ВВЕДЕНИ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.2 ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
3.1 ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
3.2 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, когда нестабильная экономическая, социальная и политическая ситуация в стране приводит к росту социальной напряженности в обществе, социальная составляющая качества жизни населения выходит на первый план, демонстрируя уровень доверия населения к органам государственной власти, степень удовлетворенности полученными публичными услугами и определяя приоритеты государственной политики. Именно поэтому вопросы сущности государственного управления, а именно его социальной составляющей, структуры, механизмов реализации и их усовершенствования приобретают сегодня особую актуальность.
Важнейшую роль в происходящих в стране успешных преобразованиях играет сильная и дееспособная система государственного управления. Исходя из критериев общественного блага, система государственного управления может и должна: не допускать нарушения правопорядка в обществе, норм и правил поведения на рынке; определять общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста; предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях; способствовать утверждению цивилизованных отношений между деловым миром, обществом и властными структурами. С сильной, дееспособной системой государственного управления народ Республики Беларусь связывает свои надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства.
Управление как процесс можно представить в виде отдельных этапов: выработка целей управления, выбор методов управления, организация разработки плана и его реализация и так далее. Чтобы этот процесс осуществлялся успешно, необходимо предварительно комплексно рассмотреть проблему целей, принципов, методов и функций управления. Это, так сказать, общая характеристика механизма управления.
И наконец, из процесса функционирования системы управления целесообразно выделить работу, которая направлена как на совершенствование самой управляющей системы, так и на улучшение процесса ее функционирования. Речь идет о выделении этапа рационализации самой системы управления – этапа ее совершенствования, реорганизации, развития. Обобщая, можно сказать, что эпицентрами, вокруг которых группируются проблемы управления социалистическим производством, являются: теоретические положения о механизме управления; управляющая система в статике; управляющая система в динамике; совершенствование системы управления. Рассмотренные выше аспекты управления, общие и специфические черты управления, функции и элементы управления как бы покрываются предложенной группировкой разделов. Комплексная концепция управления тем и характерна, что она, во-первых, ассимилирует все то ценное, что дали предшествующие исследования, во-вторых, позволяет продвинуться дальше в анализе проблем управления социалистическим производством. Точнее, только комплексный и системный подход позволяет наиболее глубоко анализировать проблемы управления.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и структура государственного управления
Многогранность и широкий спектр научных подходов к определению сущности, функций, принципов, целей и структуры государственного управления, характеризующие сегодняшнее положение дел в научном сообществе, проявляются в наличии множества определений и точек зрения на данное явление. Широкий интерес отечественных и зарубежных ученых к обозначенному вопросу обусловлен первостепенной важностью государственного управления для развития общества во все времена. Однако следует отметить недостаточную проработку данного вопроса в аспектах структуры государственного управления в условиях современных вызовов.
Основная задача государственного управления – конституционная защита прав и свобод граждан, подразумевает высокую социальную ответственность государства перед населением, поскольку именно общество формирует государство. Не органы власти управляют обществом, а государство предоставляет обществу услуги для обеспечения комфортных условий жизнедеятельности и защиты его интересов, закрепленных законодательно. Нерациональное и неэффективное государственное управление может привести к существенным негативным экономическим, политическим, социальным и экологическим последствиям. Именно поэтому вопросы детерминирования сущности и усовершенствования структуры государственного управления требуют детального анализа и доработки.
Генезис науки государственного управления берет свое начало со времен античных философов. В частности, уже Аристотель рассматривал государство как некое многочисленное объединение людей, которые изначально не равны между собой. Именно этот факт, по его мнению, порождал государственное управление как необходимость упорядочения их жизни и взаимоотношений
Становление и развитие науки государственного управления проходило под воздействием множества факторов, наиболее весомыми из которых являлись жизненные ценности населения территорий в данный период времени (эпоху), политический строй, социально-экономическая ситуация в обществе; способы, полнота и достоверность получаемой информации и так далее. Но и в современных условиях исследование вопросов государственного управления не утратило своей значимости. Установка социальных приоритетов развития современных государств, рост роли гражданина в обществе, расширение полномочий органов местного самоуправления – все эти тенденции актуализируют необходимость постоянного усовершенствования механизмов государственного управления, повышения его эффективности и ответственности перед обществом за результаты своей деятельности. Как результат, мы видим интерес широкого круга исследователей к данной проблеме.
ГЛАВА 2 ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Все многообразие государственного управления, исходя из определенных основополагающих признаков – критериев, можно представить через его различные уровни и виды.
Процесс государственного управления делится на несколько этапов: государственное строительство; управление бизнесом; оперативно-тактическое управление.
Этап государственного строительства связан с формулированием государственной политики, а значит – с политическим управлением.
Этапы исполнительно-распорядительного, оперативного и тактического управления – с реализацией государственной политики, с административным управлением.
Базовым направлением государственного управления на уровне принятия политических решений является деятельность в сфере государственного строительства. Это направление получает особую актуальность в транзитивные периоды, когда формируются основы государственности и формы их закрепления, определяются цели и перспективы развития страны на конкретный период времени. На данном этапе принимаются не просто управленческие, а политико-управленческие решения. Здесь речь идет о макрополитическом управлении [9, с. 52].
На этапе государственного строительства используются следующие типы политических решений государства: определение целей, функций и задач для развития государства; назначение главы государства, парламента и местных органов власти; досрочное прекращение полномочий главы государства, парламента, правительства; назначение референдумов; внесение изменений в конституцию; консолидация государственных символов; формирование системы центральных органов исполнительной власти; создание и преобразование министерств и других центральных органов исполнительной власти; формирование судов; консолидация административно-территориального устройства; распределение мест в региональных и местных органах власти и органах самоуправления; определение основных принципов работы органов государственной безопасности и обороны.
Государственное управление в сфере формулирования государственной политики включает: определение направлений государственной внешней и внутренней политики; программу деятельности правительства и государственный бюджет; проблемы государственного долга; определение стратегических отраслей, которые остаются в государственной собственности и тех объектов, которые подлежат приватизации; правовой статус работы предприятий; лицензирование и стандартизацию [910 с. 5].
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
3.1 Принципы государственного управления
Цели государственного управления базируются на принципах – основополагающих идеях, руководящих началах, лежащих в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.
Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.
Общие (социально-правовые) принципы:
- демократизм – народ является единственным источником власти; он осуществляет как непосредственно, так и через исполнительные комитеты. Контроль за деятельностью исполнительных органов осуществляют законодательные и судебные органы, прокуратура и общественность (общественный контроль);
- законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;
- объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно отслеживать текущие процессы, выявлять существующие модели и учитывать их в управленческих решениях и их реализации;
- научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;
- конкретность – управление должно основываться на конкретных обстоятельствах, то есть час в соответствии с фактическим состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;
- разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;
- федерализм – деятельность органов исполнительной власти основана на нормативном закреплении распределения полномочий между Республикой Беларусь и ее субъектами;
- эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.
Организационные принципы:
- отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления основывается на общности объекта управления, которым является конкретная отрасль (отрасль управления, транспорт, связь, сельское хозяйство, образование, здравоохранение и т.п.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сущность и структура государственного управления – понятия сложные и многогранные. И, несмотря на достаточную проработанность данных вопросов специалистами разных научных направлений, определенные вопросы и сегодня остаются недостаточно раскрытыми и обоснованными. Во многом это связано с быстро меняющимися политическими и социально-экономическими реалиями, а также постоянно растущими потребностями населения в качественных государственных услугах в необходимом количестве [20, с. 115].
Актуальность данной работы обоснована тем, что государственное управление как социальный процесс вынуждено постоянно реагировать на подобные изменения внешней среды. Современные вызовы создают условия для формирования гибкой системы государственного управления, способной максимально мобилизовать свои внутренние ресурсы и эффективно реализовать свои функции для достижения целей государства и общества.
Государственное управление – это практическое, организационное и регулирующее влияние государства на социальную активность людей с целью их упорядочения, сохранения или преобразования.
Государственное управление занимает особое место среди всех типов власти. Высшие государственные органы, представленные главой государства и его служащими, правительством, парламентом и судебной системой, а также их аппарат, играют вместе роль системы правительства, компоненты которой взаимосвязаны сложными функциональными отношениями.
Все виды государственного управления обусловлены формой правления, территориально-административным устройством, политическим режимом, что, в конечном счете, определяет социальную сущность государства.
Таким образом, современная система государственного управления представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, которые образуют определенное единство.
Современная система государственного управления – это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих определенное единство, что и делает его важнейшим звеном политического процесса общества.
В соответствии с задачами в работе были охарактеризовано понятие формы государственного управления, изучены признаки правовой формы управления, а также рассмотрены виды форм государственного управления.
Можно сделать вывод, что практическое значение форм управления заключается в том, что посредством использования их в управленческой практике осуществляются полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, создаются и обеспечиваются порядок управления, права и свободы граждан, законность совершения управленческих процедур, гласность и учет общественного мнения.
1. Классики теории государственного управления: американская школа / Под ред. Дж. Шафритца, А. Хайда. 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2015. – 800 с.
2. Радченко, А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: учебник / А. И. Радченко. – 3-е изд., перераб. и доп перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Ростиздат, 2014. – 719 с.
3. Путенихин, П.В. Логические основания многомерных пространств // Заочные электронные конференции. – 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/6359.
4. Глазунова, Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов / Н.И. Глазунова. 2-е изд.– М.: ЮНИТИДАНА, 2016. – 551 с.
5. Долгальова, О.В. Теоретико-методичні засади оптимізації діяльності регіональних органів влади / О.В. Долгальова, Н.О. Пушкарьова // Публічне управління: теорія та практика. – 2010. – № 1. – С. 10-15.
6. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Атаманчук. – 4-е изд., стер. – М.: Изд-во ОМЕГАЛ, 2014. – 525 с.
7. Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник / В.Е. Чиркин. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2015. – 379 с.
8. Миннибаев, Б.И., Шарифуллин, Р.Ф. Особенности системы государственного управления Республики Беларусь / Б.И. Миннибаев, Р.Ф. Шарифуллин // Молодой ученый. – 2014. – № 11. – С. 26-28.
9. Купришин, Г.Л. Государственное управление: учеб. пособие для студентов вузов / Г.Л. Купришин, А.И. Соловьев. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Университетский гуманитарный лицей, 2015. – 256 с.
10. Агарков, А.А. Теория права, государства и государственного управления / А.А. Агарков, В.С. Курчеев, Ю.Н. Одров, Г.Г. Пензин. – 2-е изд. – Новосибирск, 2017. – 282 с.
11. Филатов, И. Государственное управление – это… / И. Филатов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: fb.ru. Дата доступа: 10.11.2019.
12. Бурега, В.В. Социология государственного управления / В.В. Бурега. – Донецк.: ООО «Східний видавничий дім», 2012. – 168 с.
13. Омельченко, Н.А. История государственного управления: / Н.А. Омельченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 575 с.
14. Административно-правовые основы государственного управления: учеб. пособие / под общ. ред. А. Н. Крамника. 2-е изд., перераб. и доп – Минск: Тесей, 2016. – 704 с.
15. Веденеев, Ю.А. Организационные реформы государственного управления промышленностью в СССР: историко-правовое исследование (1957-1987 гг.). 2-е изд, перераб и доп.– М.: АСТ, 2015. – 340 с.
16. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 04.01.2010 г., № 108-З // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. – № 17. – 2/1660.
17. Лазарева В.В. Теория права и государства / В.В. Лазарева. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: Право и Закон, 2016. – 327 с.
18. О Совете Министров Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 23.07.2008 г., № 424-З, по состоянию на 17 июля 2018 г. № 132-З // Эталон-Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
19. Габричидзе, Б. Н., Чернявский, А. Г. Административное право / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. 2-е изд. Перераб и доп.– М.: Проспект, 2014. – 206 с.
20. Охотский, Е.В. Государственное управление: на пути к современной модели государственного менеджмента / Е.В. Охотский // Вестник МГИМО.