Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения личностных характеристик подростков с компьютерной зависимостью
1.1 Психологическая характеристика личности подростка
1.2 Влияние информационно-компьютерных технологий на развитие личности подростка
1.3 Компьютерная зависимость как форма аддиктивного поведения подростков
Глава 2 Эмпирическое исследование личностных характеристик подростков с компьютерной зависимостью
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у подростков
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
С постоянным развитием компьютерных технологий растет как число людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, так и чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и использованием интернет. Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую Вам информацию Вы можете получить, не отходя от экрана Вашего монитора. Появился новый вид психологического расстройства – Интернет-зависимость.
В данной работе рассматривается проблема формирования личностных характеристик у подростков с компьютерной зависимостью. Подростковый возраст является наиболее подверженным различным отклонениям.
Актуальность исследования личностных характеристик подростков с компьютерной зависимостью определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей – пользователей компьютером и Интернетом в нашей стране и во всем мире (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к компьютеру разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена компьютерной зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. В психологии и педагогике чрезвычайно малое количество работ посвящено проблеме анализа личностных характеристик подростков с компьютерной зависимостью. И это является актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.
Теоретические положения нашего исследования базируются на представлениях А. Голдберга, А.Е. Войскунского, А.Е. Жичкиной, А.Ю. Егорова, Ц.П. Короленко, К. Янг К. и других специалистов, о таких последствиях применения компьютерных технологий. В качестве источников были также использованы электронные сайты и средства массовой информации, посвященные данной проблеме.
Цель исследования: изучить личностные характеристики подростков с компьютерной зависимостью.
Задачи исследования:
– изучение психологических характеристик личности подростка;
– установление влияния информационно-компьютерных технологий на развитие личности подростка;
– анализ компьютерной зависимости как формы аддиктивного поведения подростков;
– проведение эмпирического исследования личностных характеристик подростков с компьютерной зависимостью;
– разработка рекомендаций по профилактике компьютерной зависимости у подростков.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
1.1 Психологическая характеристика личности подростка
Важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста является формирование личности подростка, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности. Развитие личности как процесс «социализации индивида» осуществляется в определенных условиях семьи и ближайшего окружения.
Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком – при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки проходит не путем разрыва отношений, а путем возникновения нового качества отношений. Семья, школа, сверстники, то есть все то, к чему подросток привык с детства, подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл.
Так, происходит преобразование социализации. Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:
– освобождение от родительской опеки;
– постепенное вхождение в группу сверстников [5, с. 17].
Центральное новообразование подросткового возраста – чувство взрослости (отношение подростка к себе как взрослому). Чувство взрослости – это особая форма самосознания. Оно проявляется в желании, чтобы все относились к подростку как взрослому. Подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или друзьями), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Это стержневая особенность личности, выражающая новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, учебы. Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляют взрослые. Подростку важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства с точки зрения прав.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
2.1 Организация и методы проведения исследования
Целью данной курсовой работы является проанализировать личностные характеристики подростков с компьютерной зависимостью. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось поэтапно.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрали методы исследования. На основном этапе во время экспериментальной работы, в сочетании с анализом научных положений, было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление личностных характеристик подростков с компьютерной зависимостью. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе эмпирических данных, полученных из сравнительного анализа эмпирических данных, результаты были подвергнуты сравнительному анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
База исследования: ГУО «».
Выборка: в исследовании приняли участие 20 учащихся 7-11 классов. Возраст испытуемых – 12-16 лет.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Методика «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот [8].
Назначение методики: диагностика компьютерной зависимости. Опросник включает 11 вопросов, касающихся проявлений эмоционального состояния личности за компьютером или в Интернете, на которые необходимо выбрать один вариант ответа: никогда; редко; часто; очень часто.
Критерии оценки уровня компьютерной зависимости:
От 0 до 15 баллов – отсутствие риска развития компьютерной зависимости;
От 16 до 22 баллов – стадия увлеченности компьютером и Интернетом;
От 23 до 37 баллов – риск развития компьютерной зависимости, что свидетельствует о необходимости проведения профилактических программ;
Более 38 баллов – наличие компьютерной зависимости.
Текст методики представлен в Приложении А.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. Центральное новообразование подросткового возраста – чувство взрослости. Чувство взрослости – это особая форма самосознания. Подростковый возраст подразумевает второе психологическое рождение ребенка. Новообразованием подросткового возраста является развитие рефлексии. Самооценка подростка носит противоречивый характер. Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе и т.д. Ведущая деятельность у подростков – общение со сверстниками.
Компьютерная зависимость – это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Виртуализация учебного процесса и компьютерная зависимость представляют собой значительную проблему для общества, поскольку нет никаких гарантий, что за время чрезмерной заинтересованности компьютером психика подростка не будет повреждена. На дальнейших этапах своей жизнедеятельности компьютерозависимый подросток, ощущая трудности в коммуникации, обучении, может оказаться отчисленным из вуза, потерять друзей, испытывать проблемы с трудоустройством и созданием семьи.
Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного «Я», ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.. Важно научиться и научить детей и подростков поддерживать свое психическое здоровье, правильно ориентироваться в новой информационной среде. Просветительская деятельность психологов, педагогов, медиков в сфере сохранения и укрепления здоровья, правильного использования информационно-компьютерных технологий будет способствовать гармоничной интернет-социализации молодежи. Немаловажную роль здесь играют перцептивные действия ребенка, подростка, их своевременная коррекция может привести к положительному эффекту в борьбе с интернет-аддикцией.
Эмпирическое исследование, проведенное в данной работе, показало следующие результаты. Половина исследуемых подростков характеризуется наличием сформированной компьютерной зависимости – постоянным навязчивым стремлением проводить время за компьютером и в Интернете, обусловливающих ряд проблем поведения и контроля над влечениями.
1. Арон, И.С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития / И.С. Арон // Конфликтология. – 2013. – Т. 2. – С. 168-175.
2. Буслаева, Е.Н. Особенности развития личности современных подростков / Е.Н. Буслаева, Ю.Г. Астахова // Европейские исследования. –2015. – № 10. – С. 107–112.
3. Васильева, Е.В. Компьютерная зависимость подростка как социально-педагогическая проблема / Е.В. Васильева // Гаудеамус. – 2016. – №2. – С. 32-39.
4. Галяутдинов, С.И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями / С.И. Галяутдинова, Е.В. Ахмадеева // Вестник Башкирского ун-та. – 2013. – № 1. – С. 232-235.
5. Гришина, А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / А.В. Гришина. – Нижний Новгород: НГПУ, 2011. – 19 с.
6. Евстигнеева, Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Ю.М. Евстигнеева. – М.: МГПУ, 2003. – 20 с.
7. Ениколопов, С.Н. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри / С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский // Психологический журнал. – 2007. – № 1. – С. 115-124.
8. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с.
9. Истратова, О.Н. Причины детской конфликтности в периоды возрастных кризисов / О.Н. Истратова // Известия Южного фед. ун-та. – 2004. – № 3. – С. 226-230.
10. Карбанович, О.В. Характеристика старшего подростка в контексте проблемы школьной дезадаптации / О.В. Карбанович // Вестник Брянского гос. ун-та. – 2015. – № 2. – С. 74-79.
11. Коваль, Т.В. Особенности межличностных взаимодействий у подростков, склонных и не склонных к развитию компьютерной зависимости / Т.В. Коваль // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 4. – С. 1-13.
12. Колотилова, И.В. Особенности формирования зависимого поведения у подростков / И.В. Колотилова // Социальная политика и социология. – 2011. – № 7 (73). – С. 234-244.
13. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обзор психиатрии и медицинской психологии – 1991. – № 3. – С. 8-15.
14. Костенко, Г.А. Аддиктивное поведение как аспект девиации поведения / Г.А. Костенко // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. – 2015. – № 1 (21). – С. 133-137.
15. Котляров, А.В. Другие наркотики / А.В. Котлярова. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 456 с.
17. Оськина, Н.Г. Проблема Интернета и компьютеризации обучения в младшем школьном возрасте / Н.Г. Оськина // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. – № 3 (50). – С. 57-59.
18. Панченко, С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С.А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95-99.
19. Прибылова, Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий / Ю.О. Прибылова // Естествознание в школе. – 2005. – № 4. – С. 35-39.
20. Прокурова, С.В. Компьютерная зависимость и профилактическая деятельность по ее преодолению / С.В. Прокурова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 55-59.
21. Рыженко, С.К. Психологическое воздействие на игровую компьютерную зависимость младших подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / С. К. Рыженко. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. – 19 с.
22. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М. : Аспект пресс, 2001. – 460 с.
23. Спиркина, Т.С. Личностные особенности пользователей сети Интернет, склонных к Интернет-зависимости / Т.С. Спиркина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 60. – С. 473-478.
24. Удовенко, Е.В. Интернет-зависимость в подростковом возрасте / Е.В. Удовенко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 4-5. – С. 93-96.
25. Шамухаметова, Е.С. Исследование конфликтности в подростковом возрасте / Е. С. Шамухаметова // Научные исследования и разработки: материалы XIX Международной научно-практич. конференции. – М., 2017. – С. 388-390.
26. Шинтарь, Ю.Н. Роль и место Интернет-сети в коммуникации современных подростков / Ю. Н. Шинтарь // Ученые записки КИПУ. – 2016. – № 4. – С. 156-159.
27. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.