Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы организации социально-педагогической работы с семьей в условиях учреждения общего среднего образования
1.1 Проблема социализации личности в многодетной семье
1.2 Законодательные основы социальной поддержки многодетной семьи в Республики Беларусь
1.3 Направления и организация социально-педагогической работы с многодетной семьей в учреждении общего среднего образования
Выводы по первой главе
Глава 2 Организация социально-педагогической работы с многодетной семьей в учреждении общего среднего образования
2.1 Социально-педагогическая диагностика потребностей многодетной семьи в помощи и поддержки
2.2 Анализ опыта организации социально-педагогической помощи и поддержки многодетной семье в учреждении общего среднего образования
2.3 Рекомендации педагогу социальному по решению проблемы социально-педагогической помощи и поддержки многодетной семье в учреждении общего среднего образования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Введение.
Важнейшей ценностью для жизни и развития человека является семья. На протяжении всего периода существования Республики Беларусь важнейшей политической, социальной и экономической задачей государства была и остается забота о семье, детях, включая обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, репродуктивной и воспитательной функций, охрану прав и законных интересов детей, обеспечение благоприятных условий для полноценного физического, интеллектуального, нравственного и социального развития каждого ребенка.
Положение многодетной семьи в Республике Беларусь на данном этапе исторического развития вызывает озабоченность и на уровне государства, и со стороны общества. Тревожность относительно данного данного вопроса связана с глобальным демографическим кризисом, а также духовно-нравственным, которые активно развиваются в нашей стране.
Численность населения Беларуси на 1 января 2019 года составила 9475,6 тыс. человек и по сравнению с началом 2018 года сократилась на 16,2 тыс. В 2018 году в республике родились 94 388 детей, что на 8 168 тыс. меньше, чем за 2017 год [1, с.103].
Семья представляет собой целостную ячейку общества, которая имеет свою структуру, отношения и выполняет определенные функции. Современная семья призвана решать многие проблемы экономического, социального и психологического характера. Многодетная семья в современном мире является сложным и малоизученным феноменом, по отношению к общепринятым нормам и нравам это, явление исключительное и девиантное.
Многодетная семья – семья, в которой насчитывается трое и более детей. Данные семьи являются особой категорией семей, т.к. им требуется помощь и поддержка от государственных и социальных структур. Такую поддержку оказывают не только данные структуры, но также детские сады и школы, в которых воспитываются дети. Данные семьи бывают неполными, асоциальными, иметь множество проблем различного характера [2, с. 23].
В современном обществе остро видна проблема социальной дезадаптации подрастающего поколения, их социальная беспомощность, неумение решать собственные проблемы, и др., которые явлются следствием педагогической несостоятельности родителей.
К специфическим проблемам многодетной семьи мы можем отнести низкий уровень образованности, духовного уровня, низкий уровень успеваемости детей и т.д. Социально-педагогическая работа с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы направлена на способствование повышению педагогической состоятельности родителей, педагогическое и психологическое просвещение родителей, способствование оптимальному проведению досуга, организация деятельности детей в рамках внеучебной и кружковой работы и т.д [3, с. 206].
Глава 1 Теоретический анализ проблемы организации социально-педагогической работы с многодетной семьей в условиях учреждения общего среднего образования.
1.1 Проблема социализации личности в многодетной семье.
Социализация детей в многодетных семьях имеет свою специфику. Дети старшего возраста в таких семьях, как правило, активно социализируются. Начиная с третьего ребенка, начинается снижение уровня социализации, третьего может быть достаточно для общения в круге своей семьи. Четвертый и пятый ребенок, если родители не имеют дополнительных способностей, может оставаться не социализированным. В результате, на пути выхода во взрослую жизнь может возникнуть асоциальный тип личности.
Если в семье четверо или пятеро детей, то в семье есть более старые, более или менее нормализованные, фракции, и более молодые. Степень социализации детей зависит от способностей родителей. Существует мнение, что если семья большая, то дети априори успешно социализируются в обществе благодаря своему опыту общения с братьями и сестрами. Не все соглашаются с этим утверждением, исходя из опыта своих собственных семей и тех многодетных семей, с которыми они сталкиваются в своей профессиональной жизни [3, с. 29].
К примеру, при наличии 4 и пятого ребенка в семье, при появлении младших детей возникает множество негативных факторов. Дети, которые родились раньше, получили гораздо меньше информации и впечатлений, меньше посещали театры и музеи, мало путешествовали, мало читали.
Одной из центральных проблем социализации является отставание детей младшего и среднего возраста. Я считаю, что недостатки социализации проявляются в основном в снижении психологического возраста по сравнению с группой сверстников в многодетной семье.
Вторая типичная проблема социализации ребенка из большой семьи - это слишком тесная связь с братьями и сестрами или одним из них, что делает отношения со сверстниками вредными или ненужными [4, с.33].
Все роли в этой связи распределены и закреплены так, как будто раз и навсегда, и может показаться, что это хорошая игра, но это только один конкретный вид отношений, дети сознательно не идут на другие варианты. Нельзя сказать, что отсутствие опыта общения с другими людьми – это плохо.
Глава 2 Организация социально-педагогической работы с многодетной семьей в учреждении общего среднего образования.
2.1 Социально-педагогическая диагностика потребностей многодетной семьи в помощи и поддержки.
Социально-педагогическая диагностика представляет собой специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.
Диагностическое обследование проводилось на базе ГУО «Бобровичская средняя школа». В исследовании приняли участие 20 многодетных семей и 20 педагогов школы. В ходе эмпирического исследования было проведено анкетирование представителей многодетных семей (родители), а также проведена небольшая беседа с педагогами данного образовательного учреждения.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1.На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2.На втором этапе было проведено само эмпирическое исследование, были получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3.На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Задачи социально-педагогической диагностики заключались в том, чтобы:
Выявить потребности многодетной семьи в помощи и поддержке, проанализировать опыт социально-педагогической деятельности по организации помощи и поддержки многодетной семьи в учреждении общего среднего образования
Разработать рекомендации для социального педагога.
Одна из методик исследования это – Опросник изучения проблем многодетной семьи, который предполагал следующее (ПРИЛОЖЕНИЕ А): данный опросник состоит из 15 вопросов. На некоторые вопросы необходимо ответить односложно, на другие дать развернутый ответ.
Заключение.
Многодетные семьи представляют собой особую категорию населения, которая переживает в своем стновлении множество проблем, которые оказывают сильное влияние на формирование личности детей, которые воспитываются в данных семьях. Для решения подобных проблем необходимо участие государственных, общественных и иных организаций, которые помогут молодым людям решить их проблемы.
Государство организует помощь и поддержку многодетным семьям, исходя из множества законодательных актов и положений, которые охватывают все сферы жизни семьи: от материальной до психолого-педагогической.
Современная школа способна помочь многодетной семье пережить трудности, указать на возможные ресурсы оказания помощи, подключить к процессу оказания помощи иные организации, такие как церковь, социальные учреждения, благотворительные общества, способствовать развитию собственного материального достатка.
В ходе исследования нами было выявлено, что основными проблемами многодетной семьи являются материальные, проблемы воспитания подрастающего поколения, а также «синдром дефицита внимания». Все эти проблемы оказывают негативное влияние на формирование личности ребенка и требуют решения и коррекции.
Школа призвана стать помощником в вопросе решения проблем многодетной семьи. Для этого проводятся мероприятия различной направленности: консультативные, воспитательные, благотворительные и т.д. Все эти мероприятия способствуют улучшению позиции ребенка в семье и школе, а сама семья обретает новые знания и навыки.
С целью изучения проблем многодетной семьи, нами было проведено эмпирическое исследование, в результате которого нами были получены следующие результаты:
1. Отношение к многодетным семьям положительное в 40% случаев и отрицательное также примерно в 30% случаев.
2. К основным проблемам многодетных семей относят такие как отсутствие правильного воспитания, безнадзорность детей, отсутствие материальных средств для обеспечения детей.
3. К основным способам повышения статуса многодетной семьи относят такие как привитие детям семейных ценностей, привлечения мнения общественности к проблемам семьи.
1. Агильдиева, Е.Ф. Многодетная семья в современном мире // Семья. / А.Б. Сенельников – 1994.– №2 – С.102 - 107.
2. Бестужев, С. Семья в нашей стране: историческая правда // Воспитание школьников – М.: Академия – 2008. – №10. – 56с.
3. Девицина, Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие / Н.Ф. Девицина – М.: ВЛАДОС-пресс, 2006 – 202-217с.
4. Заяц, О.В. Положение семей группы риска как фактор социального сиротства и пути улучшения ситуации / О.В. Заяц // Семейная психология и семейная терапия, 2005. – №1– С.105-114.
5. Зверева, О.Л., Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. / А.Н. Ганичева – 2-е; стереотип. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
6. Зритнева, Е.И. Социология семьи: Учебное пособие для студентов вузов/ Е.И. Зритнева. – М.: ВЛАДОС, 2006. –150 с.
7. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. Заведений/ Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина – М.: Издательский центр «Академия» 2003 – 224с.
8. Исаев, Б.А. Социология в схемах и комментариях: учебное пособие. / Б.А. Исаев – СПб: Питер, 2008 – 254 с.
9. Каптерев, П.Ф. О семейном воспитании. Учеб. пос. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. и авт. коммент. Н.Н. Андреева. – М.: Академия, 2009. – 168 с.
10. Климова-Фюгнерова, М. Эмоциональное воспитание в семье. / пер. с чеш. А.В. Можейко; – М.: Академия, 1999. - 174с.
11. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. / Т.А. Куликова - М.: «Академия», 1999. – 232 с.
12. Курагина, Г.С. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи: автореф. дис. на соиск. уч. степ. кандидата пед. наук. – СПб, 2005. – 198с.
13. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. / Т.В. Лодкина – М.: «Академия», 2003. – 192 с.
14. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
15. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; под. ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: издательский центр «Академия», 2002. -–192 с.
16. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога. / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 480 с.
17. Олиференко, Л.Я Социально-педагогическая поддержка детей гр. риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –256 с.
18. Орлова, А.В. Обеспечение доступа к образованию выходцев из многодетных семей в регионе: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. канд. социол. Наук / Орлова. А.В. – Кемерово: БИ, 2005. – 22 с.
19. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 400 с.
20. Ткаседова, Э.М. Особенности социально-педагогической работы с многодетной семьей // Сб. научн. трудов «Современные проблемы культуры и воспитания». Мн.: ДГПУ, 2015. – С. 35-36.
21. Семейное воспитание: Хрестоматия: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. П.А. Лебедев. – М.: издательский центр «Академия», 2005. – 408с.
22. Курбатов, В.И., Социальная работа: Учебное пособие / В.И. Курбатов. – М.: Феникс, 2003. – 480 с.
23. Социология семьи / под ред. А.И. Антонова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 401 с.
24. Фирсов, М.В., Теория социальной работы: Учеб. пособие / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
25. Шеляг, Т.В., Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи / Т.В. Шеляг // Социальная педагогика, 2005. – № 1. – 60 с.
26. Носова, Е.А. Воспитание в многодетных семьях. / Е.А. Носова. – Мн.: Университет, 2014. – 128 с.
27. Погодина, Е.К. Проблемы многодетных семей. / Е.К. Погодина. – Мн.: Форум, 2014. – 245 с.
28. Чечет, В.В. Основные проблемы многодетных семей. / В.В. Чечет. – Мн.: Университет, 2011. – 128 с.