Введение
1 Теоретические основы изучения психологических особенностей отношения к опасностям юношей и девушек с разным уровнем доверия к себе
1.1 Теоретический анализ современных научных подходов к исследованию отношения к опасностям в юношеском возрасте
1.2 Теоретический анализ современных научных подходов к исследованию проблемы развития доверия к себе в юношеском возрасте
2 Эмпирическое исследование психологических особенностей отношения к опасностям юношей и девушек с разным уровнем доверия к себе
2.1 Характеристика выборки, методик и процедуры исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Психологические рекомендации по развитию адекватного типа отношения к опасностям юношей и девушек с разным уровнем доверия к себе и к миру
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена с тем, что обеспечение безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности является одной из актуальных проблем современности. Решение данной проблемы осуществляется в двух направлениях. Первое направление заключается в выявлении факторов и условий создания благоприятной среды, где личность могла бы в полной мере реализовать свой жизненный и творческий потенциал с наименьшими издержками для здоровья, психологического и социального благополучия. Второе направление состоит в формировании ее готовности к встрече с опасностями, умения противостоять им, способности своими действиями и поведением не провоцировать возникновение угроз без веских на то причин. Успешное разрешение этих проблем в рамках этих направленных возможно лишь в том случае, если учитываются особенности восприятия и отношения к опасностям самого человека.
В связи с этим актуальным становится выявление ресурсов человека, его способности противостоять неблагоприятным факторам среды, умения так выстраивать свою жизненную траекторию, чтобы достигать максимальных результатов с наименьшими потерями и без ущерба для себя, общества и окружающей среде.
Одним из факторов отношения к опасностям может выступать доверие к себе. Именно доверие является фактором эффективного и гармоничного взаимодействия человека с самим собой и окружающим миром. Низкая способность к саморегуляции поведения, утрата базового доверия к миру и неопределенность отношения самому себе являются факторами риска психологической безопасности.
Вместе с тем, доверие к себе является одним из основных условий успешной самоактуализации личности, что особенно важно для лиц юношеского возраста. Для юношеского возраста характерным является особая чувствительность к себе, е своему внутреннему миру, так как на основе этой рефлексии складывается не только самооценка, но и в целом особое отношение к себе. В этом возрасте молодые люди проходят кризис идентичности. Доверие выполняет функцию обратной связи в процессе самопознания, что соответствует кризису идентичности, основной задачей которого является определение и поиск себя
Современные исследования проблемы доверия связаны прежде всего с концепцией доверия Т. П. Скрипкиной, где раскрыта сущность феномена доверия, глубоко изучена его природа, виды, функции, а также значение как социально-психологического явления.
Проблема доверия к себе являлась предметом исследований таких авторов как: В.П. Зинченко, А.Н. Моховиков, Г.Н. Раковская, Т.П. Скрипкина, П.Н. Шихирев, А.В. Скворцов, В.В. Козлов, Н.Г. Устинова, В.И. Лебедев, В.А. Дорофеев, Г.Н. Тигунцева, Ю.А. Левада, Т.М. Мозговая, А.Л. Темницкий, А.Ф. Филиппов,
1 Теоретические основы изучения психологических особенностей отношения к опасностям юношей и девушек с разным уровнем доверия к себе
1.1 Теоретический анализ современных научных подходов к исследованию отношения к опасностям в юношеском возрасте
Проблема изучения отношения к опасностям рассматривалась в рамках такого направления как психология безопасности (И.А. Баева, Т.М. Краснянская, В.Г. Тылец, В.Н. Мошкин и др.).
В работах И.А. Баевой безопасность определяется как состояние защищенности (человека и среды), а также способность отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Актуализацию потребности в безопасности вызывает и одновременно блокирует ее удовлетворение экстремальная ситуация. Согласно автору, экстремальная ситуация психологически опасна для субъекта, так как в ней:
- происходит перегрузка психофизиологических механизмов отражения;
- возникают не рефлексируемые проявления психической деятельности;
- актуализируются глубинные уровни психической организации (витальные потребности) при их фрустрации;
- снижается уровень автономности личности и волевой регуляции;
- происходит дезорганизация процессов смыслообразования и целеполагания;
- формируются «рискованные» способы удовлетворения потребностей (прежде всего - потребности в безопасности);
- происходит дезорганизация процессов отражения;
- угнетается вероятностное прогнозирование [1, с. 13].
В работе Т.М. Краснянской выделяются индивидный и личностный уровня безопасности человека. Так, индивидный уровень безопасности человека регулируется его потребностью в безопасности или самосохранении и выступает в качестве резерва безопасности человека в ситуациях, в которых социально ориентированные способы достижения безопасности не находят в силу каких-либо обстоятельств должного применения [2, с. 146].
Личностный уровень безопасности человека (или личная безопасность) базируется на освоении конкретным индивидом социальных и групповых ценностей и развитием у него ряда личностных качеств: моральности, нравственности, личного достоинства, разумности, ответственности. В экстремальных ситуациях выбора личность реализует себя с помощью свободного, самостоятельного и ответственного действия. Данный аспект безопасности в наибольшей степени поддается произвольному управлению и соответственно совершенствованию [2, с. 147].
2 Эмпирическое исследование психологических особенностей отношения к опасностям юношей и девушек с разным уровнем доверия к себе
2.1 Характеристика выборки, методик и процедуры исследования
База исследования: исследование проводилось на базе одного из ГУО «Средняя школа №2 г. Гомеля» В исследовании приняли участие 100 учащихся 11-х классов, из них 50 юношей и 50 девушек. Возраст испытуемых – 16-17 лет.
Цель эмпирического исследования: выявить психологические особенности отношения к опасностям юношей и девушек с разным уровнем доверия к себе.
Задачи исследования:
1) выявить уровень доверия к себе у юношей и девушек;
2) установить психологические особенности отношения к опасностям у юношей и девушек;
3) определить психологические особенности отношения к опасностям юношей и девушек с разным уровнем доверия к себе.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение психологических особенностей отношения к опасностям юношей и девушек с разным уровнем доверия к себе с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов исследования, формулирование выводов.
Методы исследования: метод тестирования, диагностические методики, метод математической статистики (критерий углового преобразования Фишера).
Методики исследования:
1. Рефлексивный опросник уровня доверия к себе Т.П. Скрипкиной.
2. Тест-опросник сензитивности к угрозам (В.Г. Маралов и коллектив соавторов).
3. Опросник по выявлению типов реагирования в ситуациях опасности (В.Г. Маралов).
Краткое описание методик исследования.
Рефлексивный опросник уровня доверия к себе Т.П. Скрипкиной.
Назначение методики: выявление уровня доверия к себе в разных жизненных сферах. Испытуемым предлагается 11 утверждений – перечень жизнезначимых для человека сфер, где необходимо отметить насколько они доверяют себе в каждой из перечисленных жизненных сфер. Обработка результатов опросника осуществляется путем анализа ответов испытуемых. В опроснике не приводится описания уровней доверия к себе. Ответы «полностью доверяю себе» (5) и «скорее доверяю себе» (4) были отнесены к высокому уровню; ответы «доверяю себе частично» (3) и «не доверяю себе частично» (2) – к среднему уровняю; ответы «скорее не доверяю себе частично» (1) и «полностью не доверяю себе» (0) – к низкому уровню.
Заключение
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что в современной психологии понятие отношения к опасностям рассматривается в рамках проблематики психологической безопасности и как отдельный психический феномен. Отношение к опасностям заключается в способности индивида своевременно обнаруживать сигналы опасности (сензитивность к опасностям) и осуществлять выбор адекватных или неадекватных способов реагирования на угрозу (тип реагирования на опасность). Основными типами реагирования на ситуацию опасности являются: адекватный, игнорирующий и тревожный. Отношение человека к опасностям не возникает спонтанно, а связано определенным образом с его личностными качествами и характеристиками.
В зарубежной психологии доверием рассматривается в качестве психологического состояния, включающего намерение принять собственную уязвимость, основанное на позитивных ожиданиях относительно намерений или поведения другого. В отечественной психологии под доверием понимается социально-психологическое явление, психологический механизм которого представлен социальной установкой, формирующейся благодаря одновременной направленности психики человека в мир и в самого себя. Доверие к себе предполагает осознание личностью своих ресурсов в данных конкретных обстоятельствах и того, что их сдерживает. Доверие рассматривается как вид установки, состоящий из когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что половина юношей и девушек обладают средним уровнем доверия к себе – у них способность предварительно наделять явления и объекты окружающего мира, а также других людей, их возможные будущие действия и собственные предполагаемые действия свойствами безопасности (надежности) и ситуативной полезности (значимости) умеренно развита. У юношей доверие к себе проявляется в высокой степени в умении строить взаимоотношения с друзьями, умении нравиться представителям противоположного пола, умении интересно провести досуг; в низкой степени – в учебной деятельности, в умении строить взаимоотношения с учителями, в умении строить взаимоотношения с родителями. У девушек доверие к себе проявляется в высокой степени в интеллектуальной деятельности, в решении бытовых проблем, в умении строить взаимоотношения в семье; в низкой степени – в умении нравиться представителям противоположного пола, умении строить взаимоотношения с маленькими детьми, умении строить взаимоотношения с учениками младших классов. Высокий уровень сензитивности к угрозам более характерен для юношей и девушек с нормальным уровнем доверия к себе; низкий уровень сензитивности к угрозам более характерен для юношей и девушек с низким уровнем доверия к себе. Адекватный тип реагирования в ситуациях опасности более характерен для юношей и девушек с нормальным уровнем доверия к себе; игнорирующий тип реагирования в ситуациях опасности более характерен для юношей и девушек с низким уровнем доверия к себе.
1 Баева, И.А. Психология безопасности как основа анализа экстремальной ситуации / И.А. Баева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2012. – № 2. – С. 6–18.
2 Краснянская, Т.М. Личная безопасность человека в проблемном поле психологии безопасности / Т.М. Краснянская // Наука. Инновация. Технологии. – 2005. – № 40. – С. 145–153.
3 Мошкин, В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников / В.Н. Мошкин. – Барнаул: АлтГПУ, 2002. – 318 с.
4 Маралов, В.Г. Личностные детерминанты отношения к опасностям старших школьников / В.Г. Маралов, Е.Ю. Малышева // Вестник Чере5 повецкого гос. университета. – 2014. – № 1. – С. 116–119.
5 Маралов, В.Г. Психологическая структура сензитивности к опасностям / В.Г. Маралов, И.А. Табунов // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2013. – Т. 2, № 2 (48). – С. 122–126.
6 Табунов, И.А. Сензитивность к угрозам как структурный компонент отношения человека к опасностям / И.А. Табунов // Череповецкие научные чтения – 2012: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. – Череповец, 2013. – С. 211–214.
7 Соломин, В.П. Психологическая защита: направления и методы / В.П. Соломин, Л.А. Михайлов, Т.В. Маликова. – СПб.: Речь, 2008. –231 с.
8 Кудака, М.А. Психологические особенности взаимосвязи типа отношения личности к опасностям и способности к прогнозированию у студентов / М.А. Кудака, Д.Н. Огурцов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3591–3595.
9 Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л.А. Регуш. – СПб.: Речь, 2003. –352 с.
10 Тырсикова, А.Д. Формирование стратегий психологической безопасности студентов вуза: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / А.Д. Тырсикова. – Пятигорск, 2012. – 19 с.
11 Леонова, И.Ю. Доверие: понятие, виды и функции / И.Ю. Леонова // Вестник Удмуртского университета. – 2015. – Вып. 2. – С. 34–41.
12 Фукуяма, Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / пер. с англ. – М.: АСТ Москва, 2008. – 730 с.
13 Купрейченко, А.Б. Психология доверия и недоверия / А.Б. Купреченко. – М.: Изд во «Институт психологии РАН», 2008. – 564 с.
14 Фрейджер, Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 514 с.
15 Скрипкина Т.П. Психология доверия / Т.П. Скрипкина. – М.: Академия, 2000. – 463 с.
16 Летягина, С.К. Доверие к себе и к миру как фактор гармонизации отношений личности / С.К. Летягина, И.Р. Гайнутдинова // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2015. – № 1. – С. 90–95.
17 Скрипкина, Т.В. Доверие и онтогенетическое развитие в детском возрасте / Т.В. Скрипкина, А.В. Полина // Доверие в социально-психологическом взаимодействии: коллективная монография. – Ростов на Дону: Изд-во РГПУ, 2006. – С. 181-208.
18 Антоненко, И.В. Доверие: социально-психологический феномен: монография / И.В. Антоненко. – Москва: Социум, 2004. – 320 с.
19 Зинченко, В.П. Психология доверия / В.П. Зинченко. – Самара: Издательство СИОКПП, 2001. – 104 с.
20 Крючкова, И.М. Социально-психологические характеристики феномена «доверия» в работах отечественных авторов / И.М. Крючкова // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – № 8. – С.112–124.
21 Бердюков, М.А. Понимание феномена доверия в отечественной психологии / М.А. Бердюков // Ученые записки Забайкальского гос. университета. – 2016. – № 2. – С. 84–92.
22 Антоненко, И.В. Обзор исследований по проблеме доверия / И.В. Антоненко // Социальный психолог, 2003. – № 1. – С. 26–35.
23 Ильин, Е.П. Психология доверия / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 290 с.
24 Гуриева, С.Д. Доверие как социально-психологическое явление / С.В. Гуриева, М.М. Борисова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2014. – Вып 4. – С. 126–136.
25 Журавлева, Л.А. К вопросу о видах и функциях доверия / Л.А. Журавлева, В.А. Сумарокова // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2014. – С. 165–170.