Введение
Глава 1 Теоретические аспекты теории атракции и ее место в семейной психологии
1.1 Сущность понятия «атракция» в психологии. Межличностная атракция
1.2 Факторы атракции в психологии
1.3 Теоретические основы места атракции в семейной психологии
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование теории атракции в семейной психологии
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Основное влияние на развитие личности человека имеет семья – родители и родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям. Одной из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов.
Отклонения в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности. Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает не подвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Исследованием вопросов, связанных с отношениями в семье занимается семейная психология.
Атракция (межличностные взаимооношения)это психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и общения, сопровождающегося чувством симпатии – антипатии. В процессе атракции участвуют механизмы восприятия и понимания друг друга. Родительские позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье. Отталкиваемый и отвергаемый ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Такие дети иногда борются за свое положение в семье или пытаются обратить на себя внимание плохим поведением, которое не одобряется их родителями, но помогает ребенку стать центром семейного внимания. В этом и заключается актуальность выбранной темы работы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ АТРАКЦИИ И ЕЕ МЕСТО В СЕМЕЙНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Сущность понятия «атракция» в психологии. Межличностная атракция
Общение – это межличностный и межгрупповой процесс установления, поддержания и развития контактов между людьми с целью обмена информацией, мыслями, оценками, чувствами, эмоциями и взглядами, вызванными потребностями совместной деятельности. Общение пронизывает всю жизнь человека. Общение является средством реализации межличностных отношений. Впервые в онтогенезе потребность в общении возникает через два месяца (комплекс анимаций). В процессе общения, обмена информацией, эмоциями люди могут понимать друг друга. Понимание людьми друг друга зависит от использования трех механизмов:
– эмпатия;
– идентификация;
– рефлексия [4, с. 143].
В социальной психологии термин рефлексия шире. Рефлексия – это понимание того, как человек воспринимается как партнер по коммуникации. В процессе восприятия других людей возникает явление причинной атрибуции – приписывания другим людям определенных причин их действий и поведения (объяснение причин их действий). Социальные психологи выяснили, что атрибуция этих причин не всегда объективна. На основе социального восприятия в процессе общения возникает межличностное влечение, если общение длится дольше. Атракция – это процесс формирования привлекательности человека, и результат этого процесса проявляется в таких явлениях, как симпатия, дружба и любовь.
Атракция – это механизм социального восприятия, способ понимания одного человека другим на основе стабильного позитивного чувства (симпатии, любви и т.д.), способствующий более полному и глубокому восприятию человека.
Л.Я. Гозман рассматривает это в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат этого процесса; качество отношений. Результатом атракции является возникновение социального отношения к другому человеку, в котором доминирует эмоциональная составляющая. В ходе эмпирического исследования были выявлены факторы, способствовавшие возникновению позитивных взаимоотношений между людьми (сходство характеристик субъекта и объекта восприятия, взаимная поддержка, частота встреч и т.д.) [6, с. 98].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ АТРАКЦИИ В СЕМЕЙНОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной курсовой работы является теоретически изучить и эмпирически обосновать место атракции в семейной психологии. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей межличностного взаимодействие в некоторых семейных парах. Эмпирическое исследование осуществлялось поэтапно.
На первоначальном этапе исследования был проведен анализ методического материала для осуществления диагностики межличностных отношениях семейных пар, произведен методик для диагностики. На следующем этапе исследования был проведен опрос семейных пар при помощи подобранных методик диагностики. Полученные результаты эмпирического исследования подвергались количественной и качественной обработке. На заключительном этапе проделанной работы сделаны выводы о выявленных особенностях межличностных отношений в исследуемых семейных парах. На основании полученных результатов подведен итог о месте атракции в семейной психологии.
Выборка: в исследовании принимало участие 20 семейных пар, по одному супругу (или супруге) из каждой семейной пары. Семейные пары находятся в браке в диапазоне от 1 до15 лет.
Для осуществления диагностики семейных межличностных отношений использовались следующие методики:
‒ методика Т. Лири;
‒ методика исследования Я-концепции Будасси.
Методика Т. Лири. Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на сектора. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти сектора разделены на восемь ‒ соответственно, более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Атракция представляет собой процесс развития привлекательности к какому-либо человеку и результатом такого процесса является возникновение симпатии, дружбы, любви. Атракция это механизм социальной перцепции, метод понимания одного человека другим человеком на основании стабильного положительного чувства, способствующего более объемному и глубокому восприятию личности. Исследованием сущности понятия атракция в психологии занималось большое количество авторов, как отечественных, так зарубежных. В психологии достаточно часто встречается термин «межличностная атракция». Межличностная атракция это абстрактное понятие, которое означает процесс выбора одних людей другими людьми, взаимной симпатии, взаимного притяжения между личностями.
Относительно устойчивые эмпирические основания межличностной аттракции также являются объектом большого количества социально-психологических исследований и приобрели название факторов аттракции. К основным факторам аттракции относят следующие: физическая привлекательность; пространственная близость или дистанция общения; знакомство; доступность; ожидание продолжения взаимодействия; взаимность; сходство; взаимодополняемость; эмпатия; способствование достижению личностно значимых целей; личностная гармония и др.
Межличностное взаимодействие это субъективно переживаемые взаимосвязи между личностями, которые объективно проявляются в характере и методах взаимных влияний и оказывают воздействие людей друг на друга во время общей деятельности или в процессе общения. Существуют ряд условий межличностного взаимодействия в семье: высокая активность коммуникации; открытость коммуникации; необходимая степень самораскрытия в процессе общения; согласованность представлений о семейном укладе; сенситивность к высказываниям партнера; точность невербальной коммуникации; проявление любви, взаимной эмпатии и поддержки; вырабатывание общего семейного языка и др.
Во второй главе курсовой работы было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей межличностного взаимодействие в некоторых семейных парах. Эмпирическое исследование осуществлялось поэтапно. В исследовании принимало участие 20 семейных пар, по одному супругу (или супруге) из каждой семейной пары. Семейные пары находятся в браке в диапазоне от 1 до15 лет. Для осуществления диагностики семейных межличностных отношений использовались следующие методики: методика Т. Лири и методика исследования Я-концепции Будасси.
1 Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 376 с.
2 Берн, Э. Трансактный анализ в психотерапии. Системная индивидуальная и социальная психотерапия / Э. Берн. – М., 2006. – 145 с.
3 Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 200 с.
4 Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. – М., 1987. – 231 с.
5 Грива, О.В. Аттракция в дружеских отношениях: образ реального и идеального друга / О.В. Грива // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 2. – С. 121—125.
6 Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум / С.В. Духновский. – СПб.: Речь, 2009. – 141 с.
7 Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
8 Карпенко, Д.А. Аттракция // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. – М.: Когито-Центр, 2015. – С. 59—60.
9 Копешова, Г.Р. Формирование межличностных отношений / Г.Р. Копешова // Известия Кыргызской академии образования. – 2014. – № 3. – С. 114-118.
10 Крысько, В.Г. Социальная психология. Курс лекций / В.Г. Крысько. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с.
11 Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, Н.В. Погольши. – СПб., 2002. – 345 с.
12 Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 456 с.
13 Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. – Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 2009. – 151 с.
14 Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.
15 Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
16 Сердюк, Н.И. Психологические основы формирования аттракции к сверстникам в подростковом возрасте / Н.И. Сердюк // Актуальные проблемы психологического знания. – 2013. – № 4(29). – С. 118-129
17 Хромов, В.В. Интерактометрия и ее возможности по изучению диалогического взаимодействия / В.В. Хромов // Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы. Материалы XXXI Всероссийской научно-практической конференции. – СПб., 2010. – С. 186.
18 Шадричева, А.И. Основные психологические детерминанты межличностной аттракции / А.И. Шадричева // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal). 2016. – Т.7. – №2. – С. 180-183.
19 Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 544 с.
20 Янчук, В.А. Межличностная аттракция и детерминирующие ее факторы / В.А. Янчук // Обучение и воспитание. – 2008. – № 5. – С.56.