Введение
Выбор профессии является весьма сложным и длительным мотивационным процессом, так как от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Именно поэтому проблема изучения мотивов выбора профессии приобретает все большую актуальность. Выбор профессии представляет собой критический момент в развитии личности, связанный с рядом противоречий, главным из которых является борьба индивидуальных и социальных потребностей.
Современные условия развития личности активизировали проблему личностного и профессионального самоопределения. Старший школьный возраст представляет собой период, находящийся в центре этой проблемы, так как именно в этом возрасте появляется избирательность отношения старшеклассников к различным профессиям. К личности учащихся старших классов сегодня предъявляются требования к ее самоопределению, формированию навыков активной жизненной позиции, потребности самостоятельного принятия решений и готовности нести ответственность за них.
Зарубежные и отечественные психологи успешность профессионального самоопределения связывают, в первую очередь, с содержанием мотивационных образований, лежащих в его основе. Ведущая роль в профессиональном выборе принадлежит мотивами и потребностям старшеклассника. Профессиональная деятельность является пространством самореализации и самоактуализации личности, что придает особый смысл процессу выбора профессии в юношеском возрасте, которому свойственна выраженная направленность сознания на будущее.
В современных исследованиях определение мотивов выбора профессии лежит в рамках исследования проблематики взаимосвязи процесса профессиогенеза субъекта с качественной сущностью отношений с миром и самим собой как активным субъектом жизнедеятельности (Е.А. Климов, Л.Н. Коган, В.Э. Чудновский). Особое значение имеет изучение трансформации тенденций мотивов выбора профессии, условий и механизмов формирования адекватных мотивов профессионального самоопределения в старших классах.
Проблема исследования мотивационной сферы личности является фундаментальной в отечественной и зарубежной психологии. Среди ученых, изучавшую данную проблему, можно назвать А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, Н.И. Непомнящую, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, В. Франкла, В. Эдварда и других.
Профессиональное самоопределение явилось предметом изучения Е.А. Климова, Ю.П. Поваренкова, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистякова. Феномен выбора профессии исследуется в современной психологии в
1 Теоретические основы изучения мотивов выбора профессии старшими школьниками
1.1 Основные подходы к исследованию мотивации в психологии
Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из главных проблем в психологии и педагогики. Исследованием мотивации занимались известные отечественные психологи (В.Г. Асеев, Т.О. Гордеева, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Ю.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон) и зарубежные авторы (А. Маслоу, Г. Олпорт, Б. Скиннер, Л. Фестингер, З. Фрейд, Х. Хекхаузен). С точки зрения этих авторов, мотивация является совокупностью побуждающих факторов, которые обуславливают активность личности и определяют направленность ее деятельности.
Особенности мотивационной сферы личности являются важной для полной характеристики личности. По мнению Л.И. Божович, развитие мотивационной сферы является базой, основанием становления личности. Целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью. В основе направленности личности лежит возникающая в процессе жизни и воспитания устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризует строение мотивационной сферы человека [1, с. 31].
В качестве компонента мотивационной сферы личности выступает мотив. В отечественной литературе наиболее распространена психологическая теория деятельности, где мотив – центральный, системообразующий фактор деятельности.
Мотив здесь является устойчивым образованием мотивационной сферы в виде опредмеченной потребности. Как отмечает Е.П. Ильин, в отличие от мотива, побуждение является конкретным ситуативным образованием, результатом мотивационного процесса, то есть следствием актуализации мотива, непосредственно инициирующего деятельность. В то же время побуждение – субъективное проявление мотива как личностного образования, его предваряющее [2, с. 207].
По мнению С.Л. Рубинштейна интересы являются специфическими мотивами познавательной деятельности, эмоции – формой переживания потребности, выражающей ее активную сторону [3, с. 238].
Мотив является продуктом проникновения интеллектуального образования (образа предмета) в потребность (аффект), пристрастно-познавательным образованием, сочетающим в себе признаки интеллекта и аффекта, полагает В.К. Вилюнас [4, с. 45]. Иначе говоря, мотив – это пристрастно отражаемый предмет, предмет пристрастно-эмоционального
2 Эмпирическое исследование мотивов выбора профессии старшими школьниками
2.1 Организация и методы исследования
База проведения исследования: государственное учреждение образование «Средняя школа № 3 г. Гомеля».
Характеристика выборки исследования: всего в исследовании приняли участие 40 человек, учащихся в 10-11 классах. Выборку исследования составили 20 юношей и 20 девушек в возрасте 15-17 лет.
Этапы проведения исследования:
Первый этап – формулировка цели, задач, объекта и предмета исследования. Проведение теоретического анализа и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Второй этап – определение базы исследования и групп испытуемых; подбор необходимого психодиагностического инструментария; организация эмпирического исследования.
Третий этап – сбор эмпирического материала; обработка и интерпретация полученных результатов; формулирование выводов.
Объект исследования – мотивационная сфера личности старших школьников.
Предмет исследования – мотивы выбора профессии старшими школьниками.
Цель исследования: выявить мотивы выбора профессии старшими школьниками.
Для достижения цели были поставлены эмпирические задачи:
1) определить профессиональные склонности старших школьников;
2) выявить мотивы выбора профессии старших школьников.
Методы исследования:
– теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические: тестирование (опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной; методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова);
– методы обработки и интерпретации данных: количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Методики исследования:
1. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной).
Назначение: методика позволяет выявить склонности учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми,
Заключение
Проведенное теоретико-практическое исследование позволяет сделать вывод о том, что несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. В сложный мотивационный процесс включены потребности, мотивы, мировоззрение, личностные особенности и представления человека о себе, своих физических и психических возможностях, функциональные и эмоциональные состояния и переживания, знание о среде и прогноз ее изменений, ожидаемые последствия и т.п. Мотивация есть особый психический процесс или особое психическое действие со своим строением и с функцией формировать побуждение. Мотив является устойчивым образованием мотивационной сферы в виде опредмеченной потребности. Мотивационная сфера рассматривается как многокомпонентное, многоуровневое, иерархизированное динамическое образование.
Старший школьный возраст представляет собой период интенсивного развития личности, самостоятельности, планов дальнейшей жизни. В старших классах возрасте происходит включение юношей и девушек во взрослую жизнь. Этот период в жизни человека характеризуется завершением позитивной фазы подросткового возраста, определяющей основные психологические новообразования этого возрастного периода: развитие самосознания, ориентация мотивов на будущую жизнь, формирование мировоззрения, возникновение профессионального самоопределения.
Выбор профессии представляет собой компонент профессионального самоопределения старшего школьника. В старших классах появляются весьма устойчивые мотивы, связанные с представлениями и намерениями школьникам, касающиеся своей будущей жизнедеятельности. Выбор профессии старшеклассников определяется внутренними и внешними мотивами, которые могут быть положительными и отрицательными, а также индивидуально и социально значимыми. Основными мотивами выбора профессии являются: социальные, моральные, этические, познавательные, творческие, мотивы, связанные с содержанием труда, материальные, престижные, утилитарные мотивы.
Эмпирическое исследование мотивов выбора профессии старшими школьниками показало, что:
– юноши в старших классах преимущественно склонны к экстремальным видам деятельности, отмечается средне выраженная склонность к работе на производстве и к исследовательской деятельности. У девушек обнаруживается ярко выраженная профессиональная склонность к работе с людьми, к эстетическим видам деятельности и к планово-экономическим видам деятельности;
1 Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – Москва. – 1972. – С. 7 – 44.
2 Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002 – 512 с.
3 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
4 Вилюнас, В.К. Психологические механизмы развития мотивации: автореф. дис… доктора психол. наук: 19.00.05 / В.К. Вилюнас. – М., 1990. – 17с.
5 Занюк, С.С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С.С. Занюк. – Киев: Ника-Центр, 2001. – 352 с.
6 Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – Москва: Политиздат, 1977. – 304 с.
7 Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. – 1984. – №4. – С. 126 – 130.
8 Аргайл, М. Психология счастья / Пер. с англ. – СПб, Питер, 2003. – 396 с.
9 Шапиро, С.А. Мотивация / С.А. Шапиро. – М.: Изд-во «ГроссМедиа», 2008. – 150 с.
10 Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Под ред. Б.М. Величковского. – М.: Академия, 1986. – Т. 1. – 438 с.
11 Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. – М. Педагогика, 1980. – Т. 1.
12 Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 225 с.
13 Левин, К. Динамическая психология / К. Левин. – М.: Смысл. 2001. – 512 с.
14 Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.
15 Лисовский, В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование) / В.Т. Лисовский. – СПб.: Наука, 2003. – 368 с.
16 Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л.А. Йоваша. – М.: Просвещение, 1983. – 28 с.
17 Головей, Л.А. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ / Н.А. Грищенко. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 79 с.
18 Эриксон, Э.Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.
19 Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.
20 Мисиров, Д.Н. Трансформация мотивов выбора профессии в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Д.Н. Мисиров. – Ростов н/Д., 2000. – 19 с.
21 Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1988. – № 2. – С. 19 – 27.
22 Давыдюк, Л.В. Мотивы выбора профессии старшеклассниками / Л.В. Давыдюк, О.Н. Истратова // Известия ТРТУ. – 2005. – № 5. – С. 85 – 88.
23 Журавлева, О.В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников / О.В. Журавлева // Известия высших учебных заведений. – 2015. – № 1. – С. 159 – 160.
24 Шапкина, Е.А. Мотивы выбора профессии учащимися 10-11 классов / Е.А. Шапкина, Т.М. Урутина, Л.Г. Агеева // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 9. – С. 1 – 7.
25 Врублевская, М.М. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации / М.М. Врублевская, О.В. Зыкова. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 80 с.
26 Некрасова, О.Н. Мотивы выбора профессии / О.Н. Некрасова // Вестник Прикумского социального института. – 2016. – № 3 (75). – C. 121–124.
27 Вартанова, И.И. Развитие учебной мотивации и ценностей старших школьников / И.И. Вартанова // Психологический журнал Междунар. ун-та природы, общества и человека «Дубна». – 2010. – № 4. – С. 21 – 28.