заседания Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание считается правомочным, если в нем принимает участие не меньше половины членов Правительства. Решения принимаются большинством голосов членов Правительства, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов считается принятым решение, за которое проголосовал председательствующий.
Председательствующим на заседаниях является Премьер-министр. При его отсутствии заседания проводит по поручению Премьер-министра и согласованию с Президентом один из заместителей Премьер-министра. На заседаниях имеет право председательствовать Президент.
Ответа на вопрос, участвует ли Президент в голосовании, в законодательстве не существует. Между тем имеются правовые нормы, четко закрепляющие правило, что голос председательствующего на заседании Совета Министров или его Президиума является определяющим (решающим). Кроме того, в голосовании могут участвовать только члены Правительства. Президент не является членом Правительства. Таким образом, председательствование Президента на заседаниях Совета Министров превращается в определенном смысле в формальность. При этом он осуществляет руководство заседанием. Однако его правовой статус в подобном качестве не определен, поэтому юридически Президент как председательствующий не обладает никакими другими полномочиями, кроме полномочий по порядку ведения заседания. Необходимо устранить существующие в законодательстве упущения, определить статус Президента в качестве председательствующего на заседаниях Совета Министров. Правильным было бы также предоставить право Президенту председательствовать на заседаниях Президиума Совета Министров [7, с. 385].
Заседания — основная форма деятельности Совета Министров, поскольку на них рассматриваются и решаются основные, наиболее важные вопросы, относящиеся к его компетенции. Данные заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 месяца и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее половины членов Правительства [8, с. 248].
ГЛАВА 4
АППАРАТ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Аппарат Совета Министров в структуре Совета Министров занимает как бы вспомогательное место. Такое место определяется самим названием, а также тем, что он не предназначен для решения вопросов, отнесенных к компетенции Совета Министров [13, с. 75].
Основное предназначение, цель создания Аппарата состоит в осуществлении функций организации и контроля исполнения принимаемых Правительством решений.
Аппарат Совета Министров рассматривается как учреждение. Такое отождествление вряд ли удачно, поскольку не раскрывает его главного назначения. Правильнее было бы не определять аппарат через понятие «орган» или» учреждение», а просто записать, что Аппарат Совета Министров осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Премьер-министра и его заместителей и т.п.
Аппарат состоит из:
1) руководителя Аппарата;
2) заместителей руководителя Аппарата;
3) структурных подразделений Аппарата.
Руководитель Аппарата, являющийся по статусу министром, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Совета Министров.
Он входит в состав Совета Министров и подчинен Премьер-министру, его заместителям. Заместители руководителя Аппарата, в том числе и первый, назначаются на должность и освобождаются от должности постановлением Совета Министров. Они подчинены Премьер-министру, его заместителям и руководителю Аппарата.
Структурные подразделения Аппарата устанавливаются и утверждаются распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь. Аппарат состоит их таких основных структурных подразделений, исключая руководство Аппарата, как:
1) Секретариат Премьер-министра и заместителей Премьер-министра Республики Беларусь;
2) Главное управление международного сотрудничества и торговли;
3) Управление по взаимодействию с республиканскими и местными органами власти и государственного управления;
4) Управление по вопросам обороны и правоохранительных органов;
5) Главное экономическое управление;
Заключение
Проведя исследование на тему « Организация работы Правительства Республики Беларусь», следует сделать следующие выводы:
Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь.
Ст.1 Закона определяет его как коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.
Совет Министров Республики Беларусь состоит из:
1) Совета Министров;
2) Президиума Совета Министров;
3) Аппарата Совета Министров.
Срок полномочий Правительства в нормативных правовых актах Республики Беларусь конкретно не определяется. В Конституции сказано лишь то, что оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
Компетенция Совета Министров занимает важное место в системе его правового статуса. Совет Министров является органом государственного управления общей компетенции. Такой характер компетенции обусловлен его природой и правовым положением. Он подчеркивает особенности Совета Министров и выделяет его из других органов государственного управления республиканского уровня. Подобный характер компетенции присущ не только Совету Министров, но и некоторым другим органам государственного управления — Президенту, местным исполнительным и распорядительным органам.
Обладая общей компетенцией, Совет Министров возвышается над республиканскими органами государственного управления и подчиненными ему организациями. Его деятельность распространяется на наиболее важные, приоритетные сферы государственной жизни и предназначена для решения вопросов общегосударственной значимости, которые не могут быть решены в рамках той или иной отрасли или сферы.
Правовыми актами Совета Министров являются:
1) постановления;
2) распоряжения;
3) протокольные решения;
4) указания;
5) поручения.
Аппарат Совета Министров занимает вспомогательное место в структуре Совета Министров. Аппарат является юридическим лицом.
Целью Аппарата является осуществлении функций организации и контроля исполнения принимаемых Правительством решений.
Аппарат состоит из:
1) руководителя Аппарата;
2) заместителей руководителя Аппарата;
3) структурных подразделений Аппарата.
1. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 23 июля 2008 г., № 424-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10800424. – Дата доступа: 23.05.2017.
2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
3. О структуре Правительства Республики Беларусь: Указ През. Респ. Беларусь от 5 мая 2006 г., № 289 // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=p30600289. – Дата доступа: 23.05.2017.
4. Мах, И.И. Административное право: курс лекций / И.И. Мах. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2012. – 640 с.
5. Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебное пособие / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2012. – 512 с.
6. Петров, А.П. Конституционное право: учебное пособие / А.П. Петров. – Мн.: Амалфея, 2011. – 688 с.
7. Рябцев, Л.М. Административное право: учебник / Л.М. Рябцев. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2014. – 607 с.
8. Демичев, Д.М. Конституционное право: учебное пособие / Д.М. Демичев. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 351 с.
9. Масловская, Т.С. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменац. вопр. / Т.С. Масловская. – Мн.: ТетраСистемс, 2007. – 208 с.
10. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2000 г. № 455-З: // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10000361. – Дата доступа: 24.05.2017.. стало 10
11. Гавриленко, Д.А. Административное право: учебное пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; под ред. д-ра юрид. наук, проф. Д.А. Гавриленко. – Мн.: Амалфея, 2002. – 416 с.
12. О Регламенте Совета Министров Республики Беларусь : пост. Совета Министров Респ. Беларусь от 14 февр. 2009 г., № 193 //Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.– Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=c20900193. – Дата доступа: 24.05.2017.
13. Рябцев, Л.М. Административное право: учебник / Л.М. Рябцев. – Мн.: Амалфея, 2013. – 416 с.
14. Об утверждении Положения об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь: пост. Совета Министров Респ. Беларусь, от 14 фев. 2009 г., № 192 / / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=C20900192. – Дата доступа: 23.05.2017.