ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
1.3 СИТУАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ
1.4 ВНЕСИТУАТИВНО-ЛИЧНОСТНАЯ ФОРМА ОБЩЕНИЯ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
2.1 ЦЕЛЬ И МЕТОДИКА КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА, ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Общение играет огромную роль в развитии личности, становлении культурного поведения. Умение эффективно общаться с другими людьми является неотъемлемой частью успешности в различных видах деятельности. Отношения с другими людьми играет важную роль в развитии личности ребенка. Первый опыт межличностных отношений во многом определяет особенности отношения ребенка к себе, к другим, к окружающей действительности в целом.
Дошкольный возраст уникален наличием опыта произвольного общения, его значимостью для ребенка. Межличностное общение в группе сверстников является ценным, привлекательным для детей дошкольного возраста. От того, каким образом оно протекает, зависит направление дальнейшего развития его личности. Неудовлетворенность в общении с одноклассниками оказывает влияние на все сферы жизни дошкольника: от поведения до успеваемости.
При недостаточном внимании педагога к проблемам общения учащихся отмечаются негативные проявления общения в группе – агрессия при взаимодействии, изолированность отдельных учащихся и пр. В случаях неблагоприятного социального положения школьника в группе сверстников требуется вмешательство других школьных специалистов – социального педагога, педагога-психолога.
Проблеме общения детей посвятили свои исследования A.A. Бодалев, JI.C. Выготский, Т.П. Гаврилова, А.Б. Добрович, Я.Л. Коломинский, А.Г. Ковалев, A.B. Мудрик, B.C. Мухина, Н.П. Царева и др. Перечисленные авторы согласны с тем, что умение конструктивного общения дает основу чувствам, переживаниям, позволяет проявлять эмоциональный отклик и развивать самоконтроль у детей дошкольного возраста. Также очень важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать лучшие условия для организации конструктивного общения дошкольников со сверстниками.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Формы общения детей дошкольного возраста
В настоящее время в психологии не существует общепринятого определения общения. Различные авторы при определении этого термина раскрывают либо основные его функции, либо стороны общения.
В современной психологии сложились два несколько подходов к пониманию общения. Согласно информационному подходу общение представляет собой передачу и прием информации посредством использования определенных символов. Процесс общения включает в себя ряд элементов, среди которых: условия общения, стратегию общения, коммуникационные ограничения, включающие факторы, ограничивающие выбор участниками общения стратегии, а также критерии интерпретации, направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.
В рамках интеракционального подхода общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми с помощью разных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т. п.) [2, с. 116]. Отечественный исследователь А.А. Бодалев определяет общение в качестве взаимодействия людей, которое представлено обменом информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между ними [3, с. 92]. М.И. Лисина также понимает под общением взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата [19, c. 7].
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
2.1 Цель и методика констатирующего эксперимента, характеристика выборки
Базой исследования является Государственное учреждение образования "Ясли-сад №7 г. Полоцка".
С тем, чтобы подобрать формы и методы работы по формированию навыков коммуникации и взаимодействия, следует оценить состояние навыков общения у детей дошкольного возраста. При помощи психолого-педагогического исследования необходимо изучить, как дошкольники могут:
- Ориентироваться в общественных отношениях и включаться в них;
- Соблюдать порядок в разговоре;
- Использовать навыки общения в повседневной жизни.
Участники эксперимента (10 человек) – дети 6–7 лет.
Для исследования умения ориентироваться в общественных отношениях и состоять в них мы применяли методику диагностики форм общения по М.И. Лисиной. В данной методике изучаются три формы коммуникации:
- Ситуативно-деловая (СД) форма общения. Для того, чтобы ее изучить, следует устроить игру с участием педагога. Предварительно он сообщает, в чем суть игры, как использовать игрушки. Далее ребенок занимается сам. Взрослый наблюдает, при необходимости помогает, а именно отвечает на вопросы, поддерживает предложения дошкольника. Общение происходит здесь на фоне действий с игрушками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, общение в психологии рассматривается как коммуникативный процесс, как процесс взаимодействия индивидов, как процесс взаимовлияния человека на человека, как процесс взаимного понимания друг друга, как способ построения отношений. Общение выполняет ряд важнейших социальных и психологических функций. В структуре общения выделяются коммуникативная, интерактивная и социально-перцептивная стороны.
В процессе общения условно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Однако, к модели структуры общения отечественный исследователь Е.П. Ильин предлагает добавить четвертую сторону общения – эмоциональную. По мнению автора, общение представляет собой еще и заражение эмоцией от партнера по общению, а также вызов какой-либо эмоции у партнера по общению
Для решения проблемы определения готовности к школе выделяют два направления: педагогическое, в котором показателем является сформированность у дошкольников учебных навыков, и психологическое. Второе направление имеет несколько вариантов решения проблемы в зависимости от того, что разные ученые выделяют в качестве ведущих характеристик психической деятельности ребенка. По мнению исследователей, именно благодаря эмоциональному развитию дошкольника имеет успех учебная деятельность: у ребенка формируется эмоциональное предвосхищение, которое влияет на результат его деятельности и помогает предвидеть собственный результат, а также реакции окружающих на свои поступки.
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология. 6-е изд., перераб. и доп. / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2003. – 215 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Академия, 2003. –385 с.
3. Бодалев, А.А. Психология общения: избр. психологические труды / А.А. Бодалев. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 256 с.
4. Бубнова, С.Ю. Особенности гармонизации детско-родительских отношений в неполных семьях в контексте профилактики девиантного родительства / С.Ю. Бубнова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 4 (73). – С. 242-245.
5. Бутина-Гречаная, С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений / С.В. Бутина-Гречаная // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология / ЗабГУ. -Чита, 2014. -№ 5. -С. 244-247.
6. Выготский, Л.С. Детская психология. Собр.соч. в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1984. – 433 с.
7. Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009. – 112 с.
8. Гусева, М.Р. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения / М.Р. Гусева, В.Г. Дмитриев, Л.И.Плаксина – М.: «Просвещение», 1978. – 258 с.
9. Данилова, Н.Н. Психофизиологическая диагностика функционального состояния : учебное пособие / Н.Н. Данилова. – М., 2010. – 112 с.
10. Елфимова, Н.В. Невербальные средства общения и их влияние на взаимодействие учителям с учащимися // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 18. – С. 77–82.
11. Зейгарник, Б.В. Теории личности в современной психологии// В сб. Б.В. Зейгарник. Психология личности: норма и патология. Москва-Воронеж, 2008. – 127 с.
12. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
13. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2015. – 580 с.
14. Коваль, В.В. Развитие эффективных коммуникаций в детско-родительских отношениях посредством программы гармонизации родительских позиций / В.В. Коваль // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 2 (33). – С. 182-183.
15. Кон, И. Дружба / И. Кон. – СПб. : Питер, 2005. – 210 с.
16. Крюкова, Т.Л., Сапоровская, М.В., Куфтяк, Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними / Т.Л. Крюкова. – СПб.: Речь, 2011. – 240 с.
17. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. – М.: Эксмо, 2009. – 456 с.
18. Леонтьев, А. А. Психология общения. – М.: Просвещение, 2005. – 422 с.
19. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / М. И. Лисина. – M., 1986. – 144 с.
20. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика. – 1978. – 288 с.
21. Смирнова, Е. О.. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. — СПб.: Питер. — 304 с.