Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения связи поиска острых ощущений с рисковым поведением у юношей и девушек
1.1 Основные подходы к рискованному поведению в психологии
1.2 Поиск новых ощущений как базовая потребность человека
1.3 Психологические особенности юношеского возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование связи поиска острых ощущений с рисковым поведением у юношей и девушек
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования связи поиска острых ощущений с рисковым поведением у юношей и девушек
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном мире очевидным выступает широкое распространение рискованных способов проведения досуга, опасных развлечений, соревнований и т. д. Риск выступает как отличительный признак жизнедеятельности как только отдельной личности, так и социума в целом. Поведение современной молодежи часто осуществляется обстоятельствах неопределенности ожидаемых исходов.
Наибольший интерес представляет юношеский период, когда открываются широкие возможности в проявлении активности, самостоятельности и независимости, реализации различных потребностей. Одной из потребностей молодых людей является поиск острых ощущений. Такая потребность может выступать предиктом определенных психологических особенностей или быть ситуативной обусловленной.
Поиск острых ощущений можно рассматривать как основу рискового поведения, которое осуществляется в условиях неопределенности. Часто рисковое поведение молодых людей связан со стремлением экспериментировать, исследовать взрослый мир, самоутвердиться. Это обуславливает актуализацию у юношей и девушек мотивации к поиску и установлению своих собственных ценностей, острых ощущений.
Изучение связи поиска острых ощущений с рисковым поведением у юношей и девушек послужить основанием для разработки практических рекомендаций специалистам, работающим с лицами юношеского возраста.
Рисковое поведение может быть опасным для здоровья, препятствовать осуществлению жизненных планов, открытию своего настоящего «Я».
Изучением проблемы рискового поведения занимались такие ученые как А.П. Альгин, А.А. Бунас, А.В. Вайнер, Е.П. Ильин, Т.В. Корнилова, Г.О. Солнцева и др. Изучением потребности в поиске острых ощущений занимались Н.А. Дунайцева, Ю.В. Петраш, М. Цукерман, Т.Ю. Шварц и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗИ ПОИСКА ОСТРЫХ ОЩУЩЕНИЙ С РИСКОВЫМ ПОВЕДЕНИЕМ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
1.1. Основные подходы к рисковому поведению в психологии
Существуют различные теории, объясняющие рисковое поведение. Основное положение гомеостатической теории риска заключается предположение о том, что каждый индивид обладает своим наиболее предпочтительным для него уровнем риска, к которому он преимущественно стремится. Если в конкретной ситуации уровень риска для индивида чрезмерно низкий, то он будет стремиться поднять его до соответствующего уровня, и наоборот, если уровень риска является слишком высоким, то деятельность индивида будет направлена на его снижение [6, с. 14].
В модели риска, которая относится к ситуационной концепции, особенности поведения личности появляются и проявляются лишь в определенных ситуациях, которые включают фактор риска. В диспозициональной модели личность является носителем свойства, которое носит название «склонность к риску», «готовностью к риску» или «рискованность». При этом, ситуативно оно способно проявляться и в нерискованных ситуациях или, наоборот, в рискованных не проявляться, так как оно связано и с другими личностными детерминантами активности индивида [6, с. 15].
Теоретические концепции, которые описывают механизмы рискованного поведения, основаны на социально-когнитивном подходе. Поведение в рамках этого подхода зависит от внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами являются: возрастные и личностные особенности, специфика протекания биологических, эмоциональных и когнитивных процессов, установки и убеждения, субъективные оценки рискованности определенного поведения [4, с. 163].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ПОИСКА ОСТРЫХ ОЩУЩЕНИЙ С РИСКОВЫМ ПОВЕДЕНИЕМ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
2.1. Организация и методики исследования
Цель эмпирического исследования: выявить связь поиска острых ощущений с рисковым поведением у юношей и девушек.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки;
2) изучение связи поиска острых ощущений с рисковым поведением у юношей и девушек с помощью тестирования;
3) обработка данных с помощью методов математической статистики, количественный и качественный анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования отражает предположение о том, что существует связь поиска острых ощущений с рисковым поведением у юношей и девушек.
База исследования: Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 2 г. Минска». В исследовании принимали участие учащиеся 11 классов в количестве 30 человек. Из них 15 юношей и 15 девушек в возрасте от 16 до 17 лет (ранняя юность).
Методики исследования:
1. Методика «Потребность в ощущениях» М. Цукермана [29].
Цель: изучение склонности к риску, оценки уровня потребности личности в новых ощущениях различного рода.
Опросник включает 16 пар утверждений. Испытуемому предлагается в каждой из предложенных пар выбрать более подходящий для него вариант. Оценка результатов происходит по сумме баллов, совпадающих с ключом. Чем выше суммарный балл, тем более выражена потребность личности в поисках ощущений. С помощью методики можно выявить высокий, средний и низкий уровень потребности в ощущениях (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что в современной психологии существуют различные подходы к изучению рискового поведения. В рамках ситуационного подхода рисковое поведение рассматривается как проявление в определенных ситуациях. В рамках диспозиционного подхода акцентируется внимание на готовности или склонности личности к риску. Рисковое поведение представляет собой поведение в условиях, которые характеризуются следующими особенностями: неопределенностью результата активности личности, привлекательностью цели, субъективностью в оценке ситуации риска, воздействием на ценностные ориентации жизненного мира.
В современной психологии поиск новых ощущений рассматривается как базовая потребность человека, предполагающая реализацию в социуме, как личностная черта, отражающая тенденцию к поиску ранее неизведанных, разнообразных и интенсивных ощущений и переживаний и подвергании себя физическому риску ради такого чувственно-эмоционального опыта. Потребность поиска новых ощущений описывает проявления поведения, связанного с активным поиском новых (даже экстремальных) стимулов.
Юношеский возраст представляет собой важнейший этап в развитии личности, когда происходит выбор пути профессионального развития и своего жизненного пути, активное становление самосознания, самопонимания, рефлексии, развитие ценностных ориентаций и мировоззрения, формирование образа возможного будущего. В юношеском возрасте происходит снятие внутренних ограничений и внешнего контроля поведения со стороны родителей, возникают большая раскованность и свобода в общении и деятельности.
1. Альгин, А. П. Риск и его роль в общественной жизни / А. П Альгин. – М. : Академия, 1989. – 358 с
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 288 с.
3. Бадашкеев, М. В. Психологические особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников / М. В Бадашкеев // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 20. – С. 202–203.
4. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с англ. – М. : Прогресс-Традиция, 2000. – 496 с.
5. Бражникова, А. Н. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте / А. Н. Бражникова, Ю. В. Тищенко // Вестник Брянского гос. ун-а. – 2012. – № 1 (1). – С. 1–5.
6. Бунас, А. А. Различные аспекты обоснования природы рискованного поведения личности / А. А. Бунас // Психология: проблемы практического применения : материалы II Междунар. науч. конф. – Чита, 2013. – С. 10–16.
7. Вайнер, А. В. Групповая готовность к риску как социально-психологический фактор эффективности управленческих команд / А.В. Вайнер // Вопросы психологии. – 2008. – № 4. – С. 45-55.
8. Васина, Н. В. Готовность к риску в профессиональной деятельности как социально-психологическое качество личности / Н. В. Васина, М. В. Капранова, С. С. Костыря // Человеческий капитал. – 2012. – № 1 (37). – С. 109–113.
9. Дунайцева, Н. А. Взаимосвязь поиска ощущений с самоотношением и мотивацией одобрения : гендерный аспект / Н. А. Дунайцева, Ю. В. Петраш // Российский психологический журнал. – 2016. – № 2. – С. 47-57.
10. Закирова, М. А. Развитие ответственности в юношеском возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук / М. А. Закирова. – Казань, 2010. – 18 с.
11. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2002 – 512 с.
12. Ильин, Е. П. Психология риска / Е. П. Ильин. – Питер, 2012. – 288 с.
13. Карпец, Л. А. Эмоциональная потребность / Л. А. Карпец // Научный альманах. – 2016. – № 2. – С. 166-170.
14. Корниенко, Д. С. Взаимосвязь характеристики «поиск ощущений» с характеристиками самосохранительного поведения / Д. С. Корниенко // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2014. – № 2. – С. 5-16.
15. Корнилова, Т. В. Диагностика мотивации и готовности к риску / Т. В. Корнилова. – М. : Академия, 1997. – 310 с.
16. Корнилова, Т. В. Психология риска и принятия решений / Т. В. Корнилова. – Издательство: Аспект Пресс, 2003. – 365 с.
17. Лафи, С. Г. Поиск новых ощущений, его место и значение в психологической самореализации / С. Г. Лафи, М. Э. Пилецкайте-Марковене // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 9. – С. 379-390.
18. Мерзлякова, С. В. Психологические особенности ценностных ориентаций современных студентов : автореф. дис. … канд. психол. наук / С. В. Мерзлякова. – Астрахань, 2006. – 17 с.
19. Найт, Ф. Х. Риск, неопределенность и прибыль / пер. с англ. – М.: Дело, 2003. – 512 с.
20. Петимко, А. И. Основные направления и концепции исследований риска и современное состояние проблемы в психологии / А. И. Петимко, В. Л. Зверев // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. – 2010. – № 2. – С. 71–77.
21. Петрова, В. Н. Представления старшеклассников в будущем как аспект их социализации / В. Н. Петрова // Сибирский психологический журнал. – 2003. – № 2. – С. 140–143.
22. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. – М.: Просвещение, 2002. – 312 с.
23. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
24. Солнцева, Г. О психологическом содержании понятия риск / Г. О. Солнцева // Вестник МГУ. – 1999. – № 2. – С. 2–4.
25. Сысоева, И.А. Психологические особенности формирования личности в юношеском возрасте: на материале обучения в 10 и 11 классах: автореф. дис. … канд. психол. наук / И А. Сысоева, 2009. – 20 с.
26. Фурманов, И. А. Общая психология / И. А. Фурманов, Л. А. Ванштейн, В. А. Поликарпов. – Минск : Современная школа, 2009. – 512 с.
27. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология / О. В. Хухлаева – Люберцы : Юрайт. 2016. – 367 с.
28. Шварц, Т. Ю. Потребность в ощущениях : о диагностической состоятельности методики М. Цукермана / Т. Ю. Шварц // Психология. Образование. Медицина. – 2016. - № 2. – С. 188-198.
29. Шкала поиска ощущений (М.Цукерман) // Альманах психологических тестов. – М., 1995. – С. 187-189.
30. Эриксон, Э. Идентичность юность и кризис / Пер. с англ. – М. : Флинта, 2006. – 421 с.