Введение
Глава 1 Культурно-досуговая деятельность публичных библиотек
1.1 основные термины и понятия культурно-досуговой деятельности
1.2 формы и методы культурно-досуговой деятельности
Глава 2 Опыт продвижения чтения в детских библиотеках
2.1 отечественный опыт
2.2 зарубежный опыт
Заключение
Список использованных источников
Введение
Ценность книги в жизни человека огромна. Даже в век компьютеров и высоких технологий люди не могут обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи утверждают, что сегодняшние дети, едва научившиеся читать в начальной школе, теряют интерес к чтению к 7-8 классам. Проблема чтения в настоящее время находится в зоне особого внимания. Дети не только не читают, они даже не проявляют никакого интереса к чтению. В результате замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: дети не всегда сразу понимают суть заданий, забывая о них до того, как начнут выполнять. Многие термины и понятия, которые они должны знать в своем возрасте, просто им неизвестны и неинтересны. Учителя также отмечают ряд других основных причин трудностей с чтением современных учащихся: отсутствие техники чтения, отсутствие аналитических навыков, плохой словарный запас, слабое воображение.
Основная задача библиотек – популяризация чтения, чтения и книжных ценностей, а также повышение интереса к всемирному литературному наследию.
Для того чтобы кардинально изменить кризисные явления, необходимо переосмыслить организацию библиотечного дела, ведь будущее библиотек – это не только право собственности на фонды, но и качество предоставляемой читателю информации. Поэтому мы должны постоянно стремиться быть интересными, привлекательными для пользователей и менять многое в библиотеке в соответствии со временем.
Программы по продвижению книг и чтения реализуются с привлечением всех категорий населения библиотеки, но особое внимание уделяется развитию чтения у детей, подростков и молодежи. Необходимой составляющей современной образовательной деятельности библиотек сегодня должна стать мотивация детей и молодежи к чтению полезной литературы, участию в различных конкурсах, творческой самореализации.
Современные подростки, прежде всего, являются потребителями компьютерных продуктов, человеком, ориентированным на восприятие виртуальной, а не устной информации. Современные школьники нуждаются в ярком, динамичном и желательно кратком изложении информации. Главное для библиотекаря – привлечь внимание, эмоционально отреагировать и взять книгу в руки.
Изучением исследуемой проблемы в данной работе занималось большое количество отечественных и зарубежных авторов: Г. Смольская, О.А. Бардакова, Е.Ю. Качанова, Л. Хололова, В. Акулич, Г. Дайнеко, С.Г. Матлина, Ю.Н. Столяров, Б. Логинов, Т. Чернова и др.
В настоящее время инновации затронули абсолютно все виды человеческой деятельности. Библиотечный бизнес не стал исключением. Продвижение книги, чтение – главное направление в деятельности каждой библиотеки.
Глава 1 Культурно-досуговая деятельность публичных библиотек
1.1 основные термины и понятия культурно-досуговой деятельности
Прежде чем говорить о культурно-досуговой деятельности, осуществляемой детскими библиотеками в настоящее время, необходимо определить основные, ключевые понятия культурно-досуговой деятельности.
Одна из наиболее важных концепций – свободное время. Оно является неотъемлемой частью жизни любого человека, независимо от пола, возраста, социального положения и расы. И если принять условие, что все время человека можно назвать своего рода «бюджетом времени», то свободное время составляет треть от всего времени, проводимого человеком в процессе его жизни. Таким образом, бюджет рабочего времени состоит из трех компонентов или частей:
1. время, в течение которого лицо осуществляет трудовую деятельность или «рабочее время» (индивидуально для каждого);
2. время, в течение которого человек удовлетворяет свои потребности во сне, питании, поездке на работу, физические потребности или другие «нерабочие часы»;
3. время, которое остается после деятельности, упомянутой в пунктах 1 и 2, является свободным временем [7, с. 18].
Другими словами, свободное время используется человеком для удовлетворения собственных интересов и в соответствии с имеющимися у него возможностями по своему усмотрению. Сегодня начинается общее количество свободного времени, если не превышающее рабочее время, то как минимум два показателя примерно равны. Примером может служить развитие фриланса (бесплатная и надомная работа), при котором работник контролирует количество времени, затрачиваемого на работу, и получает вознаграждение в соответствии с количеством выполняемых работ работодателем. В нынешних условиях общество заинтересовано в эффективной организации и целеустремленном использовании свободного времени.
Так что можно говорить о слиянии двух понятий: «свободное время» и «досуг» в единое целое под общим названием «досуг», что более конкретизирует само определение. В этом случае под свободным временем понимается время, оставшееся после выполнения основных обязанностей. Понятие досуга рассматривается затем как часть свободного времени, которое может быть принято как особое «пространство» для творческой деятельности. Таким образом, отдых – это деятельность в свободное время. Из понятия «досуг» можно также выразить понятие деятельности.
Деятельность – это форма деятельности человека, характеризующаяся трансформацией окружающей среды (пространства, в котором человек существует) и самого человека, и не ограничивается простой адаптацией к ней (природы, в которой человек существует).
Глава 2 Опыт продвижения чтения в детских библиотеках
2.1 отечественный опыт
Многочисленные и очень авторитетные социологические исследования, проведенные в России за последние 15-20 лет, показывают, что сфера чтения заметно сужается, теряются навыки чтения широкой публики, бедность читаемого детьми и подростками материала и т.д. Однако это вполне согласуется с глобальной тенденцией. Как и во многих развитых странах, российские специалисты пытаются противостоять негативным явлениям. Однако, к сожалению, в отличие от стран, где существует традиция государственной поддержки чтения, нынешняя государственная политика России в этой области только формируется. Как правило, государство по-прежнему поддерживает (в первую очередь, финансово) «статусные» мероприятия (фестивали, ярмарки, книжные салоны и т.д.), адресованные, по сути, в первую очередь издателям, книготорговцам, библиотекарям и другим специалистам в области чтения, а проблемы интересов и потребностей самих читателей остаются в тени. Между тем, именно читательская ориентация лежит в основе успеха британской концепции развития и поддержки чтения, которая признана одной из самых эффективных в мире.
Можно отметить, что в Советской России (СССР) накоплен значительный исторический опыт участия государства в распространении чтения. Самая популярная кампания проводилась почти сразу после революции 1917 года, а затем в 1930-х годах в рамках борьбы с неграмотностью. Под лозунгом «Книга из масс» прошли «Недели» и «Месяцы» книжной и библиотечной пропаганды. Все эти кампании, проводимые, конечно же, государством, носили в то время ярко идеологический характер и по содержанию и форме, и рассматривали библиотеку и книгу в основном как «инструмент политической борьбы», а само чтение – как способ вовлечения в нее населения [16, с. 12].
В 1960-х годах проблема привлечения людей к чтению вновь оказалась в центре внимания государства по многим причинам. Но даже в этот, конечно, гораздо менее идеологический период книга, чтение рассматривались, прежде всего, как средство участия в «строительстве будущего» и т.д. В деятельности библиотек акцент был сделан на проведении массовых мероприятий. В значительной степени эти мероприятия носили формальный характер, хотя, конечно, были и очень интересные встречи с писателями, читательские конференции, собрания литературных клубов и т.д. Однако все эти мероприятия, как правило, были направлены на тех, кто уже был читателями библиотеки.
Новое время принесло как новые проблемы, так и новые возможности. Освобождение от идеологических задач позволило библиотекам взглянуть на проблему привлечения людей к чтению не с прагматической точки зрения, как это было раньше, а с гуманистической: показать ценность чтения для развития не только общества, но и, прежде всего, для становления личности.
Заключение
Культурно-досуговая деятельность является результатом синтеза двух относительно самостоятельных видов деятельности: культурной и досуговой. Поэтому культурно-досуговая деятельность – это такая деятельность, целью которой является привитие личности и эффективная организация досуга. Свободное время используется человеком для удовлетворения собственных интересов и в соответствии с имеющимися у него возможностями по своему усмотрению. Детская библиотека не может рассматриваться только как информационное учреждение. Помимо своей образовательной функции, он также выполняет образовательные, рекреационные и другие функции. Детская библиотека также является предпочтительным учреждением для проведения культурных мероприятий и досуга. Главной целью детской библиотеки является культурное и социальное воспитание личности.
Детская библиотека – это своего рода сообщество интересов, а точнее, интерес к книге, который способствует формированию информационных потребностей ребенка и дает ему возможность их понять. Поэтому библиотеки позиционируют себя как центры чтения и формирования информационной культуры личности. Усилия детских библиотек, в какой бы форме они ни принимали, концентрируются в следующих направлениях: организация работы с родителями в качестве менеджеров по чтению для детей; семейное чтение (совместное чтение детей и родителей); организация делового чтения детей – в поддержку школьной программы и самообразования;
– организация чтения детей в свободное время по их свободному выбору
Выделяют следующие формы поддержки чтения: информационные формы, формы деятельности, интерактивные формы. Основные направления популяризации чтения в библиотеках: популяризация классической литературы; знакомство с современной литературой; поддержка литературного творчества читателей; продвижение произведений местных авторов; развитие досугового чтения периодических изданий; участие в чтении в библиотеке в целом.
1. Акулич, В. Конкурсы и школы по информационной культуре школьников и студентов / В. Акулич // Бібліятэка прапануе. – 2010. – № 3. – С. 10 – 13.
2. Бардакова, О.А. Имидж детской библиотеки / О.А. Бардакова // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям : сборник докладов V Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных.– 2017. – С. 330-333.
3. Власова, И.Н. Традиции и инновации в библиотеке / И.Н. Власова // Библиотека. – 2011. – № 6. – С. 39-44.
4. Дайнеко, Г. Заявляем о себе в полный голос: Государство. Библиотеки. Общество / Г. Дайнеко // Библиотека. – 2010. – № 11. – С. 8-13.
5. Калиновская, И.М. Пусть победит сильнейший творческие конкурсы как средство мотивации / И.М. Калиновская // Библиотечное дело. – 2015. – № 10 (244). – С. 22-24.
6. Капыток, А. Бібліятэчная выстаўка – візітная картка бібліятэкі / А. Капыток // Бібліятэчны свет. – 2011. – № 5. – С. 18-19.
7. Карзанова, А. Развитие инновационных форм выставочной деятельности / А. Карзанова // Бібліятэка прапануе. – 2012. – № 2. – С. 20 – 26.
8. Карташов, Н.С. Инновационные процессы : общее и частное / Н.С. Карташов // Библиотека. – 2011. – № 3. – С. 39 - 42.
9. Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е.Ю. Качанова; СПбГУКИ. – Санкт-Петербург : Профессия, 2003. – 318 с.
10. Качанова, Е.Ю. Инновационно-методическая работа библиотек: учеб. пособие / Е.Ю. Качанова. – СПб. : Профессия, 2007. – 336 с.
11. Кривова, Н.В. Новые методы и старые принципы / Н.В. Кривова // Библиотека. – 2009. – № 1. – С. 24-25.
12. Логинов, Б. Приоритет – компьютерные сети / Б. Логинов // Библиотека. – 2011. – № 4. – С. 14-15.
13. Матлина, С.Г. Инновационное творчество библиотекарей в контексте социокультурной динамики / С.Г. Матлина // Библиотековедение. – 2008. – № 2. – С. 39-53.
14. Морковина, А.Ю. Театр в детской библиотеке – важнейшее средство привлечения к чтению / А.Ю. Морковина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – № 2(64). – С. 207-212.
15. С библиотекой – в будущее: опыт работы информационно – образовательного мультимедийного центра ЦДБ им. А.П. Гайдара г. Борисова // Бібліятэка прапануе. – 2011. – № 4. – С. 26 – 28.
16. Семилет, Н.В. Нельзя быть увядающей фиалкой и работать в библиотеке / Н.В. Семилет // Школьная библиотека. – 2011. – № 5. – С. 17-20.
17. Смольская, Г. Книги дня [проект Жодинской центральной городской библиотеки по раскрытию фонда и пропаганде книг] / Г. Смольская // Бібліятэка прапануе. – 2011. – № 6. – С. 28-30.
18. Столяров, Ю.Н. О теоретических и методологических основах книги «Библиотековедческие исследования» / Ю.Н. Столяров // Науч. и техн. б-ки СССР. – 2009. – № 3. – С. 22-29.
19. Хилютич, И. Формы малые – результат ощутимый / И. Хилютич // Бібліятэка прапануе. – 2010. – № 10. – С. 34 – 36.
20. Хололова, Л. Найди свою книгу, осознай свою уникальность! / Л. Хололова // Бібліятэка прапануе. – 2012. – № 2. – С. 28-30.
21. Чернова, Т. Организация библиотечного пространства / Т. Чернова // Бібліятэка прапануе. – 2012. – № 1. – С.2-7.
22. Щелкова, И. Тематика одна – выставки разные / Л. Щелкова // Библиотека. – 2011. – № 5. – С. 17 – 23.