ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
1.1 Понятие самосознания в психологии
1.2 Исследование социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии
1.3 Психологическая характеристика поздней юности
Выводы по первой главе
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования имеет взаимосвязь с практическими проблемами и требованиями со стороны современного образования, которые объясняются необходимостью подготовки выпускника высшего учебного заведения к жизни и профессиональной деятельности в новых экономических условиях, которые создаются в современном государстве. В настоящее время востребованными являются исследования по развитию социальных знаний, умений и социального интеллекта, так как социальная реальность постоянно усложняется, увеличивается количество контактов между людьми в различных сферах жизни: в деловом взаимодействии, карьерном продвижении, профессиональном и личностном развитии. Эффективность работы зависит не только от профессионализма и мастерства, но и от умения строить надежные, крепкие и конструктивные отношения с широким кругом людей. Социальный интеллект во время всего этого приобретает значение профессионально важного качества для любого человека, который стремится к успешной работе и общественной деятельности, особенно для студентов-психологов, поскольку в своей будущей профессиональной деятельности в роли специалиста они находятся в непосредственном взаимодействии и постоянном контакте с людьми, которым оказывают психологическую и консультативную помощь.
Столкнувшись с определенными трудностями в процессе взаимодействия при вступлении в самостоятельную жизнь, молодые люди и девушки ощущают необходимость задуматься о своем жизненном опыте и нуждаются в помощи со стороны педагогов. В то же время, высшее образование расширяет область профессиональных знаний и не фокусируется на серьезных проблемах общения, с которыми сталкивается большинство студентов-психологов. Гуманизация процесса образования имеет связь с увеличением количества дисциплин, в которые вовлечены люди и общество. Но получение практически ориентированных знаний возможно только в том случае, если университет реализует специальные курсы и программы развития, которые включают в себя активные формы обучения.
Это взаимосвязано с тем, что в современном обществе постоянно происходят новые социально-экономические процессы, инновации и изменения в личных ценностях каждого человека. Исходя из этого, актуальным является внимание исследователей к личности будущего педагога, его духовному и профессиональному развитию. Структура профессиональной деятельности не остается неизменной. Вместе с тем, трансформация профессиональной деятельности, ее качественно новый уровень, приводит к дальнейшему личностному росту – не только через трансформацию операционного аспекта деятельности, но и через процесс персонализации, «отчуждения» в других людях.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
1.1 Понятие самосознания в психологии
Одним из основоположников изучения личности в русской психологии является С.Л. Рубинштейн. Его фундаментальный труд «Основы общей психологии», который был опубликован в 1935 году, стал отправной точкой для развития многих направлений человеческих исследований. Ученый рассматривал человеческое сознание в контексте жизненного пути. «Психология, - писал он, - это не просто поле для неторопливых упражнений книголюбов; живой человек должен отдавать свою жизнь и силы; оно не может ограничиваться абстрактным изучением отдельных «функций» внутри себя; оно должно, проходя через изучение функций, процессов и т.д., в конечном итоге приводить к реальному познанию реальной жизни». Человек – это личность, которая полностью понимает и выстраивает свое собственное отношение к миру. Человек самоопределяет себя, и это выражается в его самосознании. Человеческое самосознание не выражается непосредственно в переживаниях, оно является результатом знания, которое требует осознания реального состояния своих переживаний. Человеческое самосознание вообще является не только теоретическим, познавательным, но и нравственным сознанием. Оно сформировано в социальном существовании человека [21, с. 213].
В более поздние времена значение сознания как самостоятельного объекта исследования в российской психологии стали обсуждать ученые И.С. Кон, М.И. Лисина, Б.С. Мерлин, Б.С. Мухина, И.И. Чеснокова, В.В. Чеснокова. Столин, Д.В. Ольшанский и другие.
Б.С. Мерлин понимает под самосознанием свойство человека осознавать себя субъектом деятельности со специфическими психологическими, социальными и моральными особенностями. Рассматривая самосознание как сложную синтетическую формацию, он выделил его компоненты посредством сравнительного психопатологического анализа деперсонализации при различных составляющих: «сознание идентичности», сознание «Я», сознание моих психических свойств, социальной и моральной самооценки. Связь этих компонентов определяет структуру самосознания. Ее источниками являются ориентация сознания индивидуума и субъекта. Самая важная роль во взаимном влиянии компонентов структуры самосознания принадлежит самоуважению. По мнению автора, четыре компонента самосознания находятся в некоторой определённой генетической взаимосвязи: первый из них формируется в 11-12 месяцев жизни ребёнка, второй – в 2,5-3 года и последние два – в подростковом возрасте.
Выводы по первой главе
Самосознание – это относительно устойчивая система представлений человека о себе, о своих телесных и психических состояниях. Самосознание вытекает из сознания и формируется в процессе взаимодействия человека с обществом. В российской психологии существуют два подхода к изучению самосознания. Первый характеризуется тем, что каждое авторское понятие вводит в содержание самосознания «новую» составляющую. И хотя формально признается единство и целостность функционирования всех его структур, сами они изучаются изолированно друг от друга традиционными методами (в модификациях, которые соответствуют задачам исследования). Не выделяется единица анализа самосознания. Проблема коррекции либо не ставится, либо сводится к общим рекомендациям по созданию благоприятной психологической среды для развития самосознания. Второй подход характеризуется продвижением оригинальных концепций структуры самосознания. Предпринимаются попытки показать его явления в динамике, разработать новые методы их изучения и коррекции. Сформулированы понятия единицы анализа и «отклонения» самосознания.
Исследования интеллекта продолжаются на протяжении веков. В его исследованиях принимали участие как зарубежные, так и отечественные исследователи. Интеллект – это система психических механизмов, определяющих возможность построения «внутри» человека субъективной картины происходящего. Современные ученые очень широко смотрят на интеллект, и им явно не хватает объединяющего ядра, которое разумно позволило бы им ориентироваться в более глубоких чертах этого понятия. Изучение интеллекта продолжает оставаться проблемой для исследователей из разных областей знаний, привносящих новые идеи и мнения. В настоящее время, несмотря на большое количество исследований, посвященных этой проблеме, определение «социальный интеллект» не имеет однозначного значения и рассматривается с разных методологических позиций. В зарубежной психологической науке оно чаще всего рассматривается в рамках общего интеллекта, в то время как отечественные исследования более склонны изучать это явление с позиции практического интеллекта.
Поздняя юность – это период между 18 и 25 годами. Человек в этом возрасте является взрослым как в биологическом, так и в социальном плане. Ведущей сферой деятельности становится деятельность с разграничением профессиональных интересов. Степень материальной независимости от родителей возрастает, и многие молодые люди в этом возрасте обретают собственные семьи. Многие исследователи считают этот возраст одним из основных чувственных периодов в развитии взрослого человека.
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной работы является проанализировать особенности социального интеллекта и самосознания у студентов-психологов. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрать методы исследования. На основном этапе во время работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено эмпирическое исследование, направленное на исследование особенностей самосознания и социального интеллекта у студентов-психологов. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе полученные эмпирические данные были подвергнуты интерпретации и анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
База исследования: БрГУ им. А.С. Пушкина (Брестский государственный университет).
Выборка: в исследовании принимали участие 60 студентов в возрасте 19-23 лет, которые были разделены на две группы испытуемых:
первая группа – 30 студентов-психологов 1 курса;
вторая группа – 30 студентов-психологов 4 курса.
Для проведения эмпирического исследования использовались следующие методики:
1. Тест-опросника cамоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева.
2. Методика исследования социального интеллекта Е.С. Михайловой, представляющей собой российскую адаптацию теста Дж. Гилфорда и М.О. Салливена.
Тест-опросника cамоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева [25] построенный по проекту В.В. Столинская иерархическая модель структуры взаимоотношений. Многомерная анкета исследования самореляций была создана С.Р. Пантилеевым в 1989 году и содержит 110 утверждений, распространенных по 9-ти шкалам. Данная версия анкеты позволяет выделить три уровня самоотношений, различающихся степенью обобщения:
– глобальное самоотношение;
– самоотношения, дифференцированные по самоуважению, аутсимпатии, самозаинтересованности и ожиданиям от самоуважения;
Выводы по второй главе
Студенты-психологи 1 и 4 курсов (первая и вторая группы предметов) имеют внутреннее недифференцированное чувство «за» себя; высокий уровень самооценки; высокий уровень аутосимпатии; средний уровень эгоинтереса; ожидают позитивного отношения к окружающим. Заметных различий по шкале самоотношений между студентами-психологами 1-4 курсов не наблюдается.
Самый высокий балл набрали студенты-психологи 1 курса по субтесту «История с завершением». Эти люди способны предвидеть последствия поведения. Они способны предвидеть дальнейшие действия людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семья, бизнес, дружба), прогнозировать события на основе понимания чувств, мыслей, намерений участников общения. Их прогнозы могут быть ошибочными, если они имеют дело с людьми, которые ведут самым неожиданным, нетипичным образом. Такие люди способны выстроить четкую стратегию собственного поведения для достижения своей цели. Студенты-психологи 4 курса, которые получили наивысший балл по субтесту «Истории с завершением», а самый низкий – по субтесту «Истории с завершением». Для этих людей характерно то, что они испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо приспосабливаются к различного рода отношениям между людьми (семья, бизнес, дружба и др.). Результаты изучения социального интеллекта студентов-психологов показывают, что чем выше курс обучения тестируемых студентов, тем выше уровень социального интеллекта. Студенты-психологи 4 курса, которые имеют более высокий уровень социального интеллекта, чем студенты-психологи 1 курса, способны предвидеть будущие действия людей, предсказывать события на основе понимания чувств, мыслей, намерений участников общения. Они могут четко выстраивать стратегию собственного поведения, ориентированы на невербальные реакции участников взаимодействия и знают ролевые модели, которые регулируют поведение людей, чувствительны к невербальному выражению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самосознание человека – это сложно-структурированное психическое образование, отражающее эмоциональное положение человека по отношению к самому себе. Анализ психологических исследований Я-отношений, проведенных отечественными и зарубежными авторами, показывает, что Я-отношения – это ядро психологической формации, состоящее из трех компонентов: когнитивного, эмоционального и конического. Выполняет следующие функции: самообразование, саморегуляция и самоконтроль, психологическая защита. Обобщение точек зрения отечественных исследователей позволило конкретизировать определение понятия «самоотношение», которое понимается как комплексно-структурированная, трехуровневая, динамическая, эмоционально-ценностная подсистема самосознания человека.
Исследования интеллекта продолжаются веками. В его исследованиях принимали участие как зарубежные, так и отечественные исследователи. В целом, интеллект – это система психических механизмов, которые определяют возможность построения «внутри» человека субъективной картины происходящего. Современные ученые очень широко смотрят на интеллект, и им явно не хватает объединяющего ядра, которое разумно позволило бы им ориентироваться в более глубоких чертах этого понятия. Изучение интеллекта продолжает оставаться проблемой для исследователей из разных областей знаний, привносящих новые идеи и мнения. В настоящее время, несмотря на большое количество исследований, посвященных этой проблеме, определение «социальный интеллект» не имеет однозначного значения и рассматривается с разных методологических позиций. В зарубежной психологической науке оно чаще всего рассматривается в рамках общего интеллекта, в то время как отечественные исследования более склонны изучать это явление с позиции практического интеллекта.
Студенческая молодежь (период поздней молодости) – это значительная социальная группа, важная сила, влияющая на социально-экономическое и духовно-нравственное развитие общества. Трансформация мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, и интенсивное формирование специальных способностей за счет профессионализации, с другой стороны, подчеркивают этот возраст как центральный период формирования личности. Современные студенты характеризуются, с одной стороны, недостаточной внутренней профессиональной мотивацией, а с другой – сильной эмоциональной восприимчивостью и желанием проявить себя и заявить о себе в выбранной профессии.
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 368 с.
2. Андреева, Н.И. Развитие эмоционального интеллекта будущего педагога / Н.И. Андреева. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
3. Боброва, Т.А. Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ / Т.А. Боброва. – СПб: Пресс, 2013. –157 с.
4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб., 2007. – 324 с.
5. Геранюшкина, Г.П. Социальный интеллект: методики оценки и развития / Г.П. Геранюшкина – Иркутск: БГУЭП, 2003. – 103 с.
6. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер,1999. – 289 с.
7. Ильина, И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие / И.С. Ильина. – Ярославль: Академия развития, 2008. –208 с.
8. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация / Т.В. Костяк – М.: Академия, 2008. –176 с.
9. Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
10. Лужбина, Н.А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности / Н.А. Лужбина. – М.: Барнаул, 2002. – 192 с.
11. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2007. – 688 с.
12. Матвеева, Л.Г. Анализ понятия «Социальный интеллект» / Л.Г. Матвеева. – Челябинск: ЮУрГУ, 2009. – 208 с.
13. Мерлин, B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности / В.С. Мерлин // Учен. зап. Перм. гос. пед. ин-та. – Т. 77. Вып. 6. Пермь. – 2010. –
С. 8-212.
14. Михайлова, Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию. / Е.С. Михайлова. – СПб.: Иматон, 1996. – 50 с.
15. Михайлова Е.С. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика / Е.С. Михайлова. – СПб. : Изд-во С.Петерб. ун-та, 2007. – 266 с.
16. Мухина, В.С. Личность: Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). – Екатеринбург, 2007. – 190 с.
17. Нижегородцева, Н.В. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта, самоотношения и успеваемости у студентов вуза / Н. В. Нижегородцева, О.В. Долженко // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. – 2017. – № 3. – С. 178–183.
18. Никитин, Е.П. Феномен человеческого самоутверждения / Е.П. Никитин. – СПб.: Алетейя, 2000. – 224 с.
19. Ольшанский, Д.В. Об экспериментальном изучении структуры самосознания // Новые исследования в психологии. – М., 2004. – С. 17-21.
20. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – Самара: «Бахрам-М», 2002. – 672 с.
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –
СПб., 2003. – С. 634.
22. Руденко, С.В. К анализу социального интеллекта как фактора психологической готовности руководителей к управлению учреждениями образования / С.В. Руденко // Горизонты образования. – Донецк: 2010. – №2. – С.49–55.
23. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 176 с.
24. Стернберг, Р.Дж. Практический интеллект / Р.Дж. Стернберг. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
25. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М., 2003. – 324 с.
26. Ульянова, Н.П. Модели развития социального интеллекта у детей подросткового возраста / Н.П. Ульянова // Молодой ученый. – 2012. – №3. – С. 417-419.
27. Ушаков, Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория / Д.В. Ушаков. – М.: Институт психологии РАН, 2003. – 259 с.
28. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. / М. А. Холодная. − СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
29. Хлевная, Е.А. Эмоциональный интеллект в бизнесе / Е.А. Хлевная – М: Феникс, 2012. – 320 с.
30. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М., 2007. – 276 с.