Введение
Глава 1 Теоретические аспекты исследования проблемы обучения диалогической речи в школе
1.1 Особенности преподавания иностранного языка в средних классах
1.2 Основные трудности в изучении английского языка русскоговорящими школьниками
1.3 Методы обучения школьников диалогической речи на уроках английского языка
1.3.1 Различные подходы в преподавании разговорной речи
1.3.2 Классификация методов и приёмов обучения иностранному языку и диалогической речи в частности
1.4 Выводы из главы 1
Глава 2 Практические аспекты обучения диалогической речи посредством ролевой игры на уроках английского языка
2.1 Преимущества ролевой игры как вида учебной деятельности
2.2 Требования, предъявляемые к ролевой игре на уроке английского языка в средних классах
2.3 Примеры ролевых игр на уроках английского языка
2.4 Анализ урока с применением роевой игры
2.5 Выводы из главы 2
Список используемых источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования проблемы обучения диалогической речи в школе.
1.1. Особенности преподавания иностранного языка в средних классах.
Так как весь процесс обучения в школе строится на взаимодействии учителя и учеников, то со стороны первого необходимо понимание психологических особенностей каждой отдельно взятой возрастной категории и каждого ребёнка как личности отдельно.
К средним относятся с 5 по 9 классы школы. Возраст детей от 10 до 15 лет, то есть младший подростковый. Данный этап нельзя назвать простым с точки зрения психологии. Если в десять лет дети ещё очень доверчивы, жадно впитывают в себя любую информацию, которую преподносят им дома или в школе, легко воспринимает всё происходящее вокруг него, то уже через год может начаться период полового созревания. Под влиянием гормонов ребёнок становится импульсивным, выражает протест против привычного равновесия в жизни, воли родителей или педагога, его интересы начинают расходиться со школьной программой. С каждым годом он становится всё более самостоятельным и независимым. Ему интересно примерить на себя как можно больше ролей и жизненных ситуаций. Он самокритичен, его самооценка всё ещё очень уязвима к критике со стороны, он постоянно сравнивает себя с окружающими. В то же время у подростков могут начаться сложности во взаимоотношениях со взрослыми, упрямство, безразличие к оценке успехов с их стороны. Младший подростковый период – то время, когда у ребёнка начинается осознанное самовоспитание [18, c.213].
Всё это необходимо учитывать преподавателю в выборе формы работ на уроках. В 5-6 классе дети ещё очень быстро переутомляются, поэтому большую часть урока можно провести в игровой форме. Что кается устной речи, то простейшие речевые ситуации без сложных реплик позволят детям погрузиться в атмосферу иноязычного общения и научиться вести несложные диалоги на бытовые темы [19].
Глава 2 Практические аспекты обучения диалогической речи посредством ролевой игры на уроках английского языка.
2.1. Преимущества ролевой игры как вида учебной деятельности.
Деятельность учащихся, связанная с диалогической речью, обычно сопровождается атмосферой эмоционального подъёма. Ролевой диалог в обучении – своеобразная форма речи в условиях заданной учебной ситуации. За счёт развития ситуативной диалогической речи на уроках английского языка реализуется одна из основных психологических потребностей детей среднего школьного возраста – общение [3, с. 97].
Урок, организованный в виде игры, требует от учащихся принятия самостоятельных решений, как правильно поступить, что сказать. Здесь нет заведомо определённых правильных или неправильных ответов. Каждый волен выбирать тот путь развития диалога, который он сам считает наиболее подходящим. Это обостряет мыслительную деятельность, мотивирует, повышает интерес к самому процессу и его содержанию. Дело в том, что в игре нет ведущих и второстепенных ролей. В ней могут проявить себя как сильные, так и достаточно слабые ученики. В обычной дискуссии более успешные ученики, как правило, захватывают инициативу, а те, кто более робкие, предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре у каждого есть своя роль и каждый должен быть активным партнером в речевом общении. Ошибки неизбежны и уже не так критичны. Игра способствует тёплому эмоциональному общению между учениками и преподавателем и изначально ориентирована на положительный результат за счёт поддержки друг друга, поощрения, совместного поиска подходящих путей решения возникающих проблем.
Боле того, именно метод ролевой игры является своеобразным мостом между абстрактной школьной программой и реальной жизнью. Дело в том, что без подключения воображаемых речевых ситуаций, условия для ведения диалога в рамках урока очень ограничены. Из-за этого страдает мотивация учащихся, которые теряют понимание, зачем они изучают тот или иной материал.
1. Бахтин, М. М. Заметки / Собрание сочинений в 7-ми томах, Том 5 / М.М. Бахтин. – М.: Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, 1996 г. - с. 351.
2. Божок, Н.Ю. Обучение диалогической речи на уроках английского языка / Н.Ю. Божок // Открытый урок «1 сентября» [Элекронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://urok.1sept.ru/статьи/608895/.
3. Вайсбурд, М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке / М.Л. Вайсбурд. – Обнинск: Титул, 2001. – 128 с.
4. Выготский, Л.С. Психология развития человека. / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, Эксмо, 2004. – 1134с.
5. Гробовенко, С.В. Использование ролевых игр на уроках английского языка / С.В. Гробовенко // Открытый урок «1 сентября» [Элекронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://urok.1sept.ru/статьи/516717/.
6. Даутин, А. Какие иностранные языки учат в белорусских школах / А. Даутин // Еженедельник [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://ej.by/news/sociaty/2017/06/07/kakie-inostrannye-yazyki-uchat-v-belorusskih-shkolah.html.
7. Демченко, Н.В. Английский язык. 6 класс. Часть 2 / Н.В. Демченко, Т.Ю. Севрюкова. – Минск: Аверсев, 2018. – 215 с.
8. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
9. Кирсанова, К. А. Почему английский язык стал глобальным? / К.А. Кирсанова // Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс]. – 2016. – Т. 11. – С. 1131–1135. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/86245.html.
10. Китаева, С.А. Трудности при обучении устной иноязычной речи и пути их преодоления / С.А. Китаева // Образовательнй портал «Инфоурок» [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://infourok.ru/trudnosti-pri-obuchenii-ustnoy-inoyazichnoy-rechi-i-puti-ih-preodoleniya-2099896.html.
11. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку./ Я.М. Колкер. – М.: Академия, 2004. – 264с.
12. Латышева, Н.Е. Личностно-ориентированное обучение иностранному языку в условиях гуманизации школьного и вузовского образования / Н.Е. Латышева // Современные теории и методы обучения иностранному языку. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – С.161-163.
13. Мильруд, Р.П. Методика преподавания английского языка / Р.П. Мильруд. – М.: Дрофа, 2007. – 253с.
14. Мордовина, Р.З. Методы и приемы обучения диалогической речи на среднем этапе / Р. З. Мордовина // Видеоуроки в интернет [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/mietody-i-priiemy-obuchieniia-dialoghichieskoi-riechi-na-sriedniem-etapie.html.
15. Ниязова, А.Е. Игра как средство активизации учебно-речевой деятельности учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы при овладении говорения на английском языке / А.Е. Ниязова // Методики обучения иностранным языкам в средней школе. – СПб.: КАРО, 2006. – С.151-172.
16. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. – М.: Русский язык, 1971.
17. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов / И. П. Подласый . - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
18. Раджабова, А.А. Обучение диалогической речи на английском языке учащихся 5-7 классов рутульской школы: авореферат / А.А. Раджабова. – Махачкала: «Деловой мир», 2007. – 23 с.
19. Рудяшко, А.А. Психология усвоения иностранного языка на среднем этапе обучения / А.А. Рудяшко// Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/03/01/psikhologicheskie-osobennosti-prepodavaniya-angliyskogo-yazyka-v.
20. Столяренко, Л.Д. Психология /Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 448с.
21. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика./ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2004. – 416с.
22. Яндушкина, С.И. Методическая разработка: Обучение диалогической речи на уроках английского языка / С.И. Яндушкина. – Чеборкасы: Чувашский Республиканский институт образования, 2014. – 15 с.