Введение
1. Теоретическое исследование психологическая готовность и локуса контроля
1.1 Понятие, структура и этапы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности
1.2 Психологическая готовность молодых педагогов к профессиональной деятельности и ее особенности
1.3 Феномен «локус контроля» и его взаимосвязь с психологической готовностью к профессиональной деятельности
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи психологической готовности к профессиональной деятельности и локуса контроля молодых педагогов
2.1 Организация и методика эмпирического исследования
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по развитию психологической готовности к профессиональной деятельности
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Введение.
В исследованиях психологии взрослого человека основное внимание уделяется анализу психологических особенностей взрослого как субъекта профессиональной деятельности и готовности к профессиональной деятельности.
Исследования в рамках дополнительного профессионального обучения и повышения квалификации педагогических кадров направлены на изучение таких проблем, как: реализация принципа непрерывности и дифференциации в повышении квалификации педагогов, развитие профессиональных интересов, исследовательских умений, творческого потенциала, ценностных ориентаций, профессиональной культуры учителя, экспертиза его деятельности, диагностика, педагогический анализ, эффективность учебных занятий в процессе повышения квалификации, особенности деятельности преподавателей, совершенствование самой системы повышения квалификации.
При этом в большинстве исследований рассматриваются организационные и содержательные аспекты обучения взрослых, вопросы совершенствования профессиональных качеств педагогов в процессе повышения квалификации, а педагог в ситуации обучения рассматривается как субъект профессиональной деятельности. Психологические особенности педагога как субъекта учебной деятельности являются недостаточно разработанной областью педагогической психологии.
Психологическая готовность к профессиональной деятельности помогает будущим педагогам осознанно подойти к профессиональной деятельности, понять и выбрать для себя наиболее предпочтительные направления работы, способствует эффективной деятельности в выбранных направлениях и в дальнейшем успешной профессиональной и личностной самореализации.
1. Теоретическое исследование психологическая готовность и локуса контроля.
1.1 Понятие, структура и этапы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.
Важной проблемой современного высшего образования является не просто подготовка специалистов, обладающих определенной системой профессиональных компетенций, а подготовка таких специалистов, которые готовы к тому, чтобы после окончания вуза работать именно по полученной специальности.
В психологическом аспекте речь идет о формировании у студентов готовности к будущей профессиональной деятельности.
На сегодняшний день, понятие «готовность» в широком смысле обозначается как установка, наличие у субъекта определенных способностей, как комплекс личностных свойств, условие и регулятор деятельности [6].
В контексте профессиональной деятельности готовность личности к ней исследуется с позиций деятельностного и психологического подходов.
В деятельностном подходе профессиональная готовность характеризуется как способность и подготовленность личности к выполнению определенной профессиональной деятельности, как результативность профессиональной подготовки и обучения личности, ее готовность к труду [2].
Она также рассматривается как активное состояние личности, вызывающее деятельность; как следствие деятельности; как качество, определяющее установки на профессиональные ситуации и задачи; как предпосылка к целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости, эффективности.
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи психологической готовности к профессиональной деятельности и локуса контроля молодых педагогов.
2.1 Организация и методика эмпирического исследования.
Объект исследования – психологическая готовность молодых педагогов к профессиональной деятельности.
Предмет исследования – особенности формирования психологической готовности молодых педагогов к профессиональной деятельности.
Цель исследования – установление взаимосвязи между «психологической готовностью» и «локусом контроля».
Задачи исследования:
проанализировать литературные источники по особенностям психологической готовности педагогов к профессиональной деятельности и локусу контроля;
провести сравнительный и корреляционный анализ уровня психологической готовности молодых педагогов с экстернальным и интернальным локусом контроля.
Для проведения исследования был отобран ряд методик, которые позволяют определить уровень психологической готовности к профессиональной деятельности, исходя из ее компонентов (мотивационного, когнитивного, нравственно-волевого, организационного, коммуникативного), а также способствуют выявлению преобладающего локуса контроля личности.
1.Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию (Н.П. Фетискин).
2.Опросник уровня субъективного контроля (УСК). Данный личностный опросник предназначен для диагностики интернальности – экстернальности, т.е степени готовности человека брать на себя ответственность за то, что происходит с ним вокруг него. Разработан на основе шкалы Дж. Роттера в НИИ им. Бехтерева и опубликован Е.Ф. Бажиным с соавторами в 1984г.
Заключение.
Составляющими психологической готовности к профессиональной деятельности являются познавательные психические процессы, отражающие важнейшие стороны выполняемой деятельности; эмоциональные компоненты, которые могут как усиливать, так и ослаблять активность личности; волевые компоненты, способствующие совершению эффективных действий по достижению цели, а также мотивов поведения.
Уровень психологической готовности личности к профессиональной деятельности характеризует способность человека регулировать саму профессиональную деятельность, ее структуру, этапы реализации поставленных целей и задач с учетом профессиональных стандартов.
Психологическая готовность к профессиональной деятельности выражается в сформированности: мотивационно-целевой структуры, позволяющей эффективно осуществлять практическую деятельность; операционального блока, характеризующего степень освоения личностью профессиональных знаний, умений и навыков и индивидуально-типологических особенностей, определяющих степень соответствия человека профессии.
Психологическая готовность к профессиональной деятельности связана с осознанием личностью своих собственных потребностей (мотивационный компонент); выражается в целенаправленной активности личности (операциональнодеятельностный компонент); оказывает влияние на формирование оптимальной работоспособности человека, продуктивности его деятельности (регулятивный компонент) и является необходимым ресурсом для самореализации в будущей профессиональной деятельности.
1. Агеев В.С. Атрибуция ответственности за успех и неудачу группы в межгрупповом взаимодействии // Вопросы психологии. 2004. N 6.
2. Бажин Е.Ф. Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 3. С. 152–162.
3. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб. : Речь, 2000. 440 c.
4. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В.В. Столин. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 440 с.
5. Бокова О.А. Особенности субъективного контроля у людей юношеского возраста с различной выраженностью личностной ригидности : автореф. дис. … канд. психол. наук. Барнаул, 2002. 24 с.
6. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Выготский Л.С. Собр. соч. : в 6 т. М. : Педагогика, 1983. Т. 3. С. 6–328.
7. Додонов Б.И. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности. // Вопросы психологии - 2001. - №3.
8. Иванкина, Л. И. Интеллектуальная зрелость личности как фактор реализации социальной субъективности / Л. И. Иванкина // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 4. – С. 14–17
9. Калинина А.О. Факторы, влияющие на формирование субъективного контроля. - М.: ВЛАДОС, 2004.
10. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – Москва : Академия, 2004. – 304 с.
11. Колесникова, А. А. Личностная зрелость в контексте профессиональной идентичности студентов разных специализаций / А. А. Колесникова, Т. Х. Невструева // Мир науки, культуры, образования. – 2015. − № 2 (51). – С. 293−296.
12. Корсини, Р. Психологическая энциклопедия / Р. Корсини, А. Ауэрбах. – Санкт-Петерберг : Питер, 2006. – 1813 с.
13. Локус контроля / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003.
14. Омаров, Э. З. Особенности личностной зрелости успешных и неуспешных предпринимателей: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Э. З. Омаров. – Тюмень, 2011. – 26 с.
15. Погорова, Р. И. Личностная зрелость как условие профессиональной жизнестойкости психолога / Р. И. Погорова, Е. В. Шаймарданова, Е. Л. Доценко // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2013. – № 11(31).
16. Портнова, А. Г. Личностная зрелость: подходы к определнию / А. Г. Портнова // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 27. – С. 37–41.
17. Пряжников, Н. С. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – Изд. 5-е. – Москва : Издательский центр «Академия», 2009.
18. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. Шк., 2007. – 496с.
19. Солдатова, Е. Л. Эгоидентичность как системообразующий фактор формирования личностной зрелости / Е. Л. Солдатова, И. А. Шляпникова // Вестник ЮУрГУ. – 2010. − № 27. – С. 66–74.
20. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Речь, 2000. – 416 с.
21. Яницкий М.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 19-1. С. 82–97.