Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения особенностей профессиональных деформаций личности у работников учреждений дошкольного образования
1.1 Понятие профессиональной деформации в психологии
1.2 Характеристика профессиональной деятельности работников учреждений дошкольного образования
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей профессиональных деформаций личности у работников учреждений дошкольного образования
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей профессиональных деформаций личности у работников учреждений дошкольного образования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о профессиональной деформации личности является очень важным в наше время. Его актуальность объясняется, во-первых, тем, что профессиональная деятельность является одной из ведущих практически для каждого человека, и естественно, накладывает свой отпечаток на его личность. Второй аспект актуальности данной проблемы – недостаточное количество исследований по данному важному вопросу [1, c. 95].
Одна из важнейших задач общества – это формирование гармонично развитой личности, а не однобокого профессионала. Но чтобы эффективно решать эту задачу, необходимы компетентные рекомендации со стороны психологов, а их можно дать, лишь тщательно изучив феномен «профессиональной деформации». Профессиональная деформация может оказывать как негативное влияние на личность, так и позитивное.
Изучению отдельных форм профессиональных деформаций у работников учреждения дошкольного образования посвящено немало исследований, но они не до конца раскрывают сущность синдрома эмоционального выгорания, следствием чего является дефицит научного знания о механизмах данного явления и отсутствие надежных, эффективных методик его профилактики и коррекции.
Объект исследования – работники учреждения дошкольного образования.
Предмет исследования – профессиональная деформация работников учреждения дошкольного образования.
Цель курсовой работы – выявление особенностей профессиональной деформации у сотрудников учреждения дошкольного образования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– дать характеристику понятия «профессиональная деформация» в психологии;
– охарактеризовать профессиональную деятельность работников учреждений дошкольного образования;
– провести эмпирическое исследование по выявлению профессиональной деформации работников учреждений дошкольного образования.
Гипотеза исследования: работники дошкольного образования подвержены профессиональной деформации личности.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и специальной литературы по теме исследования); эмпирические (тестирование, анализ).
Для достижения цели и проверки гипотезы были подобраны следующие методики:
1. Методика А. Эллиса.
2. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
3. Методика Т. Лири
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ЛИЧНОСТИ У РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие профессиональной деформации в психологии
Люди проводят большую часть своей жизни на работе, так что нет ничего удивительного в том, что профессиональная сфера и повседневные задачи влияют на психику и ум. Этот процесс называется профессиональной деформацией и известен негативным влиянием на эффективность работы и личного развития.
Профессиональная деформация личности означает изменения личностных черт, которые происходят во время выполнения профессиональных обязанностей и проявляется в профессиональном жаргоне, манерах поведения и физическом образе. Профессиональная деятельность и индивидуальные качества изменяют уровень проявления профессионально значимых свойств, и это оказывает негативное влияние на качество деятельности. Специфика профессиональной деятельности, в свою очередь, может при определенных условиях, оказывать негативные воздействия на психологическую структуру личности, деформируя её. Есть собственные стрессоры и травматические факторы каждой профессии, профессиональная деформация имеет самые высокие воздействия на личность в профессиях, в которых работа связана с людьми – менеджеры по персоналу, медицинские работники, педагоги, психологи, социальные работники и т.д. [2, c. 158].
Профессиональная деформация выражается в изменении отношения к другим людям. Профессиональная деформация педагога практически всегда сопровождается синдромом эмоционального выгорания.
Эмоциональное выгорание является своего рода болезнью, которая может быть охарактеризована растущим безразличием к своим обязанностям, ощущением неудачи и угнетения, которые могут привести к снижению качества жизни, невротическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям. Эмоциональное выгорание, как правило, вызвано выполнением рутинной работы или работы, требующей значительных эмоциональных затрат.
Профессиональная деформация всегда связана с влиянием профессиональной деятельности, при этом особенно сильное и негативное это влияние отмечается как уже было сказано в социальных профессиях, в основе которых лежит межличностное взаимодействие [3, c. 167-171].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ЛИЧНОСТИ У РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
Цель курсовой работы – выявление особенностей профессиональной деформации у сотрудников учреждения дошкольного образования.
Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 30 воспитателей в возрасте от 36 до 45 лет.
В ходе исследования были применены следующие методики:
1. Методика диагностики иррациональных установок А.Эллиса.
2. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
3. Методика межличностных отношений Т. Лири
Методика диагностики иррациональных установок А.Эллиса.
Негативные эмоции возникают у людей не как следствие событий, которые их окружают, а как результат их негативной интерпретации из-за иррациональных убеждений, которые они усвоили с детства и на протяжении всей своей жизни.
Методика Альберта Эллиса был разработана для точной идентификации этих иррациональных установок, распознавания их негативного влияния на эмоции и, таким образом, приближения человека до состояния эмоционального благополучия.
Тест А. Эллиса содержит 50 вопросов (ПРИЛОЖЕНИЕ А), 5 шкал, 4 из которых являются наиболее важными и соответствуют 4 группам иррациональных систем мышления, выделенных автором:
- «катастрофизация»,
- «долженствование в отношении себя»,
- «долженствование в отношении других»,
- «оценочная установка».
Дополнительная пятая шкала фиксирует уровень стрессоустойчивости, связанный с общей рациональностью мышления испытуемого.
Подсчет баллов проводится в соответствии с ключом теста. За каждый вопрос необходимо проставить баллы:
- А (полностью согласен) – 1 балл, кроме вопросов 1,4,13,17,20,22,25, 26,28,34,38,42, 46,49 – для них 3 балла.
- В (не уверен) – 2 балла
- С (полностью не согласен) – 3 балла кроме вопросов 1,4,13,17,20,22,25, 26,28,34,38,42, 46,49 – для них 1 балл
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональная деформация представляет собой искажение личностных особенностей (ценностных ориентаций, характерологических особенностей, способов общения и поведения), связанное с особенностями профессиональной деятельности. Профессиональная деформация мотивационной сферы может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим. При крайней степени профессиональной деформации (профессиональной деградации), личность, пережившая изменения нравственных ценностных ориентиров, становится профессионально несостоятельной. Основным показателем профессиональной деформации является эмоциональное (или профессиональное) выгорание, которое рассматривается как форма профессиональной деформации личности, отрицательно отражающейся на эффективности профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии.
Существует две основные группы факторов развития профессиональной деформации: особенности профессиональной деятельности (объективные); личностные характеристики специалистов (субъективные). Объективными факторами могут быть дестабилизирующая организация деятельности, которая включает нечеткую организацию и планирование трудовой деятельности; повышенная ответственность за исполняемые функции и результат труда; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал. Субъективными причинам профессиональной деформации являются: личностные особенности, установки и ценностные ориентации; характер и уровень трудовой мотивации; особенности эмоциональных реакций на стресс, их адаптивность; характерологические особенности человека.
Профессии, ориентированные на работу с людьми, отличаются тем, что в них важное значение имеют такие особенности как получение от этих людей обратной связи, которое может проявляться в благодарности, признании, проявлении уважения; высокая ответственность за результаты общения; определенная зависимость от партнеров общения; необходимость понимания их индивидуальных особенностей и притязаний, частные притязания на неформальные отношения при решении их проблем; напряженные или конфликтные ситуации общения, которые обусловлены недоверием, несогласием и проявляются в различных формах отказа от дальнейшего общения. Представители системы человек-человек имеют такие ярко выраженные способности, как: наблюдательность; эмоциональная устойчивость; эмпатия; развитые коммуникативные способности; организаторские способности, быстрая переключаемость внимания.
1. Баженова, А. Н. Особенности профессиональной деформации школьных психологов на разных этапах профессионального развития / А.Н. Баженова. – Омск: Омский ГПУ, 2007. – 186 с.
2. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
3. Безносов, С. П. Профессиональные деформации личности / С. П. Безносов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – Спб., 2012 – № 3. – 167–171 с.
4. Березовская, Л. Г. К вопросу критериев риска развития синдрома «эмоционального выгорания» / Л. Г. Березовская, В. Ю. Слабинский. – 2007. – 17–19 с.
5. Богданова, О.А. Деформация социального статуса учителя как фактор его профессионального выгорания / О. А. Богданова. – М.: РУДН, 2013. – 208 с.
6. Бойко, В. В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания / Практическая психодиагностика / под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 2009. – 161–169 с.
7. Водопьянова, Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Под ред. Г. С. Никифорова / Психология здоровья. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – 443–463 с.
8. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. – 336 с.
9. Иванов, С. М. Симптомы профессиональной деформации и факторы, способствующие ее формированию. – Казань, 2016. – 19–22 с.
10. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.
11. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия» 2005. – 304 с.
12. Макаревич, Р. А. Влияние психической напряженности на процесс общения учителя с учащимися / Р. А. Макаревич / Психология учителя. – М., 1989. – 436с.
13. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М.: Академия, 2003. – 230 с.
14. Милевич, К. С. Синдром эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной деятельности педагогов / К. С. Милевич / Современная социология и образование. – 2007. – № 12. – 107–108 с.
15. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.
16. Полякова, О. Б. Категория и структура профессиональных деформаций / О. Б. Полякова // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 1. – 55–62с.
17. Психологический словарь / под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 499 с.
18. Ронгинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская / Психологический журнал. – 2002. – № 3. – 85–95 с.
19. Смирнова, И. Е. Оценка и критерии профессионального выгорания / И. Е. Смирнова / Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2014. – № 3 (20). – 43–46 с.
20. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального» сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк / Вопр. психологии – 1994. – № 6. – 57–63 с.