Введение
Глава1. Теоретические основы формирования семейных традиций
1.1 Характеристика понятий семейные традиции
1.2 Содержание работы по формированию семейных традиций
1.3 Характеристика особенности современной белорусской семьи
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению проблемы отношения старшеклассников к семейным традициям
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
2.3 Рекомендации по решению проблемы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном обществе происходит ослабление процесса межпоколенной трансляции культурного опыта в виде традиций и обычаев, это обусловлено усилением позиций нуклеарной семьи и утратой значения родственных связей. Подрастающее поколение, сталкиваясь с рядом социальных проблем, все больше становится ориентированной на индивидуализм и потребительство, при которых происходит снижение значимости семейных ценностей. В то же время, в усложнившихся условиях современного бытия, нельзя сказать, что семья потеряла свою уникальность как посредник между интересами личности и общества.
Стоит отметить, что такие причины как, например, переход к рыночным отношениям, снижение доходов у немалой части населения резко отразилась на стабильности семьи, в частности ее воспитательном потенциале. Эти причины привели к кризису семейных ценностей в современной семье. Как итог этого кризиса – разъединение старших и младших поколений. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались.
Становление системы семейных ценностей происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее сенситивным периодом является старший школьный возраст. В этот период закладываются основы формирования таких семейных ценностей как готовность к семейной жизни, ориентация на родительство, преемственность поколений, стабильность, наличие поддержки.
Формирование семейных ценностей представляет собой социальный процесс становления и дальнейшего развития у молодого поколения представлений о содержании семейных норм, семейных ролей, а также представлений о различных сторонах семейных отношений, характерных для того или иного типа семьи на протяжении всего процесса социализации молодого поколения. Социальный институт семьи является главным условием сохранения и поддержания культурной преемственности в истории народа, традиций.
Глава 1. Теоретические основы формирования семейных традиций
1.1 Характеристика понятий семейные традиции
Семья – это первая социальная общность в жизни человека, благодаря которой он приобретает опыт и пример социального поведения. В семье человек делает свои первые шаги, испытывает свои первые радости и печали. Семья – первый скульптор, который формирует, как физическую, так и духовную личность. Роль семьи в воспитании общеизвестна и общепризнана [12, с. 412].
В широком смысле семья как социальный институт представляет собой модель социальных отношений, отражение современного состояния личности, социально-психологических особенностей и возможностей ее самораскрытия в исторической картине развития общества.
В узком смысле семья – это небольшая социальная группа общества, наиболее важная форма организации личной жизни, основанная на браке и родстве, то есть отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственники, которые живут вместе и ведут общее хозяйство [15, c.254].
Содержание семьи определяется ее функциями. О.А. Карабанова считает, что семья выполняет ряд следующих функций, отражая как специфику семьи, ее культурно-историческое развитие, а также уникальность этапов ее жизненного цикла:
1. Хозяйственная (материально-производственная), бытовая. В настоящее время экономическая функция семьи определяется путем объединения доходов ее членов и распределения этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи. Бытовая функция реализуется в форме организации семейной жизни и личной жизни каждого из ее членов.
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению проблемы отношения старшеклассников к семейным традициям
2.1 Организация и методы исследования
Исходя из теоретических положений, рассмотренных нами в первой главе нашего исследования, в данной главе мы раскрываем содержание исследовательской работы: цель, задачи, содержание исследовательской работы, диагностику ценностного отношения к семейным традициям у старшеклассников.
Целью исследования является выявление ценностного отношения к семейным традициям у старшеклассников.
В исследовании ценностного отношения к семейным традициям приняли участие ученики 10 класса – 30 человек, возраст старшеклассников 15 лет, а также их родители – 30 человек.
Задачи исследования:
- подобрать диагностический инструментарий;
- провести исходную диагностику;
- проанализировать полученные результаты;
- разработать рекомендации.
1. Для выявления отношения подростков к семье и семейным традициям была использована методика: анкета для подростков «Отношение подростков к семье и семейным традициям» (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Анкета состоит из 8 открытых вопросов. Исследование проводилось в индивидуальном режиме, ответы подростков были записаны в протокол исследования.
Анализ и интерпретация результатов:
- низкий уровень – подросток не смог дать развернутого ответа на поставленные вопросы;
- средний уровень – на большинство вопросов подросток смог дать развернутый ответ;
- высокий уровень – подросток смог дать развернутый ответ на все предложенные вопросы.
Заключение
Семья всегда являлась и является одной из важнейших и неотъемлемых ценностей в жизни человека. В последнее время жизненные приоритеты кардинально меняются, в том числе и семейные ценности.
Семья – это первая социальная общность в жизни человека, благодаря которой он приобретает опыт и пример социального поведения.
Семейные традиции имеют особое значение в наше время.
Формирование представлений о семейных ценностях в старшем школьном возрасте не носит случайного и ситуативного характера, а является результатом социализации и интериоризации личности в условиях ее бытийного проживания, целостных и структурных изменений общества, его духовных и моральных, ценностных и рациональных парадигм, установок, идеалов.
Важно обратить внимание родителей на продолжающийся кризис семьи как института социализации, что отражается на росте числа разводов, конфликтных семей, семей с антиобщественной ориентацией. Важно информировать родителей о важности консолидации семьи и школы для формирования единого образовательного пространства в целях формирования семейных ценностей у подрастающего поколения.
Данное исследование показало, что среди главных семейных традиций больше половины респондентов отметили праздники в кругу семьи, а также совместный отдых, обеды и ужины за семейным столом, походы по магазинам.
Исходя из полученных данных возникает необходимость в помощи родителям осознать значимость семьи и семейных ценностей в жизни ребёнка, воспитывать чувство любви и гордости за свою семью у подростков и их родителей, а также в формировании интереса к истории своей семьи и ее семейным ценностям.
1. Арнаутова, Е.П., Иванова, В.М. Общение с родителями: Зачем? Как? / Е. П. Арнаутова, В.М. Иванова. – М.: Просвещение, 2006. – 114 с.
2. Аронина, И.А. Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи / И.А. Аронина // Управление ДОУ. – № 4. 2006. –108 с.
3. Бурмистрова, Л. Праздники в нашей жизни: Возрождение традиций семейных праздников / Л. Бурмистрова // Народное образование. – 1991. – № 8. – 39 – 44 с.
4. Дружинин, В.Н. Психология семьи: 3–е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.
5. Дюльдина Ж. Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей // Воспитание школьников. – 2009. – N 1. – 70 – 73 с.
6. Залевская, Н.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания / Н.А. Залевская, С.А. Есенина. Образование. – 2004. – № 6. – 16 – 24 с.
7. Калачёва, И.И. Семья в современном белорусском обществе: реалии и перспективы развития / И.И. Калачёва. – Минск: Респ. ин-т высш. шк., 2008. - 77 с.
8. Каптерев, П.Ф. О семейном воспитании. / сост.: Н. Н. Андреева. – М., 2000.
9. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А.Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
10. Коробкова, В.В. Воспитательный потенциал семьи / В.В. Коробкова // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 6. – 99 – 102 с.
11. Кузнецова, Л.В. Семья как воспитательная среда ребёнка / Л.В. Кузнецова // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 12. – 84 – 89 с.
12. Лебедев, П.А. Семейное воспитание: хрестоматия: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / П.А. Лебедев. – М.: Издательский центр «Академия». – 2001. – 412 с.
13. Пеккин, И.В. Воспитание семейных ценностей в системе образования / И.В. Пеккин // Образование. – 2004. – № 12. – 3 – 8 с.
14. Пятковская, Т.А. Семья как фактор воспитания / Т.А. Пятковская// Родительское собрание. – 2003. – № 3. – 23 – 29 с.
15. Рапацевич, Е.С. Педагогика: большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2005. – 320 с.
16. Родионов, А.Н. Феномен представлений о родительстве у юношей и девушек. Репрезентация и идентификаций ими социальной роди родителя / А.Н. Родионов // Вестник Тамбовского ун-та. – 2008. – № 2. – с.302-305].
17. Сатир В., Вы и ваша семья. — М.: Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2007. – 25 с.
18. Смагина, Л. Современная белорусская семья / Л. Смагина // Адукацыя і выхаванне. – 2007. – № 6. – 3–8 с.
19. Суханов, И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений / И. В. Суханов. – Москва: Политиздат, 1976. – 216 с
20. Целуйко, В.М. Родители и дети. Психология взаимоотношений в семье / В.М. Целуйко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 224 с.