Введение
1 Глава Теоретическое обоснование проблемы раннего материнства
1.1 Сущность и последствия раннего материнства
1.2 Направления социальной профилактики раннего материнства
2 Глава Практические основы социальной профилактики раннего материнства
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ результатов
2.3 Методические рекомендации для педагогов и родителей
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Введение.
В связи с неуклонным ростом распространенности подростковой беременности в большинстве стран мира за последние десятилетия наблюдается увеличение рождаемости у женщин в возрасте от 14 до 19 лет. Сегодня по всему земному шару рожают более 15 миллионов подростков, а еще пять миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности. В Республике Беларусь также в последние годы имеется отчётливая тенденция к увеличению числа беременностей и родов среди юных женщин.
Согласно предварительному отчету, подготовленному по результатам много индикаторного кластерного обследования положения детей и женщин, представленному Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, в Республике Беларусь около 6% женщин в возрасте 20-49 лет впервые вышли замуж или вступили с мужчиной в незарегистрированные отношения до наступления полных 18 лет. В городах и поселках городского типа этот показатель составил 5%, в сельских населенных пунктах – 11%. Причем 0,7% молодых женщин имели первый сексуальный опыт в возрасте до 15 лет. Имеются существенные различия по данному показателю в зависимости от уровня образования женщины: доля женщин с общим базовым образованием, которые вышли замуж до 18 лет, составила 19%, в то время как доля таких женщин с высшим образованием – 2%. В течение 12 месяцев, предшествовавших дате проведения обследования, 39% женщин в возрасте 15-24 лет имели сексуальный контакт с непостоянным партнером (с которым они не состояли в браке или в незарегистрированных отношениях) [12].
Глава Теоретическое обоснование проблемы раннего материнства.
1.1 Сущность и последствия раннего материнства.
Материнство изучается в рамках различных наук: история, культурология, медицина, физиология, биология поведения, социология, психология. Любая наука изучает и устанавливает материнство в соответствии со своими целями и задачами. Интерес к всестороннему изучению материнства возник сравнительно недавно. Но сегодня нет единого определения «материнства».
В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческой расы, в том числе биологическая (беременность, рождение и содержание ребенка) и социальная (воспитание ребенка) [16, с. 80].
Изучаются важные личностные характеристики будущей мамы, разрабатываются методы определения отношения родителей к будущему ребенку, изучаются факторы, влияющие на материнское поведение.
В зарубежной литературе было выявлено более 700 факторов по 46 шкалам, характеризующие адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства. Они отражают историю жизни женщины, ее семейное положение, социальный статус, ее личные качества, ее связь с особенностями развития ребенка [23, с. 30-34].
Рассмотрим подробнее понятие ранней беременности. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка «ребенок – это каждый человек в возрасте до 18 лет». Подростковый возраст (ранний –10–14 лет, поздний – 15–19 лет) занимает особое место в развитии и становлении человека: он представляет собой период биологической и психологической перестройки организма, адаптации к новой социальной среда [15, с. 69].
2 Глава Практические основы социальной профилактики раннего материнства.
2.1 Организация и методика исследования.
В практической части нашего исследования мы изучили 3 матерей в возрасте до 18 лет, а для сравнения взяли женщину в возрасте 30 лет. Целью исследования было сравнить, как они справляются со своим ребенком.
Базой исследования явилось … .
Все женщины находятся в браке.
Методы исследования: анкетирование, рисуночная проективная методика.
Для выявления отношения к материнству была подобрана методика анкета «Мое отношение к материнству».
Цель: выявление отношения к материнству.
Разработанная анкета содержит 17 вопросов, которые условно можно разделить на три блока: общие сведенья, условия беременности, отношение к материнству.
I. Общие сведенья:
1. Возраст
2. Семейное положение
3. Количество детей в семье родителей
4. Наличие детей
II. Условия беременности:
5. Планирование беременности
6. Репродуктивные установки
III. Отношение к материнству:
7. Обязательность материнства
8. Оптимальный возраст
Заключение.
Материнство изучается в рамках различных наук: история, культурология, медицина, физиология, биология поведения, социология, психология. Любая наука изучает и устанавливает материнство в соответствии со своими целями и задачами. Интерес к всестороннему изучению материнства возник сравнительно недавно. Но сегодня нет единого определения «материнства».
В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческой расы, в том числе биологическая (беременность, рождение и содержание ребенка) и социальная (воспитание ребенка).
Проблема раннего материнства тесно связана с вопросами полового, гигиенического и нравственного воспитания в семье, в школе и уровнем знаний по вопросам репродуктивного здоровья. В связи с этим возникает необходимость организации профилактики раннего материнства в условиях образовательного учреждения, привлечения к программам профилактики родителей, учителей, социальных педагогов, медицинских работников, психологов и других специалистов.
1. Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт : матер. III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов в рамках Недели науки на фак-те правового и социально-педагогического образования ПГГПУ (25–28 апреля 2016 г., г. Пермь, Россия) : в 2 т. / отв. за вып. Л. А. Метлякова ; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2016. – Т. 2. – 230 с.
2. Воспитание в сотворчестве (активные методы в воспитательной работе с учащейся молодежью) : сборник научных статей / под ред. В.В. Познякова. – Минск : РИВШ, 2008. – 204 с.
3. Грушенко, П.Р. Материнство и супружество несовершеннолетних женщин / П.Р. Грушенко // Социс. – 2002. – № 11. – С. 36–41.
4. Гурко, Т.А. Женский опыт сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних / Т.А. Гурко // Социологические исследования. – 2002. – № 11. – С. 83-91.
5. Девятых, С.Ю. Российские дискуссии о половом воспитании / С.Ю. Девятых // Социальное воспитание. – 2015. –№ 9. – С. 29–33.
6. Дудкин, А.С. Технологии социальной работы с семьей и детьми : учебное пособие / А.С. Дудкин ; Пензенский гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского. – Пенза : ПГПУ, 2011. – 39 с.
7. Ермак, В.И. Особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении / В.И. Ермак, Т.В. Тратинко. – Режим доступа: elib.bsu.by/bitstream.
8. Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» 30 июня 2017 г. № 33-З. – 41 с.
9. Зис, Ю.В. Профилактика ранней беременности в условиях вечерней школы / Ю.В. Зис // Соц. педагогика: проблемы, тенденции, перспективы развития : сб. публикаций / под общ. ред. М.В. Мясоедова, А.В. Коротун. – Екатеринбург, УрГПУ, 2011. – C. 181–186.
10. Кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь от 9 июля 1999 г. № 278-З // Эталон – Беларусь [Электрон. ресурс] /Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=hk9900278. – Дат, ст. 4.
11. Коробатов, Я. Евгений Кащенко: Уроки полового воспитания в школе? Боже упаси! / Я. Коробатов // Комсомольская правда. – Режим доступа: http://www. ural.kp.ru/daily/26321/3202098/. 2014.
12. Многоиндикаторное кластерное обследование по оценке положения детей и женщин. Предварительный отчет: февраль 2013г. [Электрон. ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Минск, 2013. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/households/mics/results.pdf.
13. Национальный статистический комитет Республики Беларусь . – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
14. Новикова, Г.А. Социальные аспекты подростковой беременности / Г.А. Новикова // СИСП. – 2013. – № 9 (29). – С. 36.
15. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М. : Сфера, 2004. – 480 с.
16. Орлевская, М. Я хочу ребёнка / М. Орлевская// Cчастливые родители. – 2004. – №3. – С. 76-78.
17. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2020 годы. – Минск: 2005. – 124 c.
18. Проект «Маленькая мама». Дом Милосердия в Минске. [Электрон. ресурс] / Официальный портал Белоруской Православной Церкви. Минск, 2013. – Режим доступа: http://www.church.by/resource/Dir0056/Dir0083/Page0089.html.
19. Путинцева, Е.Л. Малолетнее материнство в России: состояние и проблемы / Е.Л. Путинцева // Мониторинг. – 2011. – №2 (102). – С. 126-131.
20. Спасюк, Е. Подростковый секс становится не исключением, а правилом / Е. Спасюк // Рэспубліка. – 2016. – 3 верасня. – Режим доступа: http://naviny.by/rubrics/society/2011/12/05/ic_articles_116_176061.
21. Тимошенко, Л.Н. Воспитание старшеклассниц / Л.Н. Тимошенко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 220 с.
22. Трудовой кодекс Республики Беларусь 26 июля 1999 г. № 296-З.
23. Фэнвик, Э. Настольная книга для родителей / Э. Фэнвик. – Л.,1995. – 150 с.
24. Шмерлина, И.А. Дружба как духовная и социальная реальность / И.А. Шмерлина // Социальная реальность. – 2006. – № 5. – С. 29–50.
25. Щурко, Т. «Обязательное материнство»: репродуктивное тело женщины как объект государственного регулирования (на материале газеты «Советская Белоруссия») / Т. Щурко // Laboratorium. – 2012. – № 2. – С. 69-90.