ВВЕДЕНИЕ
1 ПРАВОВОЙ СТАТУС АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2 СТРУКТУРА АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3 ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В курсовой работе будут рассматриваться основные правовой статус Администрации Президента Республики Беларусь, задачи и функции Администрации Президента Республики Беларусь, а также структура, порядок формирования Администрации Президента Республики Беларусь.
Актуальность курсовой работы проявляется в необходимости исследования цельной совокупной системы, которая функционирует непосредственно под руководством Главы государства, и призвана выполнять задачи, выступающие или следствием задач, стоящих перед Президентом Республики Беларусь, или же вытекают из них. Эта слаженная система и выражается Аппарате Президента.
Аппарат Президента Республики Беларусь – это определенное сочетание управленческих органов государства, которые должны способствовать деятельности Главы государства, выполнению его указаний и распоряжений. Базовое предназначение названного аппарата обладает рядом сходств с аппаратами иных органов государства. Однако если принимать во внимание правовой статус аппарата Президента, то он занимает более высокое положение.
Похожий Аппарат находится в арсенале главы каждого государства. Без него руководитель государства не может эффективно выполнять свои многочисленные функции и задачи, а также в целом осуществлять свою тяжелую разно направленную деятельность. Глава любого государственного органа обладает своим Аппаратом, но немного иного качества, так как он формирует внутреннюю структуру и, чаще всего, не наделен полномочиями внешнего характера.
Одну из ведущих ролей в Аппарате Президента играет Администрация Президента, выступающая государственным органом, основными целями которого являются обеспечение деятельности Главы государства и контроль за исполнением решений Президента [16, п.1].
1 ПРАВОВОЙ СТАТУС АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Термин «президент» (от лат. praesidens) переводится как «впереди сидящий». В период античности президентами именовались лица, которые выполняли функции председательствующих на разного рода заседаниях. Вероятно, основываясь на этом значении толковый словарь русского языка В. Даля отождествляет слово «президент» со «старшим чином совещательного места, управления» [6, с.184].
Президент Республики Беларусь в качестве должности с исполнением роли главы государства и исполнительной власти обозначился в Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. [8, с.299].
Сегодня Президент Республики Беларусь осуществляет государственную власть как Глава государства. Административно-правовой статус Президента закреплен в Основном законе нашего государства, а также Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» [14], где полномочия Главы государства раскрывается более детально [19, с.45-46].
Значение института президентства состоит в следующем:
- Президент является необходимым элементом механизма государства;
- Президент выступает гарантом непоколебимости функционирования всей системы государства;
- Глава государства свидетельствует о законности, признанности народом государственной власти;
- Глава государства играет роль высшей инстанции при возникновении в стране негативных, кризисных явлений [13, с.116].
Глава государства, базируясь на положениях Основного закона Республики Беларусь, вправе издавать указы, распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Республики Беларусь. Наряду с этим, в случаях, обозначенных Основным законом, Глава государства может издавать декреты, равноценные законам. Президент сам или с помощью создаваемых им органов добивается обеспечения исполнения своих управленческих правовых актов [5, с.90].
2 СТРУКТУРА АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Процесс осуществления управления государством предполагает разработку значительного количества разнообразного характера решений. В связи с этим, бесспорно, человек единолично не смог бы контролировать и основательно осмысливать такие огромные информационные пласты. Следовательно, для успешной реализации данной деятельности требуется некая подготовленная или сформированная совокупность людей.
По историческим свидетельствам главы государств при осуществлении политической деятельности доверяли и прибегали к помощи своего ближнего круга лиц. «Немалую важность имеет для государя выбор советников», – отмечал философ из Флорентии Н. Макиавелли. Подобное умозаключение делает и А. Ришелье: «Разумный Государь есть великое сокровище в государстве, как и искусный Совет, и согласие обоих бесценно, ибо от того то все государственное благополучие зависит» [10, с.79].
Для успешной организации функционирования и выполнения всех гарантий Главы государства и работает Администрация Президента Республики Беларусь [15, с.404].
В существующей редакции Основного Закона Республики Беларусь прямо установлено, что Глава государства образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь [9, ст.84].
До этого в Конституции подобное право Главы государства не отражалось вовсе, в связи с чем многочисленные противники имели почву для упреков в адрес Главы государства, которым данная вспомогательная структура уже была сформирована.
И только в принятом 21 февраля 1995 г. Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» в первый раз на законодательном уровне закреплялось положение о том, что в целях непосредственного обеспечения деятельности Главы государства создается его Администрация [14].
3 ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Итак, согласно Положению об Администрации Президента Республики Беларусь, Администрация Президента Республики Беларусь представляет собой государственный управленческий орган, который призван обеспечивать деятельность Президента Республики Беларусь в сфере политики государства в отношении кадров, идеологии, права, готовит, выполняет и контролирует за исполнение решений Главы государства [16, гл.1].
Главными задачами Администрации Президента Республики Беларусь являются, в соответствии с законодательством:
1) реализация политики государства с отношении кадров, государственной идеологии;
2) осуществление координационных мероприятий среди подчиненных Главе государства государственных органов, иных государственных организаций в сфере политики государства по кадрам, идеологии и праву;
3) создание необходимых условий для взаимодействия Главы государства с иными ветвями власти;
4) организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Главы государства [3, с.84].
Администрация Президента реализует важные функции власти и управления, координирует деятельность всех органов и структурных образований, подчиненных Президенту.
Исследователь Блинов А. Б. классифицирует все функции администрации на подготовительные, обеспечительные и контрольные [1, с.61].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в заключение можно отметить.
Администрация Президента Республики Беларусь – это орган государственного управления, обеспечивающий деятельность Президента Республики Беларусь в области государственной кадровой политики, идеологии белорусского государства, права, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента Республики Беларусь.
Главными задачами Администрации Президента Республики Беларусь являются:
- обеспечение проведения государственной кадровой политики и идеологии белорусского государства;
- координация деятельности подчиненных Президенту Республики Беларусь государственных органов, иных государственных организаций в указанных областях;
- обеспечение взаимодействия Президента с иными ветвями власти;
- организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь.
На Администрацию Президента Республики Беларусь возлагается следующие функции общего руководства работой по подбору, расстановке, формированию резерва руководящих кадров государственных органов, формированию единой системы учета руководящих кадров, общего руководства деятельностью государственных органов, координации и анализа эффективности идеологической работы в республике, координации деятельности государственных средств массовой информации, систематического анализа и прогнозирования социально-экономической ситуации в республике и др.
1. Блинов, А. Б. Администрация Президента Российской Федерации / А.Б. Блинов // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2011. – № 5. – С.57-66.
2. Буров, Н. Администрация Президента: в коридоре между жестким курсом и либерализацией / Н. Буров // Белорусский ежегодник. – 2018. – С.11-19.
3. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: пособие для студентов юрид. фак. спец. 1-24 01 02 «Правоведение» / Г.А. Василевич. – Минск: БГУ, 2016. – 125 с.
4. Волков, А. М. О месте и роли администраций Президентов Российской Федерации и Республики Беларусь / А.М. Волков, К. М. Конджакулян // Вестник Евразийской академии административных наук. – 2012. – № 2 (19). – С. 23-30.
5. Гавриленко, Д. А. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Мн.: Дикта, 2014. – 416 с.
6. Демичев, Д. М. Конституционное право. Учеб. пособие / Д.М. Демичев. – Мн.: Выш. шк., 2014. – 351 с.
7. Кивель, В. Н. Конституционное право: экспресс курс / В.Н. Кивель. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 168 с.
8. Кодавбович, В. А. Конституционное право Республики Беларусь / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2007. – 528 с.
9. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
10. Копаев, Е. Н. К постановке вопроса о роли Администрации Президента в политическом процессе современной России / Е. Н. Копаев // Власть. – 2013. – Т.21. - №2. – С. 75-80.
11. Крамник, А. Н. Административное право Республики Беларусь. Часть 1. Управленческое право / А.Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2008. – 672 с.
12. Лесных, Е. А. Вопросы административно-правового статуса Администрации Президента / Е.А. Лесных // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6. – № 4(21). – С.479-481.
13. Масловская, Т. С. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. Пособие / Т. С. Масловская. – 3-е изд., перераб. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 224 с.
14. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3602-XІІ / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - № 166. - 2/1263. – Минск, 2019.
15. Петров, А. П. Конституционное право: учеб. пособие / А.П. Петров. – Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина. – 2010. – 576 с.
16. Положение об Администрации Президента Республики Беларусь: утв. Указом Президента Респ. Беларусь от 13.02.2017 № 40 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - 1/16902. – Минск, 2019.
17. Конин, Н. М. Правовой статус Президента и его Администрации в системе исполнительной власти / Н.М. Конин // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2012. – № 3 (86). – С.77-80.
18. Рокач, И. А. Сущность и источники гарантий деятельности Президента Республики Беларусь. Организация и обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь / И.А. Рокач // Актуальные проблемы современного права. – 2016. – С.235-239.
19. Рябцев, Л.М. Административное право: учебник / Л.М. Рябцев [и др.]. – Минск: Амалфея, 2011. – 320 с.
20. Шишко, Г. Б. Основы права: учебник / Г.Б. Шишко, Г.А. Василевич, А.В. Барков, Т.С. Бойко и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2006. – 800 с.