Введение
Глава 1 Теоретические аспекты процесса развития самоактуализации учащихся в деятельности классного руководителя
1.1 Сущность понятия «самоактуализация» в психологии
1.2 Направления деятельности классного руководителя в воспитании самоактуализации учащихся
Выводы по первой главе
Глава 2 Экспериментальное исследование развития самоактуализации учащихся в деятельности классного руководителя
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема образовательной работы в условиях общеобразовательных школ особенно актуальна, поскольку является одной из важнейших составляющих государственной образовательной политики страны. Основным структурным элементом школы является класс. Именно в классе осуществляется познавательная и творческая деятельность учащихся, формируются общественные отношения, развивается личность каждого из них. Все люди обладают природными способностями и возможностями, и главной целью любого человека является их максимальное проявление. Это самореализация, которая в психологии рассматривается как полное раскрытие потенциала человека и включение в деятельность всех его способностей и талантов. Только в этом случае человек может почувствовать себя полноценной и гармоничной личностью, он должен стремиться к этому.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном образовательной системы учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к учащимся. Это обусловлено поставленной перед учебным заведением современной задачей мирового сообщества, государства, родителей – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его уникальности, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учеников своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности использует не только известные формы учебной работы, но и в своей практике включает новые формы работы с студенческим коллективом. В связи с этим данная тема работы является актуальной. Вызывает особый интерес процесс развития самоактуализации личности детей учащихся школы, при непосредственном взаимодействии с классным руководителем.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1 Сущность понятия «самоактуализация» в психологии
Понятие «самоактуализация» является основным в гуманистической психологии – одном из ведущих направлений современной психологической науки. Впервые использовал его один из основоположников этого направления американский психолог К. Роджерс. С его точки зрения, в каждом человеке от рождения заложена потребность в самоактуализации, и она является движущей силой всего развития личности. Общество может помогать или препятствовать реализации врожденного потенциала, но не определять его.
Все люди обладают природными способностями и возможностями, и главной целью любого человека является их максимальное проявление. Это самореализация, которая в психологии рассматривается как полное раскрытие потенциала человека и включение в деятельность всех его способностей и талантов. Только в этом случае человек может почувствовать себя полноценной и гармоничной личностью, он должен стремиться к этому [4, с. 5].
Процесс самореализации не имеет возрастных ограничений и длится всю жизнь, потому что нет предела совершенству. С точки зрения К. Роджерса, это не только постоянный умственный рост, но и развитие личностного потенциала, когда с каждым новым шагом перед человеком открываются все новые и новые возможности для самореализации. Поэтому в психологии принято говорить о самореализующейся личности, подчеркивая, что это не полный этап, а постоянное саморазвитие.
Человек постепенно формируется как одаренная гармоничная личность, полезная не только для себя, но и для общества. И он не ждет, когда общество навяжет ему какие-то жесткие требования или предложит сферы его способностей. В процессе самореализации человек имеет внутренние мотивы и стимулы.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
2.1 Организация и методы проведения исследования
Целью данной курсовой работы является провести исследование развития самоактуализации учащихся в процессе осуществления деятельности классного руководителя. Исходя из этого, в данной работе проведено экспериментальное исследование уровня развития креативности учащихся подросткового возраста, так как самоактуализация личности выражается непосредственно через уровень креативности. Экспериментальное исследование осуществлялось поэтапно.
На первоначальном этапе исследования осуществлялся подбор диагностического материала, т.е. методик для осуществления диагностики уровня развития самоактуализации личностей учащихся подросткового возраста. Далее была проведена выборка исследования. В процессе осуществления эмпирического исследования на следующем этапе осуществлялся сбор эмпирического материала. На завершающем этапе исследования был проведен качественный и количественный анализ показателей, полученных в ходе проведения диагностики уровня самоактуализации (креативности) личности подростков.
Выборка: в исследовании приняло участие 50 личностей подросткового возраста (15-17 лет).
Для проведения экспериментального исследования, использовались следующие методики:
˗ тест Е.П. Торренса «Завершения картинок», адаптированный А.Н. Ворониным;
˗ опросник креативности Джонсона, адаптированный Е.Е. Туник.
Тест Э.П.Торренса «Завершение картинок», адаптированы А.Н. Ворониным [9] Тест креативности. Полный вариант методики Е.П. Торренса представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая – невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) и третья – для словесно-звукового творческого мышления. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Е.П. Торренса» , была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году на выборке школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самоактуализация в психологии – это полное раскрытие потенциала человека и включение всех его способностей и талантов в активную деятельность. Процесс самоактуализации не имеет возрастных ограничений и длится всю жизнь, так как нет предела совершенству. В процессе самореализации человек осваивает новые виды деятельности, получает новые знания и навыки, активно участвует в профессиональной и общественной жизни.
Процесс воспитания осуществляется в результате сотрудничества, взаимодействия единомышленников на разных уровнях, от школы, семьи до города. На классного руководителя возложена важнейшая задача по координации и направлению усилий всех преподавателей учебного заведения на выработку системы образования, которая будет способствовать самореализации развивающейся личности. Образование является составной частью деятельности классного руководителя, обеспечивающей гармоничное развитие личности подростка. Одной из важнейших функций классного руководителя является организация активной, насыщенной интересными и полезными вещами жизни студенческой команды, укрепление морального микроклимата в ней. Роль классного руководителя в формировании личности подростка очень велика. Классный руководитель является главным человеческим фактором школы в воспитании, «последней инстанцией» всех усилий педагогического коллектива, поскольку он имеет самый тесный, прямой и частый контакт с ребенком. Главной задачей классного руководителя является обучение учащегося. Затем работа классного руководителя обретает содержание, когда дети знакомятся с ценностями человеческой жизни, живут с ними, духовно обогащаясь.
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин ; С.-Петер. педиатр. мед. ин-т. Центр обществ. здоровья. – СПб.: Ривьера, 2004. – 178 с.
2. Акимова, М.К. Психодиагностика / М.К. Акимова. – СПб.: Изд. «Питер», 2007. – 302 с.
3. Акрушенко, А.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций / А.В. Акрушенко, О.А. Ларина, Т.В. Каратьян. – М.: ЭКСМО, 2008. – 66 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Одаренность: ответ через полтора столетия // Вестник Московского университета. – Сер. 14. Психология. – 2010. – №3. – С. 3-9.
5. Выготский, Л.С. Психологические основы творческой деятельности / Л.С. Выготский. – М. Ставрополь: СКИПКРО, 2000. – 163 с.
6. Гилфорд, Дж.П. Природа человеческого интеллекта / Дж.П. Гилфорд. Нью-Йорк.: Мак Гроу-Хилл, 2007. – 314 с.
7. Денисова, Е.А. Гендерные особенности самореализации личности студентов. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М.: РУДН, 2010. – 213 с.
8. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб.: Изд. «Питер», 2011. – 512 с.
9. Журавлев, А.Л. Интеллект, творчество и формирование личности в современном обществе / А.Л. Журавлев, Т.Н. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – 184 с.
10. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильи. – СПб.: Изд. «Питер», 2009. – 434 с.
11. Коломиец, Е.Ф. Креативность как фактор выбора стратегии самореализации личности. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – СПб.: СПбГУ, 2010. – 187 с.
12. Крылов, А.А. Психологические проблемы самореализации личности. Сборник / под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростелевой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. – 245 с.
13. Леонтьев, Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2007. – №3. – С. 45.
14. Луговая, В.Ф. Креативность как компонент адаптационного потенциала личности / В.Ф. Луговая. – СПб., 2005. – 20 с.
15. Лютова, Е.К. К вопросу о взаимосвязи интеллекта, креативности и личностных черт у детей // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.-сост. А.Н. Воронин. – М., 2001. – 187 с.
16. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М.: Альпина Диджитал, 2011. – 590 с.
17. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии / А.М. Матюшкин. – 2009. – №6. – С.29-33.
18. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
19. Петрова, С.О. Психологические особенности одаренных подростков с разным соотношением вербальных и невербальных способностей // Психологическая наука и образование / Издание №5. – 2009. – №2. – С.71-78.
20. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
21. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
22. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – 22-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 671 с.
23. Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К.А. Торшина // Вопросы психологии. – 2008. – №4. – С. 124.
24. Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты / Е.Е. Туник. – М.: Чистые пруды, 2006. – 324 с.
25. Шумакова, Н.Б. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников / Н.Б. Шумакова // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С.27.
26. Шухурт, С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности / С.М. Шухурт. – СПб. : Изд. «Речь», 2006. – 287 с.
27. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества / П.М. Якобсон. – М.: Знание, 2011. – 287 с.