Введение
Глава 1 Теоретические аспекты преодоления одиночества людей пожилого и старческого возраста в условиях центра социального обслуживания населения
1.1 Проблема преодоления одиночества лицами пожилого и старческого возраста в условиях центра социального обслуживания населения в теории и практике социальной работы
1.2 Социально-психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста, переживающих одиночество в условиях центра
1.3 Возможности социально-культурной деятельности в преодолении одиночества людьми пожилого и старческого возраста в условиях центра социального обслуживания населения
Глава 2 Апробация экспериментальной программы преодоления одиночества людей пожилого и старческого возраста в условиях центра социального обслуживания населения
2.1 Организация и проведение исследования возможностей социально-культурной деятельности в преодолении одиночества людей пожилого и старческого возраста в условиях центра социального обслуживания населения
2.2 Анализ результатов исследования возможностей социально-культурной деятельности в преодолении одиночества людей пожилого и старческого возраста в условиях центра социального обслуживания населения
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Люди пожилого возраста в настоящее время являются самой социально незащищенной категорией общества. Изменение социального статуса человека в старости, вызванное прекращением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимости выработки особых подходов, форм и методов социокультурной деятельности пожилых людей [21, c. 97].
Психологическая неудовлетворённость своим нынешним положением часто влечёт за собой довольно скорое наступление физического одряхления, иногда сопровождающегося психическим расстройством. «Отношение к собственному старению активный элемент психической жизни в позднем возрасте. По сути это тот принцип, по которому можно разграничить благоприятные и неблагоприятные формы психического старения. Хорошее здоровье, умеренный характер возрастных изменений, сохранение деятельного образа жизни, наличие семьи, материального достатка, так же как и прошлые заслуги, награды и звания, не являются залогом осознания старости как интересного, полноценного периода жизни. И при наличии всего перечисленного человек в старости может считать себя ущербным, обделенным, больным, убогим и несчастным. Приятие собственного старения есть результат активной творческой работы по переосмыслению жизненных установок и позиций, переоценке жизненных ценностей» [3, с. 53].
«Сохранить нормальное, полнокровное человеческое общение, не поддаться одиночеству - значит отодвинуть старость. Старость, как и одиночество, невозможно исключить. Старость сама по себе - есть одиночество. При этом старение, как и одиночество - есть проявление чувств, испытываемых человеком» [4].
В настоящее время учреждений, организующих досуг пожилых граждан, практически нет, поэтому центры социального обслуживания и должны осуществлять социокультурную деятельность людей пожилого возраста, направляя её на улучшение их состояния, самочувствия и занятости.
В изучении проблем социокультурной деятельности людей пожилого возраста мы опирались на исследования, раскрывающие геронтологические, психологические, демографические, медицинские, социальные, культурно-досуговые аспекты жизнедеятельности лиц пожилого возраста.
Вопросами социокультурной деятельности людей пожилого возраста занимались Ю. И. Демченко, М. А. Лобода, Л. В. Мерцалова, П. Д. Павленок, О. Е. Плеханова, Е. И. Холостова и др.
Важными для данного исследования являются работы Н. Ф. Басова, О. В. Красновой, Е. И. Холостовой, анализ которых помог определить социально-демографические, основные направления и технологии социокультурной деятельности людей пожилого возраста для профилактики преждевременного и ускоренного старения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Проблема преодоления одиночества лицами пожилого и старческого возраста в условиях центра социального обслуживания населения в теории и практике социальной работы
Значимость исследования проблемы одиночества связана с практической стороной решения, которая выражается в возможности оказания помощи в устранении данного состояния в его негативных проявлениях.
В работе Шагивалеева Г. Р. феномен одиночества имеет сложное содержание, которое включает в себя множество форм, каждая из которых может по-разному переживаться людьми. В силу этого данное понятие часто превращается в безразмерную метафору, что осложняет его научный анализ. Исследование проблемы одиночества затрудняется и тем, что в разных цивилизациях и обществах сложились определённые культурно-исторические и психологически обусловленные формы одиночества, а также способы отношения к нему и его переживания [36].
«Для психологической науки, как отмечает Бакалдин С. В., актуальность исследования данного феномена, связана с его широкой распространенностью. Он так же отмечает, что одиночество является частой жалобой, с которой обращаются за помощью к психологу, и оно часто стоит в ряду причин суицидов» [2].
Рассматривая одиночество как психический феномен, большинство исследователей подчеркивают его различия с такими понятиями, как «уединение» и «изоляция», полагая, что одиночество имеет некий специфический внутренний контекст [15].
Бакалдин С. В. рассматривает понятие одиночества с позиции трех подходов:
– как некая социальная ситуация, порождающая определенное эмоциональное состояния;
– как психическое или эмоциональное состояние;
– как механизм адаптации и регуляции [2].
Большинство исследователей одиночества связывают его с резко негативными эмоциональными переживаниями, разрушительным образом влияющими на личность.
ГЛАВА 2 АПРОБАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Организация и проведение исследования возможностей социально-культурной деятельности в преодолении одиночества людей пожилого и старческого возраста в условиях центра социального обслуживания населения
Базой нашего исследования явилось ГУ «ЦСОН КОРЕЛИЧСКОГО РАЙОНА». Директор – Семибратова Инесса Николаевна.
В центре – 60 пожилых и старческих людей, из них одиноких – 20 (12 женщин, 8 мужчин). В анкетировании приняло участие 20 респондентов в возрасте от 60–74 лет.
Представим экспериментальную программу исследования. Анкетирование проводилось на базе Центра Социального обслуживания населения Кореличского района. Целью проведенного нами анкетирования являлось выявление проблем пожилых получателей социальных услуг центра и их потребностей в социокультурной деятельности.
На первом этапе было проведено анкетирование, на втором – обработка результатов исследования, на третьем – систематизация и анализ результатов.
В анкетировании приняло участие 20 респондентов в возрасте от 60-74 лет. В анкете представлены 15 вопросов, предусматривающие возможные варианты ответов.
Анкета представлена ниже.
Анкета
Уважаемый клиент! Просим Вас ответить на предложенные вопросы данной анкеты. Участие в исследовании является добровольным. Если Вы не хотите отвечать на тот или иной вопрос по любой причине, то можете пропустить этот вопрос. Тем не менее, мы будем Вам очень признательны за ответы на все вопросы, поскольку полностью заполненные анкеты помогут нам получить как можно более достоверную информацию о проблемах и потребностях людей пожилого возраста в социокультурной деятельности.
Данная анкета является анонимной – Вы не должны указывать на ней свое имя. Собранная информация будет использована в статистически обобщенном виде, то есть ее нельзя будет связать с Вами лично. Прежде чем ответить на вопрос, прочтите, пожалуйста, все варианты ответов. Выберите один или несколько из них, которые наиболее полно соответствуют Вашему мнению, и обведите кружочком букву в колонке справа от ответа. Если предложенные варианты ответов Вас не устраивают, можно написать свой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании выявленных теоретических представлениях, понятие «одиночество», в зарубежной и отечественной психологии, характеризуется как комплексный феномен, основанный на комбинации социальной ситуации, психических или эмоциональных состояний, и механизмов адаптации и регуляции. При существовании возможности замены значимых лиц, вероятность возникновения одиночества снижается.
Понятие одиночества рассматривается с позиции трех подходов:
– как некая социальная ситуация, порождающая определенное эмоциональное состояния;
– как психическое или эмоциональное состояние;
– как механизм адаптации и регуляции
Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы.
Изучением социальной жизни пожилых людей и выявлением их проблем занимались такие ученые как В.Д. Альперович, И. Бондаренко, И.А. Гизатова, М.А. Гулина, М.В. Ермолаева, В.Л. Ефименко и другие.
Старение рассматривается как процесс, включающий биологическое, социальное и психологическое старение. Биологическое старение предполагает возрастание уязвимости организма, ухудшение самочувствия. Социальное старение отражает изменение модели поведения, социального статуса и роли. Психологическое старение состоит в изменении способа адаптации к процессам старения, возникновении новых стратегий преодоления возникающих трудностей.
Социокультурная деятельность осуществляется путем использования следующих методов: библиотерапия, изотерапия, арттерапия, музыкотерапия, гарденотерапия и др. Классификация социокультурных методов может осуществляться по самым разным основаниям: видам деятельности, характеру решаемых задач, уровням и сферам применения, объектам и другим параметрам.
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М.: Академия, 2011. – С. 23-28.
2. Бакалдин, С.В. Эмоциональные особенности переживания одиночетсва / С.В. Бакалдин // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2008. – №5. – С.24-28.
3. Басов, Н.Ф. Учет психологических особенностей людей пожилого возраста в социальной работе / Н.Ф. Басов // Вестник КГУ. – 2013. –№ 3. – С. 143-148.
4. Большой энциклопедический словарь / ред. А. М. Прохоров. 1-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 1456 с.
5. Величко, П.А. Одиночество пожилых людей: социально-психологический анализ / П.А. Величко // Вестник Северо-Западн. инст. Управления. – 2014. – № 1, Т. 5. – С. 30-35.
6. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М. «Педагогика», 1987. – 344 с.
7. Гренлюнд, Э. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика / Э. Гренлюнд, Н.Ю. Оганесян. – Спб.: «Речь», 2004. – 198 с.
8. Гулина, М.А. Психология социальной работы / М.А. Гулина. – СПб. : Питер, 2002. – 352 с.
9. Дементьева, Н.Ф. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей / Н.Ф. Дементьева, Э. В. Устинова. – Тюмень, 1995. –108 с.
10. Демина, Э. Н. Социальная реабилитация инвалидов и пожилых граждан: метод. пособие / Э.Н. Демина. – Санкт-Петербург, 2017. – 68 с.
11. Ермолаева, М.В. К проблеме периодизации развития личности на протяжении жизненного пути / М.В. Ермолаева // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 119-128.
12. Ефименко, В.Л. Депрессии в пожилом возрасте / В.Л. Ефименко. – Л. : Медицина, 1975. – 218 с.
13. Зайнышев, И. Г. Технологии социальной работы: учебное пособие / И.Г. Зайнышев. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
14. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Спб.: ООО «Речь», 2000. – 310 с.
15. Корчагина, С. Г. Психология одиночества: учебное пособие / С.Г. Корчагина. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. – 228 с.
16. Максимова, С.Г. Социально-психологические особенности лиц позднего возраста / С.Г. Максимова. – М. : Академия, 2011. – 99 с.
17. Маюрова, А.А. Самоорганизация пожилых людей в обществе как способ адаптации / А.А. Маюрова, Т.И. Лавренова // Вестник Пензенского гос. ун-та. – 2016. – № 1. – С. 120-125.
18. Миннигалеева, Г.А. Социально-педагогическая работа с пожилыми людьми : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Г.А. Миннигалеева. – Москва, 2004. – 19 с.
19. Наместникова, И. В. Методы исследования в социальной работе: учебник для бакалавров / И.В. Наместникова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 430 с.
20. Пахальян, В. Э. Групповой психологический тренинг: учебное пособие / В.Э. Пахальян. – Спб.: Питер, 2006. – 224 с.
21. Писарева, А. В. Благосостояние пожилого населения в современной России / А.В. Писарева. – М.: ЦСП, 2010. – 142 с.
22. Полищук, Ю.И. Состояния одиночества и ассоциированные с ними расстройства депрессивного спектра у лиц пожилого возраста / Ю.И. Полищук // Клиническая геронтология. – 1999. – № 8. – С. 34-45.
23. Примак, Ю.А. Особенности социальной работы с пожилыми людьми / Ю.А. Примак, И.А. Гизатова // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М., 2012. – С. 54-58.
24. Рассел, Д. Измерение одиночества / Д. Рассел // Лабиринты одиночества: сб. иауч.тр. – М., 1989. – С. 192-226.
25. Савин, А. Ю. Социальная реабилитация пожилых людей и инвалидов в геронтологическом центре / А.Ю. Савин, Н.В. Щербинина // Социальное обслуживание. – 2014. – № 5. – С. 19-31.
26. Сетракова, Д. Творческая реабилитация / Д. Сетракова // Наша жизнь. – 2014. – № 6. – С. 71-73.
27. Словарь-справочник по социальной работе. В 2-х томах / Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1997. – 256 с.
28. Сушкова, Г. М. Туризм – действенное средство реабилитации инвалидов с психоневрологическими заболеваниями / Г.М. Сушкова // Социальное обслуживание. – 2015. – № 1. – С. 34-40.
29. Теоретические и практические основы работы с пожилыми людьми : методическое пособие / отв. ред. Н.Б. Шмелева. – Ульяновск : УлГУ, 2007. – 196 с.
30. Фаустова, И. В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста / И.В. Фаустова // Управление ДОУ 2008. – № 5. – С. 100-107.
31. Филозоп, А.А. Некоторые аспекты психосоциальной помощи пожилым и старым людям / А.А. Филозоп // Психология зрелости и старения. – 2012. – № 3. – С. 34.
32. Фирсов, М. В. Введение в профессию «Социальная работа»: учеб. пособие / М.В. Фирсов, Е. Г. Студёнова, И. В. Наместникова. – М.: КНОРУС, 2011. – 224 с.
33. Холостова, Е. И.Социальная работа с пожилыми людьми / Е.И. Холостова. – М., 2003. –296 с.
34. Чеснокова, М. А. Арттехнологии в социальной работе с гражданами пожилого возраста / М.А. Чеснокова // Отечественный журнал социальной работы. – 2008. – № 1. – С. 67-69.
35. Чижиков, В. М. Методологическое обеспечение культурно-досуговой деятельности: учебное пособие / В.М. Чижиков. – М.: МГИК, 1991. – 142 с.
36. Шагивалеева, Г. Р. Культурологическое и психологическое понимание феномена одиночества / Г. Р. Шагивалеева // Концепт. – 2013 . – №1. – С. 6-11.
37. Шамсутдинова, Д. В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Д.В. Шамсутдинова. – Казань: Изд-во Казанс. ун-та, 2001. – 256 с.
38. Шмелев, Р.В. Феномен одиночества человека как социально-психологическое явление / Р.В. Шмелев // Отечественный журнал социальной работы. – 2004. – № 3. – С. 18-21.
39. Шушарджан, С. В. Музыкотерапия: история и перспективы / С.В. Шушарджан. – М.: Владос, 2005. – 192 с.