Введение
1 Теоретические основы исследования проблемы психологических особенностей темперамента в подростковом возрасте
1.1 Сущность и типы темперамента
1.2 Психологические особенности личности в подростковом возрасте
2 Эмпирическое исследование психологических особенностей темперамента в подростковом возрасте
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Данная работа посвящается изучению психологических особенностей темперамента в подростковом возрасте. В период подросткового возраста начинаются интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. У ребят подросткового возраста появляются новые психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста является стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов.
Личность любого подростка является индивидуальной, но и в ней находят отражение закономерности общие как для всех несовершеннолетних в целом, так и для их некоторых социальных групп. Учитывая это, можно утверждать, что в личности, как в любом объекте исследования, находят проявление единство общего, особенного или индивидуального. Одной из индивидуальных особенностей несовершеннолетнего подростка, как и каждого человека другого возраста, является темперамент. Темперамент является самой устойчивой характеристикой личности человека, которая почти не изменяется на протяжении жизни и проявляется во всех областях жизнедеятельности. Знание темперамента разрешает выявить разносторонность возможностей личности с целью применения потенциала их сильных личностных свойств.
В естественных условиях темперамент находит проявление только в особенностях индивидуального стиля и не определяет результативность деятельности. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. В экстремальных ситуациях влияние темперамента на эффективность деятельности значительно усиливается, потому что заранее усвоенные формы поведения становятся нерезультативными и становится необходимой дополнительная энергетическая или динамическая мобилизация организма, для того чтобы справиться с неожиданными или очень сильными воздействиями-раздражителями, особенно в период подросткового возраста. По причине этого каждому человеку, а тем более подростку, нужно иметь представление о типах темперамента и свойствах нервной системы, свой личный тип темперамента, уметь выявлять особенности темперамента какого-то другого человека за поведенческими проявлениями. Все это и предопределяет актуальность нашего исследования.
1 Теоретические основы исследования проблемы психологических особенностей темперамента в подростковом возрасте
1.1 Сущность и типы темперамента
Поведение человека зависит не только от условий со стороны общества, но и от особенностей его природной организации. Среди личностных особенностей, которые характеризуют стиль поведения человека, его деятельность и процесс общения, особенное место принадлежит темпераменту. Человечество еще очень давно пыталось установить типические особенности психического склада разных людей, свести их к небольшому числу обобщенных портретов – типов темперамента, так как это давало бы возможность предугадать поведение людей разных типов в разнообразных жизненных ситуациях. Психическая деятельность различных людей проходит по-разному [11, c. 322]. У некоторых личностей это происходит равномерно, плавно, они всегда являются спокойными, медлительными, скупыми в движениях, неулыбчивыми. У других личностей наоборот более скачкообразно. Такой тип людей более подвижен, оживлен, шумлив, у них богатая и разнообразная мимика, движения суетливы, нетерпеливы. Природные (или по-другому врожденные) особенности, которые устанавливают динамическую сторону психической деятельности человека, – это свойства темперамента.
Под темпераментом необходимо понимать природно-обусловленные, индивидуально своеобразные свойства психики, которые определяют динамику психической деятельности человека. Темперамент характеризует человека главным образом с точки зрения скорости протекания и интенсивности всех психических процессов – познавательных, эмоциональных, волевых процессов. Еще раз можно отметить, что темперамент устанавливает только динамические, а не содержательные стороны поведения [3, c. 212]. Темперамент не характеризует убеждения личности, ее взгляды, интересы, не является показателем ее большей или меньшей ценности для общества. Он не предопределяет черт характера, хотя между ними и свойствами темперамента имеется тесная взаимосвязь, и не определяет степень развития общих и специальных способностей.
2 Эмпирическое исследование психологических особенностей темперамента в подростковом возрасте
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной курсовой работы является изучить психологические особенности темперамента в подростковом возрасте. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление психологических особенностей, свойственных подростковому возрасту. Эмпирическое исследование осуществлялось поэтапно.
Выборка: в исследовании принимали участие 30 подростков в возрасте 14-16 лет (17 юношей и 13 девушек).
Для проведения исследования использовалась следующая методика: методика Айзенка по определению типа темперамента.
Методика Айзенка. Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: экстраверсии, интроверсии и нейротизма. Связь фаторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента – холерическим, сангвиническим, флегматическим и меланхолическим отражаются в «круге Айзенка»: по горизонтали в направлении слева направо увеличивается абсолютная величина показателя экстраверсии, а по вертикали снизу вверх уменьшается выраженность показателя стабильности.
Опросник формы содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсии-интроверсии, еще 24 – со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную Л-шкалу (шкалу лжи), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы.
Порядок работы. Эксперимент проводится индивидуально или в группе. Экспериментатор сообщает испытуемым инструкцию: «Вам будет предложено ответить на ряд вопросов. Отвечайте только «да» или «нет» знаком плюс в соответствующей графе, не раздумывая, сразу же, так как важна ваша первая реакция. Имейте в виду, что исследуются некоторые личностные, а не умственные особенности, так что правильных или неправильных ответов здесь нет». Затем экспериментатор напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно и предлагает приступить к работе.
Заключение
Темперамент является важным психологическим феноменом. Он представляет собой совокупность свойств, которые характеризуют динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, появления, прекращение и изменение. Содержательная характеристика темперамента раскрывается в его свойствах. Свойства темперамента – это такие отличительные индивидуальные признаки человека, которые устанавливают собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного промежутка времени, проявляясь вскоре после момента рождения. В психологии выделяют четыре основных типа темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Каждый тип темперамента отличается друг от друга разной степенью выраженности силы, уравновешенности, подвижности.
Подростковый возраст это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности. Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости. К психологическим особенностям подросткового возраста относятся: чувствительность к оценке посторонних своей внешности; крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих. Для удовлетворения чувства взрослости подростки пытаются во всем подражать взрослым. Конкретными образцами для подражания становятся более взрослые друзья, киногерои, попса и другие взрослые с «броской» внешностью. Подражание делает подростка взрослым и в собственных глазах, и в глазах, как ему кажется, окружающих людей. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Поведение подростка регулируется его самооценкой.
Во второй главе работы было проведено эмпирическое исследование с использованием методики Айзенка. Большинство подростков, принимавших участие в исследовании, являются сангвиниками – 33,3%. Такие ребята характеризуются тем, что могут быстро приспосабливаются к новым условиям, быстро сходится с людьми, являются весьма общительными.
1 Аллахвердов, В.М. Психология / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова. – М.: Проспект, 2004. – 752 с.
2 Батаршев, А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика / А.В. Батаршев. – М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2011. – 336 с.
3 Божович, Е.Д. Психология особенного развития личности подростка / Е.Д. Божович. – М.: Эксмо, 2009. – 341 с.
4 Гаджиева, У.Б. Особенности проявления темперамента как свойства индивидуальности личности // Научно-исследовательские публикации. – 2014. – №4. – С.109-113.
5 Грушева, О.А. Теории темперамента // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2014. – №1. – С. 39-42.
6 Дружинина, В.Н. Психология, учебник для гуманистических ВУЗов / В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
7 Жемчугова, Н.А. Соотношение свойств темперамента и общительности на раннем и позднем этапах юношеского возраста / Н.А. Жемчугова // Вестник МГОУ, серия «Психологические науки». – 2009. – № 2. – С. 36-41.
8 Ивашкин, В. Психологическое изучение школьников / В. Ивашкин. – М.: Эксмо, 2010. – 536 с.
9 Клонингер, С. Теория личности: познание человека / С. Клонингер. – СПб.: Питер, 2013. – 720 с.
10 Корниенко, Д.С. Личностные свойства родителя и темперамент ребенка как предикторы детско-родительских отношений / Д.С. Корниенко, А.В. Краснов // Психологические науки. – № 11. – 2012. – C. 35-44.
11 Корниенко, Н.А. Личность и индивидуальные различия /Н.А. Корниенко. – М.: НГТТУ, 2008. – 562 с.
12 Кривцова М.А. Темперамент личности и его свойства // Уникальные исследования XXI века. – 2015. – №5. – С. 105-111.
13 Крупнов, А.И. Психологические проявления и структура темперамента / А.И. Крупнов. – М.: РУДН, 2012. – 80 с.
14 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Юрайт-М, 2011. – 464 с.
15 Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб. Питер, 2010. – 592 с.
16 Мещеряков, В. Большой психологический словарь / В. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Питер, 2014. – 672 с.
17 Мирошнеченко, В.В. Хрестоматия по психологии / В.В. Мирошнеченко. – М.: Просвещение, 2007. – 528 с.
18 Овчинников, Б.В. Типы темперамента в практической психологии / Б.В. Овчинников, И.М. Владимиров, К.В. Павлов. – СПб.: Сова, 2013. – 288 с.
19 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 720 с.
20 Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность / П.В. Симонов, П.М. Ершов. – М.: Наука, 2012. – 185 с.
21 Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии/ Я. Стреляу. – М.: Прогресс, 2012. – 237 с.
22 Фридман, Л.М. Психология детей и подростков / Л.М. Фридман. – М.: Института Психотерапии, 2013. – 480 с.
23 Фролов, Ю.И. Психология подростка / Ю.И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агенство, 2007. – 526 с.
24 Щадрикова, В.Д. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / В.Д. Щадрикова. – М.: Просвещение, 2009. – 388 с.