Введение
Общая характеристика работы
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения проблемы взаимосвязи детско-родительской привязанности и адаптации ребенка в условиях детского сада
1.1 Понятие «привязанность». Типы детско-материнской привязанности
1.2 Анализ подходов к исследованию привязанности в диаде «мать-дитя»
1.3 Социально-психологические особенности поведения детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения
Выводы
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи типа привязанности к матери с особенностями адаптации ребенка в группе детского сада
2.1 Характеристика выборки, методов и организации исследования
2.2 Результаты диагностики типов привязанности ребенка к матери
2.3 Результаты диагностики особенностей адаптации у детей в группе детского сада
2.4 Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи типа привязанности к матери и особенностей адаптации детей к условиям дошкольного учреждения
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема адаптации ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении является актуальной для психологической науки и практики, начиная с первых лет существования общественного дошкольного образования и до настоящего времени. Это обусловлено тем, что дети, впервые переступая порог детского сада, испытывают стресс, который подвергают организм и психику ребенка серьезным испытаниям. В качестве стрессогенных факторов выступают: разлука с матерью, новая обстановка, незнакомые взрослые и сверстники, непривычный распорядок дня, ограничения и нормы поведения, необходимость выполнения требований и соблюдения правил. В качестве важнейшего фактора, осложняющего процесс привыкания ребенка к новой ситуации, выступает необходимость расставания с матерью на длительный промежуток времени.
В настоящее время стремительно растет интерес к проблеме привязанности, ее влиянии на развитие личности ребенка. Исследователями рассматривается влияние привязанности ребенка к матери на успешность социализации (М.А. Василенко), привязанность младенца к матери и образ себя (Н.Н. Авдеева, Н.А. Хаймовская). Изучается качество взаимоотношений матери и ребенка (С.Ю. Мещерякова), объекты привязанности у детей различных возрастных групп (Н.В. Сабельникова, Е.В. Пупырева), влияние типа привязанности в диаде «мать-ребенок» на уровень психического развития младших дошкольников (М.А. Василенко). Кроме того, рассматривается взаимосвязь поведения матери и привязанности ребенка (А.Ф. Монтезириния), влияние матери на адаптацию ребенка к дошкольному учреждению (Н.Н. Авдеева), привязанность ребенка к матери и отношения привязанности значимых взрослых, а также трансляция привязанности в поколениях семьи (Е.В. Куфтяк).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ И АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
1.1 Понятие «привязанность». Типы детско-материнской привязанности
Привязанность как психологическое понятие имеет несколько различных трактовок в зависимости от теоретического подхода автора. Однако общим для всех интерпретаций признается наличие тесной эмоциональной связи. Так, в работе М.И. Лисиной понятие привязанности ребенка к матери фигурирует при описании формирования взаимоотношений, но не выдвигается на первый план. Привязанность рассматривается как эмоциональная связь, возникающая в качестве одного из продуктов деятельности общения, в частности ситуативно-личностной формы общения ребенка с взрослым [19, с. 58].
По определению Дж. Боулби, привязанность – это инстинктивное поведение ребенка, а также любая форма поведения, результатом которой является приобретение или сохранение близости с «объектом привязанности», которым обычно является человек, оказывающий помощь [5, с. 63]. Е.Е. Волкова определяет привязанность как поиск и установление эмоциональной близости с другим человеком, необходимой для адаптации, которая обеспечивает ребенку надежную безопасность и эмоциональную поддержку [11, с. 45]. По мнению Н.Н. Литвиненко, привязанность – это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего, с матерью как наиболее близким лицом [20, с. 108].
Привязанность ребенка к матери – это его первый опыт вхождения в социум, первый этап социализации. Согласно взглядам Д. Боулби, М. Эйнсворт, П. Криттенден качество привязанности оказывает одно из определяющих влияний на развитие чувства безопасности, доверия, способности к сепарации ребенка, которые поддерживают все дальнейшие аспекты психического развития, адаптации и определяют успешность всех остальных этапов социализации [5; 17].
М.А. Василенко также рассматривает привязанность как один из первых шагов в социализации ребенка, а при успешности этого первого шага привязанность впоследствии становится фактором дальнейшего процесса социализации. Под социализацией понимается двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в определенную социальную среду, в систему социальных связей; с другой, - процесс активного воспроизведения ребенком системы социальных связей за счет его активной деятельности и вхождения в социальную среду [9, с. 23].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПА ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ С ОСОБЕННОСТЯМИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
2.1 Характеристика выборки, методов и организации исследования
С целью выявления взаимосвязи типа привязанности к матери с особенностями адаптации ребенка в группе детского сада нами было проведено эмпирически исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи типа привязанности к матери с особенностями адаптации ребенка в группе детского сада с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 2 г. Минска». В исследовании приняли участие 20 детей младшей группы, из них 10 мальчиков и 10 девочек. Возраст испытуемых – 2-3 года.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь типа привязанности к матери с особенностями адаптации ребенка в группе детского сада.
Методы исследования:
1. Наблюдение за взаимодействием ребенка и матери в детском саду (по Н.Н. Авдеевой).
Цель: выявление типа привязанности.
Типы привязанности: надежная, ненадежная избегающая и ненадежная тревожно-сопротивляющаяся.
Наблюдение проводилось в новой обстановке для детей, которые только собираются поступать в дошкольное учреждение и посещают детский сад по несколько часов в день.
В процессе наблюдения обращалось внимание на следующие признаки:
1) надежная привязанность:
- ребенок активно исследует окружающее в присутствии матери;
- расстраивается, когда она уходит;
- радуется, когда возвращается;
- если мама рядом, малыш проявляет интерес и дружелюбие к незнакомому человеку (воспитателю).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной психологии понятие привязанности используется для обозначения отношения ребенка к матери. Привязанность представляет собой прочную эмоциональную связь, обеспечивающую переживание чувства защищенности и комфорта, что является результатом отношения двух близких людей. Качество привязанности оказывает одно из определяющих влияний на развитие чувства безопасности, доверия, способности к сепарации ребенка, которые поддерживают все дальнейшие аспекты психического развития, адаптации и определяют успешность всех остальных этапов социализации. Существуют различные подходы к исследованию привязанности в диаде «мать-дитя». В зарубежной психологии признается, что мать как объект безопасности выполняет свою основную функцию – обеспечивает защиту и безопасность, что является необходимым условием личностного развития ребенка. Качества личности и поведения матери способствуют формированию надежной привязанности. В исследованиях отечественных ученых показано, что привязанность представляет собой фактор развития личности, образа я у ребенка, адаптации к детскому саду.
В период адаптации к условиям дошкольного учреждения дети могут проявлять различное поведение. Дети с легкой степенью адаптации обладают хорошим настроением, интересуются сверстниками и охотно идут на контакт со взрослыми. Дети со средним уровнем адаптации проявляют безразличие по отношению к сверстникам, но и не отказываются от общения с ними. Дети с тяжелой степенью адаптации избегают общения со сверстниками, не идут на контакт со взрослыми, проявляют агрессию, имеют негативное эмоциональное состояние, что выражается в длительном плаче во время бодрствования или крике во время сна. Важным фактором адаптации к условиям дошкольного учреждения в первые дни является присутствие матери, обеспечивающее безболезненное «вхождение» в среду дошкольного учреждения.
1. Авдеева, Н.Н. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: влияние матери / Н.Н. Авдеева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – № 2. – С. 20-27.
2. Авдеева, Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанности ребенка к матери / Н.Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. 2006. – № 2. – С. 82-92.
3. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5. С. 49-53 с.
4. Барышникова, Е.В. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению / Е.В. Барышникова // Концепт. – 2015. – № 3. – С. 1-7.
5. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
6. Бурменская, Г.В. Мировосприятие детей с разными типами привязанности к матери / Г.В. Бурменская // Вестник МГУ. – 2011. – № 2. – С. 21-35.
7. Бурменская, Г.В. Привязанность к матери как базисное условие психического развития и психологического благополучия / Г.В. Бурменская // Психическое здоровье человека XXI века: сборник научных статей по материалам Конгресса. – М., 2016. – С. 28-30.
8. Бурменская, Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития / Г.В. Бурменская // Вестник Московского ун-та. – 2009. № 4. – С. 17–31.
9. Василенко, М.А. Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации / М.А. Василенко // Известия РГПУ. – 2011. – № 129. – С. 20-27.
10. Васильева, Н.Н. Психологические особенности и условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации / Н.Н. Васильева // Воспитание и обучение детей младшего возраста: материалы научно-практической конференции. – 2015. – С. 152-159.
11. Волкова, Е.Е. Развитие модели привязанности в контексте различных теоретических подходов / Е.Е. Волкова, Т.В. Капустина. И.И. Черемискина// Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2017. – Том 6, № 1. – С. 45-53.
12. Гончарова, Ю.Л. Адаптация дошкольников к условиям детского сада как социально-педагогическая проблема / Ю.Л. Гончарова // Евразийский союз ученых. – 2014. – № 8-9. – С. 88-91.
13. Жихарева, Л.В. Теория привязанности, теоретические и практические аспекты / Л.В. Жихарева // Перпективы науки и образования. – 2013. – № 4. – С. 144-149.
14. Задорова, Ю.А. Исследование привязанности матери и ребенка дошкольного возраста / Ю.А. Задорова // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. – № 4. – С. 65-70.
15. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Т.В. Костяк. – М.: Академия, 2008. – 170 с.
16. Кошкина, И.В. Материнско-детская привязанность как основа любви / И.В. Кошкина, Е.В. Жигалина // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 11-12. – С. 66-68.
17. Криттенден, П. Трансформация отношений привязанности в юности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/6378-12-2879.html. – Дата доступа
18. Куфтяк, Е.В. Привязанность и взаимодействие матери с ребенком дошкольного возраста / Е.В. Куфтяк, Ю.А. Задорова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 2. – С. 335-340.
19. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 542 с.
20. Литвиненко, Н.Н. Привязанность к родителям – важнейший компонент эмоционального развития / Н.Н. Литвиненко, О.А. Тлишева // Научные исследования: от теории к практике. – 2016. – № 1 (7). – С. 107-109.
21. Морозова, Е.И. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями / Е.И. Морозова // Дошкольное воспитание. –2002. – № 11. С. 10-14.
22. Мочалова, О. Адаптация детей к ДОУ / О. Мочалова // Ребенок в детском саду. – 2006. – № 4. – С. 57-59 с.
23. Сабельникова, Н.В. Особенности развития привязанности в детском и подростковом возрасте / Н.В. Сабельникова // Вестник Алтайского гос. пед. ун-та. – 2006. – № 6-1. – С. 41-45.
24. Смирнова, Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 1995. – № 3. – С. 139-150.
25. Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития / Д. Шэффер. – СПб.: Речь, 2003. – 976 с.