Введение
Глава 1 Документальный материал как источник для воплощения режиссерского замысла
1.1 Документальный театр и особенности режиссуры
1.2 Театрализация «документа» как прием в режиссуре праздничной культуры
Вывод к главе 1
список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Одной из тенденций театра 2010-х гг. стало распространение документального театра и шире – стремление сцены к документальности.
Документальный театр (или буквально) - это своего рода театральное представление, которое основано не на художественной литературе, а на реальном факте: документе или диалоге. Простое воспроизведение конкретного документа на сцене наносит тяжелый удар по «четвертой стене» и превращает зрителя в участника событий. Важной частью стенографического выражения является действие не литературной, живой словесной речи, чтобы передать реальность как она есть.
Основная цель документального театра - привлечь внимание к актуальной социальной или политической проблеме и постичь явления реальной жизни через их воспроизведение на сцене. В качестве «материала» эта формулировка использует весь спектр реальных документов - от газетных статей до реальных протоколов процесса до выступлений политиков, общественных деятелей и кадров исторических хроник.
Документальные спектакли появляются во все большем количестве городов, их ставят не только в лабораторном, но и обычном, репертуарном режиме, за них номинируют на национальные премии.
Кроме количественных, однако, произошли и качественные изменения. Основной формой документального театра в нулевых и начале 2010-х гг. был вербатим, состоящий во взятии интервью у «донора» и его передаче потом актером со сцены так, чтобы передать не только содержание сказанного интервьюируемым, но и все его, как бы сказали лингвисты, суперсегментные характеристики – интонации, паузы, ритм.
Подобная техника, считается, дает случиться чему-то вроде «мистерии, которая дарит восторг чувством связи с уже прошедшей реальностью, дает поверить на миг в то, что эти люди и эти события были и мы теперь их свидетели».
ГЛАВА 1 ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ВОПЛОЩЕНИЯ РЕЖИССЕРСКОГО ЗАМЫСЛА
1.1 Документальный театр и особенности режиссуры
Документальный театр - это своего рода театральное представление, которое основано не на художественной литературе, а на реальном факте: документе или диалоге.
Простое воспроизведение конкретного документа на сцене наносит тяжелый удар по «четвертой стене» и превращает зрителя в участника событий. Важной частью стенографического выражения является действие не литературной, живой словесной речи, чтобы передать реальность как она есть.
Основная цель документального театра - привлечь внимание к актуальной социальной или политической проблеме и постичь явления реальной жизни через их воспроизведение на сцене. [20, c. 34]
В качестве «материала» эта формулировка использует весь спектр реальных документов - от газетных статей до реальных протоколов процесса до выступлений политиков, общественных деятелей и кадров исторических хроник.
Ключевая особенность документального театра — это материал. Сейчас понятие документального театра, конечно, намного шире: в отдельное направление выделилась документальная драматургия, появились синтетические формы, сочетающие в себе документальную и художественную (то есть вымышленную) основу.
Важно понимать, что документальный театр — это не эстетика и не жанр, а только подход к содержанию. То есть сценически материал может быть представлен как угодно — хоть в технике традиционного психологического театра, хоть в пост-драме, хоть в пантомиме.
1.2 Театрализация «документа» как прием в режиссуре праздничной культуры
По А.А. Коновичу «театрализация – это организация в рамках праздника материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации» [3, c. 78].
Театрализация реального действа выступает как его организация по законам театра. Это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, мыслей и идей отрывками из спектаклей, песнями, танцами, стихотворениями, кинофрагментами, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое документально-художественное действие.
Театрализация жизненного материала помогает активизировать, вовлечь зрителя в действие, содействует целенаправленному восприятию [23, c. 118].
Театрализация оригинального вида – создание режиссером новых художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для создания сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа.
Документальный ряд придает современное публицистическое звучание, если факт имеет общественную ценность. Основные требования: злободневность и актуальность.
Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в органичном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом.
Синтез документального и художественного должен заключаться не только в тематическом отборе материала, но и в органическом их слиянии по самому главному принципу - эмоционального развития мысли.
Вывод к главе 1
Как было сказано, документальный театр является, своего рода, театральным представлением, которое основано не на художественной литературе, а на реальном факте: документе или диалоге.
В ходе изучения тематического материала были обозначены основные особенности документального театра.
Таким образом, в основе любой документальной пьесы лежит подлинный факт, который был зафиксирован посредством протоколов, стенограмм, интервью, а также в формате автобиографической прозы. Драматург использует в спектакле настоящие сведения, которые звучат из уст актеров либо свидетелей описываемых событий.
В документальном театре нет места вымыслу и интерпретациям, поскольку перед режиссером стоит задача показать окружающий мир настоящим, опираясь лишь на конкретные события и реплики их очевидцев. Главными темами являются войны, катастрофы, кризисы, геноциды и другие глобальные потрясения.
Также была рассмотрена театрализация «документа».
Театрализация – это организация в рамках праздника документального материала и аудитории по законам драматургии на основе конкретной событийности. Ее основными особенностями являются:
1. В основе сценария театрализованного действа всегда лежит документальный материал.
2. Театрализованное действо подразумевает не создание психологии вымышленных героев, но создание психологии ситуаций.
3. Театрализованное действо отличает многообразие форм, пространственных и стилевых.
1. Агеев Н.П., Марзалюк И.А.. Пушкин И.Л. «Магілёўскі даўнік у пытаннях і адказах». г.Могилев, областная типография. 1999 год.
2. Богданов, Игорь Алексеевич. Драматургия эстрадного представления : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Режиссура театра», «Театроведение» и по направлению подготовки «Театральное искусство» / И. А. Богданов, И. А. Виноградский ; Санкт-Петербургская гос. акад. театрального искусства. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2009. - 418, [1] с.; 24 см.; ISBN 978-5-88689-061-7 (в пер.).
3. Бронцева, Л.Ф. (заместитель директора по учебной работе) Отчет по учебной работе 2001-2002 г.г.
4. Вайс, П.Заметки о документальном театре:сочинения /П. Вайс. - М. : Иностранная литература. - 1968 - № 7 - С. 56-58.
5. Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства. — Орел: ОГИИК, 2005.
6. Д.Н. Аль; «Основы драматургии»; Ленинград; Ленинград; 1988; 34-48; 65 стр.
7. Книги приказов Могилевского государственного училища культуры им.Н.К.Крупской за 1944-1999 г.г.
8. Лыч Л.В., Новицкий «История культуры Беларуси». г.Минск; издательство НКФ «Экоперспектива», 1996 год.
9. Марков О.И. «Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников»; Краснодар; КГУКИ, 2004, 408 с.
10. Материалы архива МГУК за 1944-2000 г. г. Материалы архива библиотечного техникума им.А.С Пушкина за 1945-1961 г. г.
11. Материалы БТИ (бюро технической инвентаризации) о строении здания.
12. Пави П. Словарь театра. М., 1991
13. Память. Белорусская энциклопедия, г.Могилев. г.Минск, 1998 год.
14. Пикон-Валлен, Б. Театр и документальные формы / Б. Пикон-Вален // Журнал «Сцена» №1 (93). -2 0 1 5 .-8 8 с.
15. Попова Л.М. (заместитель директора по производственной работе) Отчеты о производственной практике 1997-2002 г.г.
16. Постановление СНК БССР от 26 августа 1944 г.. №511 (о возобновлении деятельности Республиканской политпросвет-школы).
17. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР за 1940 г. 20 ноября, №1860 (о введении платного обучения).
18. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР за 1940 г. 26 января, №10 (об открытии заочного отделения).
19. Прохоров, А.М. «Большой энциклопедический словарь», Санкт-Петербург, »Норинт», 1999, с 368 (определение документа).
20. Работа режиссера с документом. Документальный театр / А. Н. Сулима, Е. А. Ходунова // Этналогія: традыцыі і сучаснасць : зборнік навуковых артыкулаў / Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь, Беларускі нацыянальны тэхнічны ўніверсітэт. — Мінск, 2016. — С. 126―132.
21. Решение №12 исполнительного комитета Могилевского городского Совета депутатов трудящихся 9 января 1953 г. Акт приемки общежития строительного техникума.
22. Решение исполкома Могилевского городского Совета депутатов трудящихся от 18 сентября 1944 г. (о закреплении зданий для размещения школы).
23. Рубб А.А. Театрализованный тематический концерт. Конспект лекций. — М.: АПРИКТ, 2005. – 67 с.
24. Руденко И. 25 лет училищу (газета «За Радзіму», 12.07.1953 г.).
25. Солодухнва Л.А. (заместитель директора по воспитательной Работе) Отчеты о воспитательной работе 1997-2002 г. г.
26. Спиваковская Е. Группа юбилейного года: невыносимый документ. Театр. 2015 № 19 С. 40 – 46.
27. Справочник. Энциклопедический словарь. г.Могилев, 1990 год.
28. Старикова, Л. М. Театр России в XVIII веке: опыт документального исследования / Л. М. Старикова. – Москва, 1997.
29. Старикова, Л. М. Театр России в XVIII веке: опыт документального исследования / Л. М. Старикова. – Москва, 1997.
30. Театрализованные праздники и зрелища 1964-1972.Ред.-сост. Б.Н.Глаи. М., Искусство,1976.
31. Туманов И.М. «Режиссура массового праздника и театрализованного концерта».М.,Просвещение,1976.
32. Усиков М.В. Могилевскому культпросветучилищу 50 лет. Среднее специальное образование, №4, 1978 год.
33. Устав Могилевского государственного училища культуры им.Н.К.Крупской, 2001 год (новая редакция).
34. Фотосборник. «Могилев на перекрестке столетий».
35. Чернявская Т.И. «Архитектура г.Могилева». г.Минск, издательство «Наука и техника», 1968 год.
36. Черняк Ю.М. «Режиссура праздников и зрелищ: учебное пособие».-Мн.: ТетраСистемс, 2004.
37. Чечетин, А. И. История массовых празднеств и представлений / А. И. Чечетин. – Москва : МГИК, 1976. – 117 с. 13.
38. Чигринов П.Г. «Очерки истории Беларуси». г.Минск, издательство «Высшая школа», 2000 год.
39. Шароев И.Г. «Режиссура эстрады и массовых представлений».-М.:Просвещение,1986.