Введение
Глава 1 Теоретические аспекты исследования коммуникативных потенциалов студентов-психологов
1.1 Сущность коммуникативного потенциала личности
1.2 Личностные особенности студентов-психологов
1.3 Особенности коммуникативных потенциалов студентов-психологов
Глава 2 Эмпирическое исследование коммуникативных потенциалов студентов-психологов
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Рекомендации по развитию коммуникативных потенциалов студентов-психологов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Человеческое общество не может существовать без процесса общения. Общение – это необходимое условие существования людей, без которого невозможно в полной мере сформировать не только отдельные психические функции, процессы и свойства человека, но и личность в целом. Реальность и необходимость общения определяются совместной деятельностью людей. Активный человек, чья деятельность пересекается с деятельностью других людей, всегда находится в проц6ессе общения. Общение позволяет организовать социальную деятельность и обогащать ее новыми связями и отношениями между людьми.
Формирование коммуникативных потенциалов личностей педагогических высших учебных заведений является одним из необходимых факторов их становления как профессионалов. Перед высшим учебным заведением стоит задача – дать студентам-психологам правильное представление о коммуникативных качествах личности, которые необходимы высококвалифицированному специалисту, и в годы обучения формировать и совершенствовать эти качества.
Значительный вклад в развитие проблемы личности и общения в их глубокой взаимосвязи внесли и отечественные (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.И. Крупное, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рубинштейн), а также зарубежные исследователи (Дж. Боулби, Дж. С. Брунер, М. Хоффинан, С. Келли, Т. Липпс, В. Шкинер, Р. Шпиц).
Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования, проблема исследования коммуникативных потенциалов личности все еще требует дальнейшего изучения, так как нет однозначного ответа на вопросы о природе, закономерностях развития и факторах формирования коммуникативных потенциалов личности в известных понятиях, нет единого взгляда на феноменологию, классификацию этих потенциалов.
Следовательно, необходим системный анализ научных знаний об коммуникативных потенциалах с целью обобщения основных их понятий и определения наиболее значимых факторов формирования этих потенциалов личностей студентов-психологов. Актуальность исследования обусловлена терминологической неопределенностью понятия коммуникативных потенциалов личности, необходимостью анализа направлений в исследовании этой проблемы.
Объект исследования: коммуникативные потенциалы.
Предмет исследования: коммуникативные потенциалы студентов-психологов.
Цель исследования: изучить коммуникативные потенциалы студентов-психологов.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
– изучить сущность коммуникативного потенциала личности;
– проанализировать личностные особенности студентов-психологов;
– провести теоретический анализ коммуникативных потенциалов студентов-психологов;
– провести эмпирическое исследование коммуникативных потенциалов студентов-психологов;
– сделать выводы исходя из результатов эмпирического исследования;
– предложить рекомендации по развитию коммуникативных потенциалов студентов-психологов.
Глава 1 Теоретические аспекты исследования коммуникативных потенциалов студентов-психологов
1.1 Сущность коммуникативного потенциала личности
Проблема коммуникативного потенциала человека и его реализации заключается в соотношении идеала и реального потенциала. Таким образом, установление возможных вариантов и направлений совершенствования процесса коммуникации и его коррекции в различных отраслях деятельности связано с определением общей психологической структуры коммуникации и основных компонентов коммуникативного потенциала личности.
Речь идет о психологической и социальной основе коммуникативного потенциала. По отношению к первому, это предопределяет стремление каждого человека максимально реализовать свои психофизиологические, характерологические свойства, индивидуальные особенности в процессе общения. В то же время, психологическая основа самого потенциала – вне общей палитры причинно-следственных связей, вне системы социальных отношений, т.е. вне социальной основы, не может обеспечить эффективной коммуникативной жизни человека, его оптимального участия в регуляции социального процесса [4, с. 213].
Понятие «коммуникативный потенциал личности» используется в нескольких аспектах:
– коммуникативный потенциал человека – это не статическая и динамическая система, это та, которая развивается (или наоборот), система свойств и способностей: она приобретается в реальных условиях совместной деятельности с другими людьми и в реальной коммуникации с ними;
– это система форм, средств, способов интеграции своей деятельности с деятельностью других, собственной личности с личностью других;
– фиксируется в виде личностных качеств и особенностей и является своеобразной индивидуальной «историей личного участия» в совместной деятельности;
– коммуникативные свойства характеризуют личность через ее возможности как конкретного и реального участника совместной деятельности с другими людьми и определяют эффективность такого участия и, соответственно, глубину и полноту вступления в совместную деятельность и сотрудничество, полноту вхождения в группу, в человеческое сообщество;
– в особой деятельности и в конкретных ситуациях общения предъявляют повышенные требования к личности, эти свойства выступают внутренними резервами личности, обеспечивая эффективность ее деятельности в этих условиях;
– именно в таких условиях особенно важны ситуации и условия психологической деятельности, связанные с гласностью работы человека, многомерностью его деятельности, в целом, его коммуникативным характером, а также общением в эмоционально напряженных обстоятельствах типа конфликтов и т.п.
Глава 2 Эмпирическое исследование коммуникативных потенциалов студентов-психологов
2.1 Организация и методы проведения исследования
Целью данной работы является изучить коммуникативные потенциалы студентов-психологов. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое проходило поэтапно.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрать методы исследования. На основном этапе во время работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено эмпирическое исследование, направленное на характеристику особенностей коммуникативных потенциалов личностей студентов-психологов. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа, по завершению которой осуществлялся анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования. На заключительном этапе в связи с полученными результатами исследования предложены некоторые рекомендации по развитию коммуникативных потенциалов студентов-психологов. Проводилось оформление результатов исследования.
База исследования: ГГУ им. Ф. Скорины (Гомельский государственный университет).
Выборка исследования: в исследовании приняли участие:
первая группа – 80 студентов-психологов 1 курса дневной формы обучения;
вторая группа – 80 студентов-психологов 5 курса заочной формы обучения.
Диагностические методики для проведения эмпирического исследования:
– экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации (В.В. Бойко) (Приложение А);
– диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер) (Приложение Б);
– определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко) (Приложение В);
– диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В.А. Лосенков) (Приложение Г).
Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер) [21]. Данная методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.
Заключение
Проблема коммуникативного потенциала человека и его реализации заключается в соотношении между идеальным возможным и реально существующим. Установление возможных вариантов и направлений совершенствования процесса коммуникации и его коррекции в различных отраслях деятельности связано с определением общей психологической структуры коммуникации и основных компонентов коммуникативного потенциала личности. Речь идет о психологической и социальной основе коммуникативного потенциала. По отношению к первому, он предопределяет стремление каждого человека максимально реализовать свои психофизиологические, черты характера, индивидуальные особенности в процессе общения. В то же время психологическая основа самого потенциала – вне общей палитры причинно-следственных связей, вне системы социальных отношений, т.е. вне социальной основы не может обеспечить эффективной коммуникативной жизни человека, его оптимального участия в регуляции социального процесса.
Профессиональная деятельность психолога выдвигает ряд требований к его личности. Эти требования позволяют представить обобщенный идеальный образ профессионального психолога. Одна из главных особенностей этого образа – необходимость саморазвития. Потенциальные психологи несколько маргинальны; они верят, что реальность можно улучшить, изучая человеческую душу и пытаясь ее гармонизировать
Профессиональная деятельность психолога выдвигает ряд требований к его личности. Эти требования позволяют представить обобщенный идеальный образ профессионального психолога. Одна из главных особенностей этого образа – необходимость саморазвития. Потенциальные психологи несколько маргинальны; они верят, что реальность можно улучшить, изучая человеческую душу и пытаясь ее гармонизировать.
Студенты-психологи обеих групп испытуемых обладают достаточно высокоразвитым коммуникативным потенциалам, особенно это можно отметить у студентов-психологов 5 курса заочной формы обучения. Среди студентов-психологов 1 курса дневной формы обучения личностная фрустрация встречается гораздо чаще, чем у студентов-психологов 5 курса заочной формы обучения. Это говорит о том, что студенты-психологи на первых курсах наиболее подвержены чувствам гнетущего, потерянного состояния, они не могут удовлетворить некоторые свои личностные потребности, исполнить собственное желание. Студенты-психологи 5 курса заочной формы обучения обладают достаточно низким уровнем коммуникативного контроля. Таким личностям характерно наличие высокой импульсивности в процессе общения с окружающими людьми. Им свойственна открытость, раскованность, поведение таких личностей мало подвержено каким-либо изменениям со стороны окружающего воздействия. У студентов-психологов 5 курса заочной формы обучения агрессивное поведение в процессе общения наиболее часто встречается, чем у студентов психологов 1 курса дневной формы обучения. Коммуникативная импульсивность студентам-психологам 1 курса дневной формы обучения как правило не свойственна. Такие личности целенаправлены, имеют ясные ценностные ориентации. У студентов-психологов 5 курса заочной формы обучения низкий уровень коммуникативной импульсивности преобладает над высоким уровнем.
Исходя из полученных выводов, сделанных в результате проведенного эмпирического исследования, в работе предложены некоторые рекомендации по развитию коммуникативных потенциалов студентов психологов 1 курса дневной формы обучения.
1. Акопов, Г.В., Семенова, Т.В. Комплексная психологическая диагностика общения (КПДО): методическая разработка. – Изд. 2-е, доп. Самара: Порто-принт, 2016. – 32 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-пресс, 2008. – 376 с.
3. Билан, М.А. Психология молодежного общения: учебное пособие / М.А. Билан, М.М. Горбатова. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. – 153 с.
4. Биркенбиль, В. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех / В. Биркенбиль. – М.: ФАИР-Пресс, 2002. – 352 с.
5. Бодалев, А.А., Ковалев, А.Г. Теоретические и прикладные проблемы психологии общения в трудах В.Н. Мясищева // Психологические исследования общения / под ред. Б.Ф. Ломова, А.В. Беляевой, В.Н. Носуленко. – М.: Наука, 2005. –С. 25-38.
6. Бодалева, А.А. Психологическое общение / А.А. Бодалева. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 2006. – 256 с.
7. Гриценко, В.В. Социально-психологический практикум: учебно-методическое пособие для студ. ф-та психологии и социальной работы. Балашов: Николаев, 2004. –184 с.
8. Езова, С.А. Коммуникативная компетенция / С.А. Езова // Научные и технические библиотеки. – 2008. – №4. – С. 36-38
9. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. – Л.: Изд. ЛГУ, 2005. – 166 с.
10. Жуков, Ю.М., Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – М., 2001. – 96 с.
11. Зотова, И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества / И.Н. Зотова // Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХI века», Кисловодск: 2006. – С.109.
12. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
13. Кислицына, И.Г. Психология делового общения: учебное пособие. / И.Г. Кислицына. – Йошкар-Ола: ПГТУ, 2017. – 112 с.
14. Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
15. Лукьянова, М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя / М.И. Лукьянова. – М.: П., 2006. – 187 с.
16. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. – М.: Издательство МГУ, 2009. – 216 с.
17. Рейд, М. Как развить навыки успешного общения. Практическое руководство / М. Рейд. – М.: Эксмо, 2003. – 352 с.
18. Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2004. – 335 с.
19. Руденский, Е.В. Социально-психологический тренинг. Сб. научных трудов / отв. Ред. Е.В. Руденский. – Новосибирск, 2005. – 321 с.
20. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – С-Пб.: Речь, 2003. – 345 с.
21. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. – С-Пб.: Речь, 2003. – 208 с.
22. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: 2002. – 158 с.