ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМПАТИИ У ВОЛОНТЕРОВ БЕЛОРУССКОЙ АССОЦИАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
1.1 ФЕНОМЕН ЭМПАТИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.2 ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ У СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМПАТИИ У ВОЛОНТЕРОВ БЕЛОРУССКОЙ АССОЦИАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы. В последнее десятилетие наблюдается повышенное внимание к профессиональной деятельности лиц, оказывающих социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и социально-экономические услуги. Социальный работник должен обладать знаниями и умениями для оказания своих профессиональных обязанностей, что относится к социономическому типу. Обслуживание людей предполагает постоянное общение, а потому у социального работника должны быть развиты коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость, наблюдательность и эмпатия.
Эмпатия является важным качеством, способствующим эффективному построению межличностных отношений, в том числе и в профессиональной среде. Эмпатия необходима в профессиональной деятельности социального работника. Это связано с тем, что эмпатия выражает психологическое принятие личности человеком, который переживает те же чувства. Эмпатия также выступает важным аспектом волонтерской деятельности как проявления гуманизма.
Степень научной разработанности проблемы.
Феномен эмпатии имеет длительную историю разработки в научной психологии. В отечественной психологии понятие «эмпатия» появилось благодаря работам Т.П. Гавриловой. В отечественной социальной психологии эмпатия изучалась преимущественно как феномен социальной перцепции и межличностного взаимодействия (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев). В настоящее время изучением эмпатии занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: А.Г. Басова, В.В. Бойко, Л.П. Выговская, В.И. Долгова, В.П. Кузьмина, К. Роджерс, Э. Титченер и другие.
Качества личности специалиста по социальной работе, социального педагога рассматриваются в исследованиях В.Г. Бочаровой, Н.П. Клушиной, М.Н. Коныгиной, Р.М. Куличенко, Е.И. Холостовой, Б.Ю. Шапиро, Т.Д. Шевеленковой, Н.Б. Шмелевой и др.
Анализ литературы показал, что изучения особенностей эмпатии у волонтеров Белорусской ассоциации социальных работников является недостаточно освещенной.
Цель исследования: выявить особенности эмпатии у волонтеров Белорусской ассоциации социальных работников.
Объект исследования: эмпатия социальных работников.
Предмет исследования: особенности эмпатии у волонтеров Белорусской ассоциации социальных работников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМПАТИИ У ВОЛОНТЕРОВ БЕЛОРУССКОЙ АССОЦИАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
1.1 Феномен эмпатии в отечественной и зарубежной литературе
Термин «эмпатия» ввел в научный оборот в начале XX в. Э. Титченер, который обобщил развивающиеся в философской традиции взгляды о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. Под эмпатией понималась особая внутренняя активность, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека [7, с. 254].
В первой концепции эмпатии, сформулированной Т. Липпсом, она рассматривалась в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания. По мнению Т. Липпса, соответствующие эстетические переживания не столько пробуждаются художественным творением, сколько привносятся в него [1, с. 102].
Дж. Мид под эмпатией понимал способности принять роль другого человека. В работах К. Роджерса эмпатия определяется как способ существования с другим человеком. Эмпатия позволяет проникнуть во внутренний мир другого, предполагает временное проживание жизни другого [1, с. 103].
Эмпатия представляет собой сложное структурное образование. Первоначально эмпатия понималась исключительно как эмоциональный процесс и, следовательно, содержала в себе один компонент – аффективный. В этом случае эмпатия определяется как эмоциональное переживание в ответ на эмоциональное состояние другого человека [7, с. 255].
В зарубежной психологии рассмотрение эмпатии Н. Айзенберг фокусируется только на аффективном компоненте, при этом также отмечается роль когнитивных процессов в эмпатическом реагировании. Так, эмпатия – это переживание, опосредованное открытым проявлением эмоций другим человеком. Но кроме этого, если наблюдатель видит другого человека в ситуации, которая вероятно должна вызывать печаль, он также должен испытывать печаль, даже если другой человек ее открыто не проявляет. В этом случае оценивается поступающая информация о возможном влиянии данной ситуации, или происходит процесс мысленной попытки поставить себя на место другого, и это вызывает эмпатию [7, с. 254].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМПАТИИ У ВОЛОНТЕРОВ БЕЛОРУССКОЙ АССОЦИАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
2.1 Общая характеристика исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности эмпатии у волонтеров Белорусской ассоциации социальных работников.
Задачи эмпирического исследования:
1) выявить уровень эмпатии и эмпатических способностей у социальных работников, занимающихся волонтерской деятельностью (волонтеров) и студентов (будущих социальных работников);
2) сравнить уровень эмпатии и эмпатических способностей у социальных работников, занимающихся волонтерской деятельностью (волонтеров) и студентов (будущих социальных работников).
Гипотеза исследования: существуют достоверные различия в уровне эмпатии у социальных работников, занимающихся волонтерской деятельностью, и у студентов – будущих социальных работников.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко).
Назначение методики: выявление уровня эмпатии и эмпатических способностей. Шкалы методики: рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал, интуитивный канал, установки, способствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии. Опросник содержит 36 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». При обработке данных подсчитывается число соответствующих ключу ответов по каждой шкале, затем определяется общий балл, который указывает на уровень эмпатии. Критерии оценки уровня эмпатии: 30 баллов и выше – очень высокий уровень эмпатии; 29-22 – средний; 21-15 – заниженный; менее 14 баллов – очень низкий (Приложение А).
2. Опросник общих эмпатийных тенденций (А. Меграбьян, Н. Эпштейн).
Назначение: выявление общих эмпатийных тенденций.
Испытуемому предлагается 33 утверждения, которые касаются вашего отношения к самому себе, другим людям, к миру в целом, на которые требуется ответить знаком «+» (если согласен) и знак «-» (если не согласен).
Обработка и интерпретация результатов. Обработка результатов состоит в подсчете баллов с помощью ключа (ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл; отсутствие ответа рассматривается как несовпадение с ключом).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что эмпатия представляет собой способность к пониманию эмоционального состояния другого человека, постижение его чувств и переживаний. В основе эмпатии лежат сопереживание и сочувствование. Эмпатия представляет собой сложное структурное образование, включающее когнитивный компонент (понимание эмоционального состояния другого человека), эмоциональный компонент (сопереживание или сочувствие, которые испытывает субъект к другому лицу), конативный компонент (активная помощь объекту эмпатии). Эмпатии выполняет ряд важнейших эмоциональных, когнитивных и поведенческих функций.
Проявления эмпатии у социальных работников, занимающихся волонтерской деятельностью, имеют свои особенности. Эмпатия представляет собой одно из профессионально важных качеств социального работника, которое позволяет выстраивать свое общение субъектами профессиональной деятельности, воспринимать их эмоциональное состояние, оказывая эмоциональную поддержку. Деятельность социального работника является волонтерской, так как его функции основаны гуманистической направленности.
Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить, что уровень эмпатии у волонтеров значительно выше, чем у студентов. Большинство волонтеров обладают высоким уровнем эмпатии, а большая часть студентов – низким уровнем эмпатии. Сравнение эмпатических способностей показало, что у волонтеров более развиты такие эмпатические способности как: эмоциональный канал эмпатии (U=20 при р≤0,05); интуитивный канал эмпатии (U=10 при р≤0,05); проникающая способность в эмпатии (U=66 при р≤0,05); идентификация (U=22 при р≤0,05), уровень эмпатии (U=24 при р≤0,05). У студентов более развиты такие эмпатические способности как: рациональный канал эмпатии (U=65 при р≤0,05) и установки, способствующие или препятствующие эмпатии (U=140 при р≤0,05).
Выявлено, что уровень эмоциональной эмпатии у волонтеров несколько выше, чем у студентов. Большинство волонтеров обладают средним уровнем эмоциональной эмпатии, а большая часть студентов – низким уровнем эмпатии. Большая часть волонтеров Белорусской ассоциации социальных работников характеризуются умеренной эмоциональной отзывчивостью, чувствительностью и вниманием к другим людям, их проблемам, печалям и радостям. У них эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку. Многие волонтеры обладают высоким уровнем эмоциональной эмпатии, что связано со спецификой их деятельности. Существуют достоверные различия по уровню эмоциональной эмпатии между группой волонтеров и группой студентов. У волонтеров в большей степени проявляется умение сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, чем у студентов (U=79,5 при р≤0,05).
1. Алаева, М.В. Эмпатия как один из инструментов понимания психического состояния другого человека / М.В. Алаева // Инженернные технологи и системы. – 2011. – № 2. – С. 102-105.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 485 с.
3. Ахрямкина, Т.А. Формирование эмпатии студентов в процессе обучения в педагогическом вузе: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Т.А. Ахрямкина. – Самара: СГУ, 2003. – 25 с.
4. Базарова, Т.С. Личностная компетентность как актуальная характеристика социального работника / Т.С. Базарова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 76-80.
5. Базарова, Т.С. Психологические характеристики профессиональной компетентности социального работника / Т.С. Базарова // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2012. – № 5. – С. 107-112.
6. Бакулина, А.С. Общение в социальной работе // Сборник публичных лекций преподавателей кафедры социальной работы и социального права Филиала РГСУ в г. Люберцы / Ред.-сост. Н.Н. Волкова, Н.В. Кузнецова. – М.: Изд-во «Перо», 2016. – С. 51-68.
7. Басова, А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А.Г. Басова // Молодой ученый. – 2012. – № 8. – С. 254-256.
8. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалева. – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1982. – 200 с.
9. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – М.: Филинъ, 1996. – 472 с.
10. Вандышева, Л.В. Формирование готовности будущих специалистов социальной работы к волонтерской деятельности / Л.В. Вандышева. – Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2007. – 138 с.
11. Василиади, А.Г. Структура волонтерской подготовки студентов / А.Г. Василиади // Вестник Адыгейского гос. университета. – 2016. – Вып. 3. – С. 28-33.
12. Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи: автореф. дис. … канд. псих. наук : 19.00.07 / Л.П. Выговская. – Киев: НИИ психологии, 1991. – 20 с.
13. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 147–158.
14. Долгова, В.И. Эмпатия: монография / В.И. Долгова, Е.В. Мельник. – М.: Перо, 2014. – 185 с.
15. Кухтова, Н.В. Экспресс-диагностика специалистов помогающих профессий: методические рекомендации / Н.В. Кухтова. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2013. – 55 с.
16. Медведская, Е.И. Особенности эмпатии и профессионального выгорания белорусских и российских педагогов / Е.И. Медведская, Е.В. Шерягина // Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – № 2 (96). – С. 59-74.
17. Можаева, Е. В фокусе – эмпатия / Е. Можаева // Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – № 2 (96). –С. 175-187.
18. Никитин, В.А. О теоретической идентичности социальной работы / В.А. Никитин // Социальная работа: теория, технология, образование. – 1996. – № 1. – С. 15-19.
19. Панькина, Ю.Н. Эмпатия как профессиональное качество в деятельности социальных работников / Ю.Н. Панькина // Наука и образование: проблемы и стратегии развития. – 2016. – № 1. – С. 144-145.
20. Плотникова, К.И. Профессиональная культура социального работника / К.И. Плотникова // Инновации в современной науке: материалы научно-практич. конференции. – М., 2016. – С. 156-160.
21. Ремизова, К.А. Социально-психологические основы общения в социальной работе / К.А. Ремизова // Вестник университета. – 2018. – № 4. – С. 159-162.
22. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу / С.В. Тетерский. – М.: Академический Проект, 2004. – 496 с.
23. Холостова, Е.И. Социальная работа / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2009. – 858 с.
24. Шалимова, А.М. Применение интерактивных методов обучения для развития эмпатии в процессе формирования военно-профессиональной идентичности курсантов военного университета министерства обороны РФ / А.М. Шалимова, О.А. Захарова. – Москва, 2018. – С. 154-130.
25. Шнайдер, М.И. Эмпатия как форма отражения другого человека / М.И. Шнайдер // Гуманизация образования. – 2016. – № 2. – С. 60-65.