ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ С ОПФР
1.2 ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ФУНКЦИИ
1.3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.4 СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 15
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДК ИМ. ШАРКО Г. МИНСКА
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БАЗЕ ДК ИМ. ШАРКО
2.2 ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ СЛУХА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Культура – это уникальное явление. В настоящее время наиболее актуальное действо – это вовлечение различных аудиторий в процесс ее освоения.
Культура, как известно, имеет способности в преодолении тех или иных нравственно-духовных и моральных проблем общества.
Исследования ученых подтверждают тот факт, что культурная среда в наибольшей степени выражает интенсивность жизненного цикла человека, а также дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям.
Досуг в настоящее время является составной основой функционирования всего социума и имеет смысловые и эмоциональные воздействия на личность. Колоссальное многообразие форм, средств и методов позволяет донести до людей идеи духовного богатства общества.
Насыщенность и содержательность досуговой деятельности обуславливается потребностями общества в совершенствовании общественных отношений, необходимого развития разносторонних способностей людей, а также людей с особенностями психофизического развития, продуктивным проведением досуга.
Современные преобразования в социально-культурной сфере вызвали изменения в понимании сущности и содержания досуговой деятельности.
Так, ее главными задачами становятся создание механизмов социальной и психологической стабилизации и адаптации личности, предоставление ему возможности творческой деятельности, а главное – формирование социальной и культурной среды, защищающей от негативного воздействия, которым чревата социальная, экономическая и экологическая ситуация в современном обществе.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что люди с особенностями психофизического развития (с нарушениями слуха) в нашей стране являются одними из социально незащищенной категорией общества, которые нуждаются в отдыхе, досуге и восстановлении душевных сил, наряду с производственной деятельностью.
Однако люди с ограниченными возможностями лишены возможности заниматься продуктивной деятельностью. Именно поэтому досуг играет для них огромное значение.
От его формы, вида и качества напрямую зависит успех реабилитации и интеграции таких людей в общество.
Цель курсовой работы – определить особенности организации досуговой деятельности людей с особенностями психофизического развития.
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Общая характеристика особенностей людей с ОПФР
Люди с особенностями психофизического развития (ОПФР) – это люди, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие людям вести полноценную жизнь [12, с. 120].
По данным Министерства образования Республики Беларусь из общего количества населения с ОПФР:
- 67,54 % составляют дети с нарушениями речи,
- 17,36 % – люди с трудностями в обучении, обусловленными особенностями психического развития,
- 14, 00 % – люди с умственными ограничениями,
- 6,45 % – люди с нарушениями зрения,
- 4, 07 % – люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
- 2, 19 % – люди с комбинированными нарушениями,
- 2, 15 % – люди с нарушениями слуха [16, c. 51].
Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.
Например, потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания человека, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Структура дефекта влияет и на практическую деятельность человека. Одни люди в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низко квалифицированную работу.
Социокультурный статус человека во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка.
Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей).
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДК ИМ. ШАРКО Г. МИНСКА
2.1 Характеристика организационно творческой деятельности на базе ДК им. Шарко
Культура, которая охватывает весь опыт человеческой деятельности, а также ценности и нормы, является основным средством личной социализации. Она помогает человеку усвоить условия окружающей среды, модели социального поведения, ориентируется на знания, нормы и ценности сообщества, группы и коллектива, дает возможность понять и принять специфику взаимодействия и общения людей.
Наиболее важными функциями культуры в процессе социализации являются адаптация и творчество человека.
Эти функции в основном реализуются в процессе обучения и воспитания, как в дошкольном, школьном и семейном образовании, так и в культурно-развлекательной деятельности, которая играет важную роль на всех возрастных этапах развития личности. [18, c. 76]
Политика большинства современных государств в сфере досуга основывается на фундаментальном праве человека распоряжаться своей свободой и организовывать досуг в соответствии с личными потребностями и интересами, но в то же время она формирует ценностные ориентиры и создает инфраструктуру для сферы досуга.
В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается около 15 тыс. инвалидов по слуху, 4 тыс. из которых проживают в Минске. Социальная защита инвалидов в нашей республике осуществляется как на государственном уровне, так и на уровне общественных организаций.
Для оказания помощи инвалидам по слуху в социальной адаптации были созданы городские, районные и областные объединения инвалидов.
Белорусское общество глухих можно выделить из ряда общественных организаций, которые носят системный характер организации социальной защиты инвалидов, оказывают всестороннюю и в то же время дифференцированную социальную помощь инвалидам, направленную на максимально возможную реабилитацию и интеграцию этих людей в общество. [19, c.37]
Дом культуры Общества глухих им. Шарко в Минске - один из культурных центров, целью которого является методическая и организационная поддержка Общества слабослышащих в организации досуга его членов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, были сделаны следующие выводы:
Досуговая деятельность – это осознанная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях свободного от работы времени.
Культурно-досуговая деятельность – это деятельность, по удовлетворению основных социально-культурных потребностей людей в свободное время; это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме.
Социально-культурная реабилитация (деятельность) – это комплекс мероприятий и условий, позволяющих им адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой; находить и использовать нужную для практической деятельности и развлечений информацию; адекватно участвовать в ситуациях общения и пользования доступными средствами массовой информации, книгами; ухаживать за собой, словом, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь.
Можно сделать вывод, что досуговая деятельность людей с особенностями психофизического развития представляет собой часть их жизненной среды, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, восстановления физического и психического здоровья. Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации молодого человека с ограниченными возможностями, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности. Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается благодаря клубам для людей с ограниченными возможностями, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для людей с особенностями психофизического развития. Кроме того, их досуговая деятельность в современных условиях может осуществляться, благодаря применению Интернет-технологий.
Досуговая деятельность людей с особенностями психофизического развития представляет собой часть их жизненной среды, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, восстановления физического и психического здоровья. Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации молодого человека с ограниченными возможностями, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности. Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается благодаря клубам для людей с ограниченными возможностями, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для людей с особенностями психофизического развития. Кроме того, их досуговая деятельность в современных условиях может осуществляться, благодаря применению Интернет-технологий.
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности. Сборник научных статей / Под. ред. С.Б. Мойсейчук, А.И. Степанцова. – Мн., 2011. – 178 с.
3. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
4. Атлас социально-культурных реабилитационных технологий / Сост. Ю.С. Моздокова. – М.: МГУКИ, 2002. – 187 с.
5. Бакк, А. Забота и уход: книга о людях с задержкой умственного развития / А. Бакк, К. Грюневальд // Пер.со шведск. Ю.Колесовой. – СПб.: ИРАВ, 2001. – 360 с.
6. Гуслова, М.Н. Внедрение социально-культурных технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида, его семьи / М.Н. Гуслова // Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. – М.: МГУКИ, 2001. – С. 119-130.
7. Демина, Э.Н. Социальная реабилитация инвалидов и пожилых граждан: методическое пособие / Э.Н. Демина. – Спб., 2007. – 68 с.
8. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
9. Инновационные формы деятельности в сфере культуры, образования и досуга современной России : сборник научных трудов / М-во образования и науки Российской Федерации, Московский гос. гуманитарный ун-т им. М. А. Шолохова; [отв. ред.: Г.А. Аванесова, И. А. Купцова]. – М.: Московский гос. гуманитарный ун-т им. М. А. Шолохова, 2011. – 165 с.
10. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. – 530 с.
11. Мерцалова, Л.В. Социокультурная реабилитация как одно из направлений социальной работы / Л.В. Мерцалова // Материалы I Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2001. – 363 с.
12. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционноразвивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др..; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. 2-е изд. - Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. – 144 с.: ил.
13. Рылеева, А.С. Организация культурно-досуговой деятельности населения России: учебное пособие / А.С. Рылеева. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2014. – 229 с.
14. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие для студентов вузов по направлению специальности 1-21 04 01-02 Культурология (прикладная) / И. Л. Смаргович; [среди рец. Н.В. Самерсова]. – Мн.: БГУКИ, 2013. – 172 с.
15. Технология социально-культурной деятельности : учеб.-метод. пособие / Л.И. Козловская [и др.]; М-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск : БГУКИ, 2014. – 206 с.
16. Устинов, Е.Ю. Социально-культурная деятельность: методическое пособие / Е.Ю. Устинов. – Киев, 2004. – 290 с.
17. Хитрюк, В.В. Основы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития: вопросы и ответы : учеб.-метод. пособие для студентов учреждений высш. образования / В.В. Хитрюк. – Барановичи: РИО БарГУ, 2011. – 198, [6] с.
18. Храпылина, Л.П. Основы реабилитации инвалидов / Л.П. Храпылина. – М., 2006. – 138 с.
19. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Д.В. Шамсутдинова. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2001. – 216 с.