Введение
Актуальность исследования. Самооценка является важным свойством личности, поскольку играет роль регулятора деятельности, обеспечивая, тем самым, наилучшую ее адаптацию к постоянно меняющимся условиям жизни. В связи с этим большинство авторов, исследующих данный психический феномен, называют его наиболее значимой частью самосознания, и Я-концепции личности.
В психологии спорта вопрос о роли самооценки в достижении спортсменом поставленных целей также активно изучается. Физическая усталость, сопутствующая значительной мышечной нагрузке во время тренировочных занятий, преодолевается путем невероятных волевых усилий, благодаря мотивации и стремлению к реализации ближайших и перспективных целей карьеры спортсменов.
В этом процессе самооценка собственных возможностей имеет главное связующее значение между целью, уровнем притязаний и мотивацией. Именно самооценка является в спорте наиболее уязвимым компонентом, поскольку подвергается атаке как со стороны личности каждый момент тренировочной и соревновательной борьбы, так и внешней оценке качества своего достижения. В то же время спортивная деятельность, как никакая другая, создает благоприятные условия для формирования адекватной самооценки. Показанные спортсменом в соревновании результаты являются и условиями, и причиной коррекции самооценки.
Цель исследования: изучить самооценку спортсменов-единоборцев.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы самооценки у спортсменов-единоборцев.
2. Выявить актуальное состояние проблемы самооценки у спортсменов-единоборцев.
3. Разработать программу коррекции самооценки у спортсменов-единоборцев.
Объект исследования: уровень самооценки у спортсменов-единоборцев.
Предмет исследования: средства и методы коррекции самооценки.
Научная новизна: новизна работы заключается в разработке новой методики коррекции самооценки у спортсменов - единоборцев.
Практическая значимость: исследования заключается в том, что учет самооценки спортсменов-единоборцев позволяет устанавливать специфику индивидуального стиля действий по достижению им значимого результата.
Актуальность: Самооценка является важными свойствами личности, поскольку играет роль регулятора деятельности. В психологии спорта вопрос о роли самооценки, адаптационных возможностях спортсмена также активно изучается, особенно в последнее время.
1 Анализ проблемы самооценки у спортсменов-единоборцев
Самооценка, как психологическая категория, очень важна для детального рассмотрения, так как играет одну из главных ролей в личностном становлении. Такие великие советские психологи и ученые как Б.Г. Ананьев Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин приложили много усилий для изучения этого феномена. Несмотря на то, что понятие «самооценка» является простым для понимания, требуется четкое, структурированное определение. Так что же такое самооценка? Что долгие годы являлось объектом изучения больших умов человечества и не перестает интересовать отечественных и зарубежных исследователей, и по сей день[1].
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить множество различных определений самооценки, ведь каждый автор по-своему трактует самооценку, исходя из выделенных им особенностей. Благодаря различным исследованиям отечественных и зарубежных психологов, можно охарактеризовать самооценку как структурное образование самосознания личности. Ведь самооценка, как итоговый результат рефлексии собственного «Я», позволяет проанализировать, насколько реальное поведение человека соответствует идеалам, принципам и желаниям. Следовательно, самооценка в широком смысле слова – это компонент самосознания, включающий знания о себе и оценку человеком своих способностей, нравственных качеств, поступков. В узком смысле, самооценка обозначает отношение уровня притязаний и уровня возможных или реальных достижений [2].
Самооценка определяется через соответствие между реальным и идеальным «Я». Разница между этими критериями «Я» не только демонстрирует уровень самооценки, но и контролирует поведение человека. Чем больше реальное «Я» отличается от идеального, тем вероятнее, что уровень самооценки человека будет низким. И наоборот, незначительные отличия реального и идеального «Я» свидетельствуют о высоком уровне самооценки. Проанализировав вышеизложенное, можно сделать вывод, что самооценка - это осознание себя на определенном уровне собственных возможностей, понимание человека, сможет ли он справиться с жизненными задачами или его требования к себе слишком высоки и нужно снизить планку[3].
2 Актуальное состояние проблемы самооценки у спортсменов-единоборцев
Исследование проводилось на базе одной из детско-юношеских спортивных школ г. Гомеля. В нем принимали участие группа боксеров 15 парней и группа дзюдоистов 15 парней в возрасте от 13-16 года. Общее количество выборки составило 30 человек.
В исследовании были использованы следующие методики.
Методика «Тест - опросник самоотношения В. В. Столина, С.Р. Пантилеева.»
«Методика самооценки личности С.А. Будасси»
Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
- глобальное самоотношение;
- самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
- уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».
В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.
Опросник включает следующее шкалы:
Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.
Шкала I – самоуважение.
Шкала II – аутосимпатия.
Шкала III – ожидаемое отношение от других.
Шкала IV – самоинтерес.
Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.
Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе, – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»).
3 Программа коррекции самооценки у спортсменов-единоборцев
Мной была разработана программа, направленная на повышение самооценки у спортсменов-единоборцев, которая была модифицирована с помощью ряда методик: Н.В. Бордовская «Современные образовательные технологии», Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками», Т.К. Молчанова «Составление образовательных программ», Е.А. Осипова «Основные направления деятельности педагога-психолога».
Центральным фактором психического развития спортсменов является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции, самооценки. По мнению В.В. Столина, самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности подростка, поэтому при любых отклонениях ее необходимо оптимизировать.
Самооценка – это ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.
Цель: оптимизация неадекватной самооценки спортсменов дзюдоистов.
Задачи:
- Развивать лидерские качества у спортсменов.
- Развивать навыки рефлексии своей деятельности и результатов.
- Обучать адекватным эмоциональным реакциям в отношении себя и сверстников.
- Обучать способам самовыражения через творчество.
- Формировать представление о феномене самооценки.
- Формировать позитивное отношение к негативным ситуациям.
- Формировать стремление к самопознанию и саморазвитию.
Принципы составления и реализации программы:
• принцип системности задач;
• принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
детей подросткового возраста;
• принцип комплексного психологического воздействия.
• принцип нормативности развития;
• принцип системности развития психической деятельности;
• принцип диагностики и коррекции.
Заключение
Самооценка - это способность человека составить определенное суждение о ценности, значении или качестве своих действий, поступков, сторон личности. Самооценка - это некий процесс сравнения себя с идеализированной моделью. Самооценка несомненно оказывает влияние на эффективность деятельности человека и на развитие его личности. Это субъективное личностное образование нашей психики. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми, а также она непосредственно связана с уровнем притязаний личности.
Существуют различные виды самооценки: адекватная и неадекватная, низкая, средняя, высокая, завышенная и заниженная и другие.
Такой важнейший компонент целостного самосознания личности, как самооценка, выступает необходимым условием гармоничных отношений человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.
Существует множество методик, которые позволяют рассмотреть самооценку человека на основании различных показателей.
Было проведено исследование по изучению уровня самооценки у спортсменов - единоборцев. После первичного анализа уровень самооценки у боксеров был значительно выше, чем у дзюдоистов. Далее была разработана коррекционная программа, направленная на повышение самооценки у дзюдоистов.
1. Ануфриев, А.Ф. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина / А.Ф. Ануфриев // Вопросы психологии. – 2014. – № 2. – С. 56– 63.
2. Бабушкин Г.Д. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом: учеб. пособие / Г.Д. Бабушкин. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. – 328 с.
3. Батурин, Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности / Н. А. Батурин // Психология в спорте. – Омск: Сфера, 2008. – 195 с.
4. Белякова, Е. Г. Психология: учебное пособие / Е. Г. Белякова - Тюм. гос. ун-т, Ин-т психологии и педагогики. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2014. - 264 с.
5. Бех, И.Д. От воли к личности / И.Д.Бех. – М.: Украина – Вита, 58 2012. – 202 с.
6. Блеер А.Н. Психологические факторы обеспечения устойчивости психомоторных действий в единоборствах. – «Тренер» - Журнал в журнале. «Теория и практика физической культуры». / А.Н. блеер. – 2006. - №6 – С. 28-31.
7. Воронин, А.В. Стимуляция волевых усилий личности на занятиях спортом / А.В. Воронин. – Рязань: Рязанск. гос. пед. ин-тут, 2015. – 128 с.
8. Гаськов, А. В. Теоретические аспекты построения спортивной тренировки в единоборствах: монография / А.В. Гаськов, В.А. Кузьмин. – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2002. – 70 с.
9. Головников, Л.Н. Некоторые особенности эмоционального состояния боксеров при подготовке к соревнованиям / Л.Н. Головников // Бокс. М.: Спорт, 2003. – С. 32–34.
10. Горбунов Г.Д. Психология физической культуры и спорта / Г.Д. Горбунов, Е.Н. Гогунов. – Москва.: Академия, 2009. – 292 с.
11. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г.Д. Горбунов. – Москва: Советский спорт, 2012. – 311 с.
12. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студентов учреждений высшего 46 профессионального образования/ Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - Москва: Академия, 2013. - 288 с.
13. Завьялова Т.П. Технология выполнения научно-исследовательской работы педагогом по физической культуре: содержание, представление, защита: учеб. – метод. пособие / Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2015. – 128 с.
14. Загайнов Р.М. Психология современного спорта высших достижений: Записки практического психолога спорта / Р.М. Загайнов. – Москва: Советский спорт, 2012. – 290 с.
15. Ильин Е.П. Психология спорта. Серия «Мастер психологии». / Е.П. Ильин. – Санкт- Петербург.: Изд-во «Питер», 2008. – 352 с.
16. Ловягина А.Е. Психология физической культуры и спорта: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Е. Ловягина, Н.Л. Ильина, Д.Н. Волков; ред. А.Е.Ловягина; С.-Петерб. гос. ун-т. – Москва : Юрайт, 2016. – 531 с.
17. Марков К.К. Тренер- педагог и психолог: монография / К.К. Марков, О.О. Николаев; М-во образования и науки Российской Федерации, Сибирский федеральный ун-т, Ин-т физ. культуры, спорта и туризма. – Красноярск: СФУ, 2013. – 246 с.
18. Муфтахина Р.М., Шаяхметова Э.Ш. Оценка некоторых психофизиологических функций единоборцев в ходе тренировочных нагрузок / Р.М. Муфтахина. Э.Ш. Шаяхметова // Теория и практика физической культуры. – 2009. - №4. – С. 76-77.
19. Никандров В.В. Психология: учебник/ В.В.Никандров. – Москва.:Владос, 2009. – С. 34 - 45.
20. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте : общая теория и её практ. приложения : [учеб.]: В 2т. / В.Н. Платонов. – Москва : Советский спорт, 2015. – 1432 с.
21. Савенков Г.И. Психологическая подготовка спортсмена в современной системе спортивной тренировки: учеб. пособие для студ. вузов / Г.И. Савенков. – Москва: Физическая культура, 2006. – 96 с.
22. Селиванов, В.И. Волевая регуляция активности личности /В.И. Селиванов // Психологический журнал. – 2010. – Т.3. – №4. – С. 14–26.
23. Серова Л.К. Психология личности спортсмена: учеб. пособие для студ. вузов / Л.К. Серова. – Москва: Советский спорт, 2007. – 116 с.
24. Ситяева Н.Н. Психическая саморегуляция в подготовке спортсменов высокой квалификации циклических видов спорта: монография / Н.Н. Сетяева, А.В. Фурсов. – Сургут: РИО СурГПУ, 2010. – 203 с.
25. Яковлев Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности: учебное пособие для образовательных учреждений высшего профессионального образования / Б.П. Яковлев. – Москва: советский спорт, 2014. – 312 с.