Введение
1. Понятие, сущность и виды методов управления
1.1. Понятие и сущность методов управления
1.2. Классификация методов управления
2. Методы управления системой органов внутренних дел
2.1. Система органов внутренних дел
2.2. Методы управления, применяемые органами внутренних дел
3. Методы управления коллективом сотрудников органов внутренних дел
Заключение
Список использованных источников
Введение
Практическая реализация государственного управления основывается на методах управления. Они занимают ключевое места в системе управления в силу их практической значимости. Одной из структурных частей системы органов государственное управление являются органы внутренних дел. К управлению органами внутренних дел применимы свои методы управления, изучение которых позволяет говорить о значении органов внутренних дел в общественной жизни государства, что обуславливает актуальность и необходимость их изучения.
Цель настоящей работы – комплексное исследование правового регулирования методов государственного регулирования в системе органов внутренних дел.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Определить сущность и значение методов государственного управления;
2) Изучить классификацию метод управления;
3) Изучить систему органов внутренних дел;
4) Определить методы управления, применяемые органами внутренних дел;
5) Определить специфику методов управления коллективом органов внутренних дел.
Объектом исследования методы управления, применяемые органами внутренних дул.
Предметом исследования является правовое регулирование отношений, возникающие при применении методов управления органами внутренних дел.
Методы исследования. При выполнении работы были использованы методы общенаучного познания: законы формальной логики, анализ и синтез, метод перехода от общего к частному и другие, а также специальные правовые методы: метод сравнительного правоведения, обобщение правоприменительной практики и другие.
При написании работы использовалась учебная литература и публикации таких отечественных авторов как Л.М. Рябцев, С.А. Балашенко, Т.С. Бойко, А.Н.Крамник, Л.и. Василевский, С.М. Забелов, А.П. Леонов, А. Лукашев, Т.В. Телятицкая и российских ученых таких как Т.Н. Бахрах, Т.С. Валиулин, А.Г. Маркушин, В.В. Казаков, Н.И. Буденко и др.
Структура работы обусловлена целями, задачами и методологией исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
1. Понятие, сущность и виды методов управления
1.1. Понятие и сущность методов управления
Государственная управленческая деятельность осуществляется по средствам метод государственного управления. Под методами государственного управления понимается прием или способ фактической реализации стоящих перед исполнительной властью задач и функций в своей ежедневной деятельности или деятельности отдельных должностных лиц, а также практической реализации задач и функций исполнительной власти на основе закрепленной за ними компетенции [3, с. 162].
Другими словами под методами государственного управления следует понимать особым способом регламентированные действия, посредствам которых субъект управления воздействует на объект управления, использование которых позволяет достичь цели и задачи, стоящие перед органами государственного управления в ходе реализации их функций по управлении.
Опираясь только на нормы русского языка, можно говорить о том, что слова метод и способ являются очень близкими по смыслу. Однако в юридической терминологии понятие метода шире, чем понятие способа ( к примеру, методы контроля, принуждения и стимулирования, административные методы).
Профессор Д.А Гавриленко определяет метод, как способ теоретического или практического осуществления чего-нибудь, способ действовать, поступать каким-нибудь образом, прием [2, с. 219].
Методы управления характеризуются наличием ряда отличительных черт, к которым можно отнести следующие.
1. Они взаимосвязаны с целью, которая стоит перед конкретным органом управления в контексте особого способа практической реализации единой государственной власти.
2. Методы рассматриваются на различных уровнях от способов воздействия одного человека на другого, до одного коллектива на другой. В данном случае можно говорить о методе как о специфической связи между людьми. Этот метод используется ежедневно как осознанное воздействие и может использоваться многократно.
2. Методы управления системой органов внутренних дел
2.1. Система органов внутренних дел
Органы внутренних дел представляют сложную и разветвленную систему, сочетающую в себе территориальный и функциональный признаки построения. Организационно система органов внутренних дел состоит из центрального аппарата, каковым является Министерство внутренних дел Республики Беларусь, территориальных органов внутренних дел, к которым относятся главное управление внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления, отделы внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций), управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел и подчиненные ему отделы, отделения, линейные пункты, а также учреждений образования и организаций здравоохранения, обеспечивающих выполнение задач, возложенных на органы внутренних дел.
В Законе в зависимости от выполняемых функций в системе этих органов выделяются милиция, подразделения предварительного расследования, по гражданству и миграции, охраны, финансов и тыла, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.
Милиция как система подразделений органов внутренних дел состоит из криминальной милиции, милиции общественной безопасности и иных подразделений, создаваемых для выполнения задач милиции по решению Министра внутренних дел Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь [11, c. 9].
В состав криминальной милиции входят подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по наркоконтролю и противодействию торговле людьми, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, экспертно-криминалистические. Милиция общественной безопасности представлена такими подразделениями, как оперативно-дежурные службы, служба участковых инспекторов милиции, инспекции по делам несовершеннолетних, строевые подразделения милиции, государственная автомобильная инспекция, дорожно-патрульная служба, подразделения, предназначенные для содержания лиц, совершивших преступления, административные правонарушения. Кроме перечисленных в составе криминальной милиции и милиции общественной безопасности находятся также другие подразделения, необходимые для осуществления их деятельности.
3. Методы управления коллективом сотрудников органов внутренних дел
Говоря о методах управления коллективом сотрудников органов внутренних дел, прежде всего необходимо акцентировать внимание на значимости социально-психологических методы управления, которые непосредственно направлены на обеспечение в трудовых коллективах органов внутренних дел благоприятного и устойчивого морально-психологического климата, способствующего наиболее успешному решению задач органов внутренних дел. Следует отметить, что данные методы направлены на обеспечение социальной защищенности работников, на повышение культуры деятельности органов внутренних дел и их имиджа.
Основным нормативным актом, регламентирующим применяемые методы управления коллективом органов внутренних дел, является Дисциплинарный устав органов внутренних дел Республики Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 29 мая 2003 года № 218 (далее – Дисциплинарный устав) [15].
Так, согласно п. 11 Дисциплинарного устава задостигнутые успехи в служебной деятельности предусматривает следующие виды поощрения:
объявление благодарности;
досрочное снятие дисциплинарного взыскания;
награждение ценным подарком или деньгами;
награждение Почетной грамотой органа внутренних дел;
награждение грамотой органа внутренних дел;
награждение нагрудным знаком органа внутренних дел;
присвоение очередного специального звания досрочно (за исключением специальных званий высшего начальствующего состава);
присвоение очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по занимаемой должности (за исключением специальных званий высшего начальствующего состава);
занесение в Книгу почета органа внутренних дел;
награждение холодным оружием [15]
За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, и другие особые заслуги сотрудники органов внутренних дел могут быть в установленном порядке представлены к награждению государственными наградами Республики Беларусь.
Заключение
Подводя итоги написанной работе, можно сделать следующие выводы.
1. Методы государственного управления – это способы практический реализации функций органов государственного управления. Для методов государственного управления характерны свои специфические черты. Многообразие методов управления обуславливает необходимость проведения их классификации. Наиболее общей классификацией является деление методов на общие и специальные, на методы прямого и косвенного воздействия, а также на административные, экономические и социальные методы.
2. Система органов внутренних дел имеет сложную и разветвленную структуру, которая сочетает в себе функциональные и территориальные признаки. Центральным звеном данной системы является Министерство внутренних дел Республики Беларусь. Не разрешенным на сегодняшний день остается вопрос отнесения к системе органов внутренних дел внутренние войска. Основными методами управления, применяемыми для реализации функций органов внутренних дел, являются административные и социально – экономические методы.
3. Залогом успешной работы органов внутренних дел являются правильно подобранные методы управления системой органов. Чрезмерное злоупотребление административными методами может вызвать негатив внутри самой системы среди сотрудников коллектива органов внутренних дел. Поэтому, говоря о взаимоотношения в трудовом коллективе и урегулировании его работы на первое место выходят социально психологические методы. Исходя из положений Дисциплинарного устава органов внутренних дел Республики Беларусь можно говорить о применении метода «кнута и пряника», то есть стимулирования и поощрения с одной стороны и принуждения с другой стороны.
Таким образом, системе органов внутренних дел присущи, как общие методы управления, так и специфические, присущие только этой системе. Правильный выбор методов управления обеспечивает слаженную и результативную работу всей системы в целом.
1. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: Учебник 4-е изд., изм. и доп. / под общ ред. Коренева А.П. – Москва :Моск. ун-т МВД России. – 2002. – 309 с.
2. Административное право : учебное пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; под ред. д-ра юрид. наук, проф. Д.А Гавриленко. – Мн.: Амалфея, 2002. – 416 с.
3. Административное право : учебное пособие / Л.М. Рябцев [и др.]; под общ. ред. Л.М. Рябцева. – Минск :Амалфея, 2009. – 432 с.
4. Административно-правовые основы государственного управления : учебное пособие для студентов вузов юридических специальностей и специальности «Государственное управление» / С.А. Балашенко, Т.С. Бойко, А.Н. Крамник и др.; под общ. ред. А.Н. Крамника. – Минск : Тесей, 2004. – 703с.
5. Бахрах, Д.Н. Административное право России : учебник / Д.Н. Бахрах. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2006 – 528 с.
6. Валиулин Т.С. Административно-правовой статус органов внутренних дел на транспорте: Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.14. - М., 2007.27с.
7. Василевский, Л.И. Правовая основа функционирования органов предварительного расследова¬ния: моногр. / Л.И. Василевский; Бел. ин-т правовед. - Минск: НО ООО «БИП-С», 2002. - 123 с.
8. Забелов, С.М. Административное право : курс интенсивной подготовки / С.М. Забелов, Д.Е. Талунов. – Минск :ТетраСистемс, 2007. – 272с.
9. Крамник, А.Н. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь / Крамник А.Н. – Мн.: Амалфея, 2001. – 223 с.
10. Леонов, А.П. Управление органами внутренних дел: курс лекций / А.П. Леонов; Мин-во внутр. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. - Минск, 2007. - 323 с.
11. Лукашев, А. Регулирование деятельности органов внутренних дел : новое прочтение старого закона / А. Лукашев // Юрист. – 2007. - № 9.- С. 8-11.
12. Лукашев, А. Регулирование деятельности органов внутренних дел : новое прочтение старого закона / А. Лукашев // Юрист. – 2007. - № 10.- С. 7-10.
13. Маюров Н.П. Служебная проверка как фактор совершенствования дисциплинарных правоотношений в органах милиции // История государства и права. - 2005. - № 2. - С.32-36.
14. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 17июля 2007 г., № 263 – З : в редакции закона от 09.01.2019 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
15. Об утверждении Дисциплинарного устава органов внутренних дел Республики Беларусь и текста присяги лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Республики Беларусь :Указ Президента Респ. Беларусь, 29мая 2003 г., № 218 : в редакции Указа от 25.02.2013 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
16. О вопросах прохождения службы в органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 15марта 2012 г., № 133 – З : в редакции закона от 28.02.2018 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
17. Основы управления в органах внутренних дел: учебник для СПО / А.Г. Маркушин, В.В. Казаков. –Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД РФ, 2016. - 260 с.
18. Основы управления в органах внутренних дел: учебник / Н.И. Буденко [и др.]; под общ. ред. А.П. Коренева. - М.: Щит-М, 2003. - 396 с.
19. Рябцев, Л.М. Администартивное право : курс лекций / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая, А.Н. Шкляревский ; под ред. Л.М. Рябцева. – Минск : БГЭУ., 2006. – 437с.
20. Тариков, А.А. Управление подразделениями предварительного расследования органов ОВД как разновидность социального управления / А.А. Тариков // Право.by. – 2009. - № 1. – С. 78-81.
21. Телятицкая, Т.В. Административное право : ответы на экзаменационные вопросы / Т.В. Телятицкая. – 4-е изд. перераб. и доп. – Минск :ТетраСистемс, 2012. – 124 с.
22. Яськов, Е.Ф. Методы управления: лекция / Е.Ф. Яськов. - М.: Академия МВД России, 2006. – 14 с.