ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ФОМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.2 ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗНАНИЙ О ЧЛЕНИСТОНОГИХ ЖИВОТНЫХ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА КОНСТАТИРУЮЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Значение биологии как науки об общих закономерностях возникновения и развития жизни очень велико. Знание биологии необходимо для выработки материалистического мировоззрения, взаимосвязей между живыми организмами и окружающей их неживой природой [3].
Учение о живой природе является частью человеческой культуры. Значительна роль биологии в формировании мировоззрения, в осознании человеком своей роли в окружающем мире. Изучение биологии формирует научное мышление каждого человека и помогает в познании окружающего мира. Развитие биологии обусловлено как интересами практики, так и потребностями всего общества (проблемы медицины, задачи сельскохозяйственного воспроизводства и т.д.). Только естественные науки показывают обоснованные пути к удовлетворению материальных потребностей человека в питании, одежде, жилище, а значит, влияют на развитие экономики. Естественные науки стремятся к созданию необходимых экологических условий жизни и труда, от которых зависят здоровье и долголетие людей. Высокий уровень развития естественных наук оказывает серьезное внимание на социум в целом, на его культуру и гуманизацию человеческих отношений. Отсюда следует необходимость широкого распространения естественнонаучных знаний как среди всего населения, так и на разных возрастных этапах. Так как основная задача обучения – это формирование стойких, логически взаимосвязанных рядов системных знаний, обладающих прочностью и подвижностью, то есть способностью к их применению, она особенно актуальна применительно к естествознанию. Уроки естествознания вооружают учащихся знаниями об основных элементах живой и неживой природы, формируют правильное понимание и отношение к природным явлениям, воспитывают бережное отношение к природе, прививают навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья.
Естествознание дает возможность вовлекать учащихся в природоохранную работу, что способствует формированию экологической культуры, необходимой в процессе социальной адаптации в общество выпускников школы [2]. Воспитанникам вспомогательной школы в большей степени необходимо изучение естествознания, особенно разделов "Растения" и "Животные", так как многие из них после выпуска идут работать в сельскохозяйственную промышленность, где эти знания необходимы. Также необходимо изучение раздела "Человек", материал которого направлен на воспитание бережного отношения к своему здоровью и пропаганду здорового образа жизни.
Роль естествознания в жизни человека трудно переоценить. Оно является основой всех видов жизнеобеспечения — физиологического, технического, энергетического. Кроме того, естествознание служит теоретической основой промышленности и сельского хозяйства, всех технологий, различных видов производства. Тем самым оно выступает важнейшим элементом культуры человечества, одним из существенных показателей уровня цивилизации.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ФОМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Формирование знаний у учащихся старших классов с интеллектуальной недостаточностью
Биология (греческий bios – жизнь, logos – обучение, наука) – наука о живой природе. Термин «биология» был впервые предложен в 1802 году французским натуралистом Дж. Б. Ламарком и независимо немецким ботаником Г.Р. Тревиран [1].
Биология – это наука о жизни, ее формах и закономерностях развития [13].
Учение о живой природе является частью человеческой культуры. Значительна роль биологии в формировании мировоззрения, в осознании человеком его роли в мире. Изучение биологии формирует научное мышление каждого человека и помогает в познании мира. Развитие биологии определяется как интересами практики, так и потребностями всего общества (проблемы медицины, задачи воспроизводства сельского хозяйства и пр.).
Биология 20-го века характеризуется определенными тенденциями познания явлений жизни – во-первых, изучением живых объектов на разных уровнях организации: молекулярном, клеточном, организменном и популяционном. Во-вторых, желание изучать дикую природу в целом, на всех уровнях ее организации (эволюция, систематика). Учение В.И. Вернадского о связи живых организмов с неживой природой (учение о биосфере) показывает масштабы человеческой деятельности и предупреждает об опасностях бездумного отношения к природе (биосфере).
Желание человека познавать мир выражается в различных формах, методах и направлениях исследовательской деятельности. Каждая из основных частей объективного мира – природа, общество и человек – изучается отдельными науками. Совокупность научных знаний о природе формируется естествознанием. Термин «естествознание» происходит от сочетания двух слов: «естество», что означает природу, и «знание», то есть знание природы [16].
Есть две широко распространенные идеи о предмете естествознания:
1) естествознание – это наука о природе как о едином целом;
2) естествознание – совокупность наук о природе, рассматриваемых в целом.
В современной науке биология определяется как совокупность наук о живой природе, о разнообразии существующих живых организмов, их структуре и функциях, происхождении, распределении и развитии, отношениях друг с другом и неживой природой.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗНАНИЙ О ЧЛЕНИСТОНОГИХ ЖИВОТНЫХ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Цель, задачи и методика констатирующего исследования
Изучение методической литературы по проблеме организации и методики обучения биологии обучающихся 10-11 классов показывает, что этот процесс зависит от структуры учебной деятельности, её форм, содержания, от методов и приемов обучения. Организованный на основе этих предположений эксперимент проводился с учащимися 10 класса включает в себя констатирующий этап эксперимента.
Цель данной работы: изучить состояние знаний о членистоногих животных у учащихся старших классов с интеллектуальной недостаточностью.
В экспериментальном исследовании прияли участие 15 школьников – учащиеся 10-х и 11-х классов с интеллектуальной недостаточностью.
Целью экспериментального исследования являлось изучение уровня усвоения естествоведческих понятий.
Учащиеся получили следующие задания:
1. Тело речного рака состоит из:
А) головогруди и брюшка
Б) головы, груди, брюшка
В) головы и брюшка
2. Органы дыхания у паукообразных:
А) жабры
Б) трахеи
В) легкие и трахеи
3. На переднем конце головогруди имеются хелицеры у
А) паукообразных
Б) ракообразных
В) насекомых
4. Таежный клещ является переносчиком :
А) энцефалита
Б) сибирской язвы
В) дизентирии
5. Насекомые с полным превращением:
А) клоп
Б) кузнечик
В) бабочка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной науке биология определяется как совокупность наук о живой природе, о разнообразии существующих живых организмов, их структуре и функциях, происхождении, распределении и развитии, отношениях друг с другом и неживой природой.
Учение о живой природе является частью человеческой культуры. Значительна роль биологии в формировании мировоззрения, в осознании человеком своей роли в окружающем мире. Изучение биологии формирует научное мышление каждого человека и помогает в познании окружающего мира. Развитие биологии обусловлено как интересами практики, так и потребностями всего общества (проблемы медицины, задачи сельскохозяйственного воспроизводства и т.д.).
Известно, какое большое место в развивающем воздействии на личность воспитуемого отводили и отводят естествознанию ученые, педагоги и методисты прошлого и настоящего. Д.И. Писарев отмечал, что знания о природе полностью отвечают природным потребностям детского ума, удовлетворяют первые проблески их пытливости, что изучение природы развивает логичность в мышлении, речь детей, тренирует ум, содействует наглядному и практическому усвоению логических понятий.
Основные критерии усвоения биологического материала учащимися с ограниченными интеллектуальными возможностями следующие: объем полученных знаний и их предметная корреляция, усвоение сути классификации, умение ее производить, раскрытие простых причинно-следственных связей, понимание прикладной цели полученных знаний и их практической направленности.
Важнейшие показатели формирования у учащихся с интеллектуальной недостаточностью биологических знаний о живых организмах в полном объеме: раскрытие морфологических и анатомических особенностей исследуемого органа или системы, объяснение их функциональной значимости, положение одного органа по отношению в другому (нижний, средний, верхний).
Изучение методической литературы по проблеме организации и методики обучения биологии обучающихся 10-11 классов показывает, что этот процесс зависит от структуры учебной деятельности, её форм, содержания, от методов и приемов обучения. Организованный на основе этих предположений эксперимент проводился с учащимися 10 класса включает в себя констатирующий этап эксперимента.
Цель данной работы: изучить состояние знаний о членистоногих животных у учащихся старших классов с интеллектуальной недостаточностью.
В экспериментальном исследовании прияли участие 15 школьников – учащиеся 10-х и 11-х классов с интеллектуальной недостаточностью.
Целью экспериментального исследования являлось изучение уровня усвоения естествоведческих понятий.
1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования пед. профиля / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 240 с.
2. Бобкова, О.В. Формирование знаний и умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида": учебное пособие / О.В. Бобкова, О.А. Бибина, А.Н. Гамаюнова, Н.Н. Кузьмина, Н.В. Рябова. – М. : 2002. – 125 с.
3. Заяц, Р.Г. Биология для поступающих в ВУЗы / Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В. М. Стамбровская. – Мн.: Высш. шк., 2001. – 526 с.
4. Кабелка, И В Формирование знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках биологии / И.В. Кабелка // Спецыяльная адукацыя. – 2017. – № 3. – С. 22-29
5. Кабелка, И В. Проблемный подход в обучении биологии учащихся вспомогательной школы / И.В. Кабелка // Спедыяльная адукацыя. – 2009. – № 5. – С. 48 – 52.
6. Кабелка, И.В. Обучение биологии учащихся вспомогательной школы: учеб-метод, пособие / И.В. Кабелка. – Минск: БГ'ПУ, 2013. – 180 с.
7. Кабелка, И.В. Формирование приемов умственной деятельности учащихся с интеллектуальной нслостаточностью в процессе обучения биологии / И.В. Кабелка // Специальная адукацыя. – 2010. – № 5. – С 43 – 49
8. Кабелка, И.В Работа с терминами на уроках естествознания в специальной (коррекционной шкоде VIII вида / И.В. Кабелка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – №8. – С. 24-29.
9. Ковалева, Е.А Усвоение биологических знаний и применение их на практике учащимися вспомогательной школы / Е.А Ковалева // Дефсктология. – 1969. – № 5. – С. 41-46.
10. Кручинина, С.С. Методика преподавания естествознания во вспомогательной школе: Учеб.-метод. пособие. / С.С. Кручинина, И.В. Кабелка. – Мн.: БГПУ, 2002. – 102 с.
11. Кручинина, С.С. Особенности усвоения естествоведческого материала учащимися вспомогательной школы / С.С. Кручинина, И.В. Татаркина // Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями умственного и физического развития: сб. науч. тр. / М-во просвещения БССР, Мин. гос. пед. ин-т. им. А.М. Горького, редсовет: Т.А. Григорьева (от. ред.) [и др.]. – Мн. : МГПИ, 1985. – С. 56-60.
12. Кручинина, С.С. Преодоление трудностей при формировании понятий на уроках естествознания во вспомогательной школе / С.С. Кручинина // Дефектология. – 1998. – №1. – С. 46-50.
13. Лемеза, Н.А. Пособие для поступающих в ВУЗы / Н.А. Лемеза, М.С. Морозик, Е.И. Морозов [и др.]; под ред. Н.А. Лемезы. – Мн.: Юнипресс, 2001. – 576 с.
14. Мирончик, М.П. Элементы программирования в обучении естествознанию во вспомогательной школе/ М 11. Мирончик // Дефектология – 1986. – № 6. – С. 65-68.
15. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Издательский центр "Академия", 2007. – 280 с.
16. Садохин, А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А.П. Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447 с.
17. Серединская, О Х Обновление содержания обучения природоведению и биологии в специальной общеобразовательной вспомогательной школе 1 отделения / О.Х Серединская. – 2004. – № 1. – С. 10-13.
18. Серединская, О.Х. Обучение биологии в 7-10 классах 1-го отделения вспомогательной школы / О.Х. Серединская. – Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2009. – 182 с.
19. Синев, В.Н. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе / В.Н. Синев, Л.С. Стожок. – Киев: Издательство "Радянська школа", 1977. – 75 с.
20. Соломина, Е.Н. Формирование естественнонаучных знаний в специальной школе / Е.Н. Соломина // Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин [и др.]; под ред. Б.П. Пузанова. – М. : Издательский центр «Академии», 2006. – С. 152-171.
21. Худенко, Е. Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания / Е.Д. Худенко // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей: межвузовский сб. науч. тр. / М-во просвещения РСФСР, Мос. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина; редколлегия: М.Н. Перова (от. ред.) [и др. – М. : МГПИ, 1983. – С. 72-77.
22. Худенко, Е. Д. Изучение курса «Растения» в 6 классе вспомогательной школы / Е.Д. Худенко // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта: мужвузовский сб. науч. тр. / М-во просвещения РСФСР, Мос. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина; редколлегия: М.Н. Перова (от. ред.) [и др.]. – М. : МГПИ, 1986. – С. 49-55.
23. Худенко, Е.Д. Состояние естествоведческих знаний учащихся вспомогательной школы / Е.Д. Худенко// Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей: межвузовский сб. науч. тр. / М-во просвещения РСФСР, Мос. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина; редколлегия: М.Н. Перова (от. ред.) [и др.]. – М. : МГПИ, 1984. – С. 77-82.
24. Шарапова, И.А. Методика преподавания биологии: курс лекций / И. А. Шарапова, Ж. П. Чобот, И.И. Гладкая, О.А. Дубовец. – Витебск : ВГУ, 2018.-228 с.