Введение
Глава 1 Характеристика методов строго регламентированного
упражнения
1.1 Признаки метода строго регламентированного упражнения
1.2 Разновидности метода строго регламентированного упражнения
Глава 2 Особенности методики обучения двигательным действиям у детей школьного возраста
2.1 Особенности методики обучения двигательным действиям у детей младшего школьного возраста
2.2 Особенности методики обучения двигательным действиям у детей среднего школьного возраста
2.3 Особенности методики обучения двигательным действиям у детей старшего школьного возраста
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Актуальность темы курсовой работы. Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения (т. е. тем, чему учат) являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.
Двигательным действиям обучают, решая различные конкретные задачи. В большинстве случаев они сводятся к следующим:
обеспечить «начальную школу движений», т. е. научить управлять относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата, создав тем самым исходную базу для более сложных форм двигательной деятельности;
обучить действиям, которые будут использоваться как «подводящие» упражнения либо как средства избирательного воздействия на развитие отдельных физических качеств, способностей;
сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в трудовой, спортивной и других сферах деятельности.
В зависимости от характера этих задач и особенностей изучаемых двигательных действий процесс обучения приобретает ряд особенностей. Ясно, что реализация различных по трудности задач связана с неодинаковыми затратами времени. Методы и особенности построения процесса обучения зависят, в частности, от структурной сложности формируемых действий. Она же определяется, во-первых, числом движений и фаз, составляющих данное действие; во-вторых, требованиями к точности движений в пространстве, во времени и по величине усилий; в-третьих, особенностями координации движений в каждой фазе и в целом, простотой или сложностью ритмической структуры двигательного действия: в-четвертых, степенью участия врожденных и приобретенных автоматизмов в данном двигательном акте.
Глава 1. Характеристика методов строго регламентированного упражнения.
1.1. Признаки метода строго регламентированного упражнения.
Методы строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, применение которых зависит в первую очередь от содержания занятий и этапов, последовательно сменяющихся в процессе физического воспитания [11].
Отличительной чертой в методах этого типа, является то, что деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:
в твердо предписанной программе движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);
в возможно точном дозировании нагрузки и управлении ее динамикой по ходу упражнения, а также в возможно четком нормировании интервалов отдыха и строго установленном порядке чередования их с фазами нагрузки;
в создании или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю за ее воздействием) [13].
Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или гарантировать точно направленное воздействие на развитие физических качеств, способностей [6].
Несмотря на все достоинства и разнообразия методов строго регламентированного упражнения, в них, по сути, воплощается лишь одна из главных методических линий в процессе физического воспитания, предполагающая возможно полное упорядочивание действий занимающихся и условий их выполнения [12].
Глава 2. Особенности методики обучения двигательным действиям у детей школьного возраста.
2.1. Особенности методики обучения двигательным действиям у детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6— 7 до 11 лет (I—IV классы).
Особенности возрастного развития. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.
Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм [7].
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 1— 10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16—30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.
С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6—7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.
В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.
Методы строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, применение которых зависит в первую очередь от содержания занятий и этапов, последовательно сменяющихся в процессе физического воспитания.
В спортивной практике выделяется ряд разновидностей методов строго регламентированного упражнения. К ним относятся, прежде всего, две основные группы :
методы обучения двигательным действиям;
методы воспитания физических качеств.
К методам обучения двигательным действиям относятся:
целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);
расчлененно-конструктивный;
сопряженного воздействия.
Метод целостно-конструктивного упражнения.
Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части.
Расчлененно-конструктивный метод.
Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. / Б.А. Ашмарин – М.: Физкультура и спорт,1978.
2. Бернштейн, Н.А. О построении движений. / Н.А. Бернштейн – М.: Медгиз, 1947.
3. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. / В.В. Бойко – М.: Физкультура и спорт, 1987.
4. Бойченко, С. Двигательные способности в классической теории физического воспитания / С. Бойченко, Ю. Войнар, А. Смотрицкий // Адукацыя i выхаванне. – 2001. – № 1.
5. Войнар, Ю. Теория спорта – методология программирования./ Ю. Войнар, С.Д. Бойченко, В.А. Барташ. – Минск.: Харвест, 2001
6. Гужаловский, А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста. / А.А. Гужаловский: автореф.дис. ... д-ра пед. наук:13.00.04. – М., 1979.
7. Ломейко, В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах / В.Ф. Ломейко . – Мн: Народная асвета, 1980.
8. Любомирский, Л. Е. Управление движениями у детей и подростков / Л.Е.Любомирский. – М.: Педагогика, 1974.
9. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. / В.И. Лях – М: Терра-Спорт, 2000.
10. Матвеев, Л.П. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта (давние, но не стареющие идеи). / Л.П. Матвеев. // Теория и практика физической культуры – 1999. № 1. – С.
11. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры.: учебник, для студ.институтов физической культуры./ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
12. Теория и методика физического воспитания: учеб. для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев [и др.]; под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.:Физкультура и спорт, 1976. – Т. П.
13. Теория физического воспитания: учеб. пособие для институтов физической культуры / Г.И. Кукушкин [и др.]; под ред. Г.И. Кукушкина. – М.: Физкультура и спорт, 1953.
14. Пономарев, Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. / Н.И. Пономарев. – М.: Физкультура и спорт, 1970.
15. Эйдер, Е. Развитие и направленное совершенствование физических качеств у школьников: монография / Е. Эйдер. – Щецин: Щецинский университет, 2000.