Введение
1 Отношение к внешности как психологический феномен
1.1 Характеристика отношения к внешности в психологической науке
1.2 Исследование гендерных особенностей отношения к себе и к своей внешности
2 Социально-психологические факторы и механизмы формирования отношения к собственной внешности
3 Феномен самоотношения: понятия, уровни, функции и формы проявления
3.1 Сущность понятия «самоотношение» в психологии
3.2 Уровни, функции и формы проявления самоотношения в психологии
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современном индустриальном обществе, с совершенствованием технологий массовых коммуникаций и интенсивным развитием индустрии красоты, идеи о превосходстве красивых людей над уродливыми активно постулируются, навязываются нереалистичные шаблоны, стандарты и убеждения, что успех напрямую имеет зависимость от внешнего вида. Это заставляет современных людей предъявлять все больше и больше требований к своей внешности, и поэтому увеличивается процент мужчин и женщин, недовольных своей собственной внешностью. Эта тенденция отражается во введении иностранными психологами термина «нормативная неудовлетворенность», который описывает состояние глобального неприятия их внешности западным обществом. Последствия неудовлетворенности собственной внешностью могут выражаться как в незначительных перепадах настроения, так и в серьезных патологиях, таких как расстройства питания, наркомания, депрессия, которые заметно снижают качество жизни современных людей, часто нуждающихся в психологической помощи. В этой связи актуальность изучения феномена отношения к внешности не вызывает сомнений, что подтверждается его активным изучением как отечественными, так и западными специалистами, в основном в области социальной и клинической психологии.
В целом, ученые признают, что восприятие телесной внешности и отношение к ней оказывают значительное влияние на эмоциональную и межличностную сферы жизни человека, и, в целом, задают динамику протекания объективных жизненных процессов. Однако, несмотря на неоднократные попытки построить модель, подходящую для объяснения данного феномена, многие его аспекты по-прежнему остаются не понятыми.
1 Отношение к внешности как психологический феномен
1.1 Характеристика отношения внешности в психологической науке
В общем смысле «отношение» в психологии понимается как субъективная сторона отражения действительности, результата взаимодействия человека с окружающей средой. Больше всего эта категория развивается в рамках «психологии отношений». Ее основатель А.Ф. Лазурский рассматривал отношение как системообразующий фактор личности. Объектом отношений может быть все, что противостоит личности: природа, материальные вещи, другие люди, социальные группы, наука, искусство, религия, духовная жизнь самого индивида. Отношение к различным аспектам реальности может различаться по форме, степени удовлетворения, ориентации (знаку) и, в целом, является основой личности.
Более современное понимание категории отношения предложено учеником В.Н. Мясищевой А.А. Бодалевым. Он рассматривает отношение как психологическое явление, суть которого заключается в возникновении у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта реальности, интеграции всех эмоциональных реакций на этот объект, а также поведенческих реакций на него [7, с. 231]. То есть в рамках данного подхода под отношением следует понимать интеграцию познавательных, эмоциональных и поведенческих реакций человека на тот или иной объект реальности. Нас интересует отношение к такому объекту реальности как внешний вид человека. Но прежде чем перейти к анализу исследований, посвященных этому явлению, давайте кратко опишем основные направления изучения телесного опыта в психологии, которые начались с клинических исследований влияния тела на психическую жизнь человека.
2 Социально-психологические факторы и механизмы формирования отношения к собственной внешности
Идея собственной внешности – это часть размышлений человека о себе и своем месте в обществе. Внешний вид – это важное формирование в структуре личности, ее самоощущении, которое влияет на межличностную и эмоциональную сферы, а также на ход объективных жизненных процессов [23, с. 11]. Общеизвестно, что в нашем обществе стройность ассоциируется со счастьем, молодостью, успехом в жизни, высоким социальным статусом, а лишний вес – со слабостью, ленью, слабостью и другими негативными чертами. Именно поэтому многие люди склонны думать о полноценных людях как о менее счастливых, уверенных в себе, умных и дисциплинированных.
А.Ш. Тхостов отметил, что мать в процессе воспитания ребенка создает конфигурацию «культурного тела». Культурная телесная функция не только не равна естественной функции, на основе которой она формируется, но и способна существенно ее изменить. Метафора Кафки становится буквальной: «Общество вырезает свое предложение на теле своей жертвы». В результате появляется новая реальность феномена культурного тела, содержащая новые возможности и пространство для «культурной патологии».
На сознание большинства людей в значительной степени влияют стереотипные идеальные представления о красивом, физически развитом теле, которые должны иметь определенные пропорции и формы, наблюдаемые в обществе. Эти понятия определяются такими социально-психологическими факторами, как гендерные стереотипы, стандарты и нормы. Благодаря средствам массовой информации массово пропагандируется «культ внешности» [22, с. 176]. Таким образом, современное западное общество со своими ценностями, идеалами и представлениями навязывает людям нереалистичные стандарты красоты. В силу возраста и пола подростки и молодежь, в основном девушки, наиболее подвержены этим влияниям.
3 Феномен самоотношения: понятия, уровни, функции и формы проявления
3.1 Сущность понятия «самоотношение» в психологии
В современной психологии не существует единого подхода к пониманию и определению феномена самоотношения, несмотря на активное его изучение зарубежными и отечественными исследователями. Анализ работ по проблеме самоотношения позволяет говорить о многообразии категорий, которые используются для его описания, среди которых «самооценка», «глобальная самооценка», «самоуверенность», «отношение к себе» «самопринятие», «самоценность», «самоуважение», «эмоционально-ценностное отношение к себе».
Термин «самоотношение» впервые ввел в научный оборот как специальное понятие грузинский психолог Н.И. Сарджвеладзе в 1974 году, понимая ее как подкласс социальной установки. Ученый полагал, что понятие самоотношения отражает широкий диапазон феноменов личности, среди которых: самосознание, самопознание, самооценка, эмоциональное к себе отношение, самоконтроль, саморегуляция [18, с. 213].
Однако, о феномене самоотношения до Н.И. Сарджвеладзе писал американский психолог Уильям Джеймс в конце XIX века, употребляя термин «глобальная самооценка».
В работе «Личность и ее взаимодействие с социальной средой» Н.И. Сарджвеладзе в структуре самоотношения как центра личности выделяет три компонента:
– когнитивный компонент, включающий самооценку;
– эмоциональный компонент, содержащий эмоциональное отношение к себе;
Заключение
Исследование основано на результатах обзора теоретической литературы, посвященного изучению феноменов отношения к внешности и самоотношениям в отечественной и зарубежной психологии. Анализ позволил рассмотреть конструкцию «отношения к собственной внешности» как одну из составляющих образа собственного тела (концепция которой предложена М.А. Ломоносовым). О.А. Скугаревским в рамках клинического подхода. На основании этого вывода в данной работе пришли к пониманию того, что отношение к собственной внешности является оценочной составляющей образа тела, которая находит свое выражение в удовлетворенности внешностью тела и его отдельными характеристиками, значимостью отдельных характеристик тела и внешнего вида в целом, а также в убеждениях и действиях по отношению к своей внешности, которые формируются в процессе самооценки.
Оценочная составляющая образа тела и отражает отношение человека к своей внешности. Анализ литературы по проблеме самооценки позволил сделать вывод о том, что это явление наиболее полно и последовательно раскрыто в концепции В.В. Столина и С.Р. Пантылеева, согласно которым отношение к «Я», рассматриваемое как многомерная конструкция, является репрезентацией в сознании субъекта личностного ощущения "Я", выраженного в устойчивых эмоциях и чувствах, формирующихся в процессе соотношения качеств субъекта с семантическими мотивами, определяемыми его жизненными реалиями.
В работе выделены следующие факторы и механизмы формирования отношения к собственной внешности. В обществе существуют стереотипы о физически развитом красивом теле с определенными пропорциями и формами. Лица молодого возраста наиболее подвержены влиянию этих представлений. Существенным фактором формирования неудовлетворенности организмом является влияние родителей. Большое значение имеют нарушения привязанности к ребенку и родителям, а также повышенный уровень родительской критичности.
1 Андреева, И.Г. Исследование особенностей самоотношения / И.Г. Андреева // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – №2. – С. 87-93.
2 Андронова, О.Е. Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии / О.Е. Андронова // Вестник Томского гос. ун-та. – 2007. – №305. – С. 149-151.
3 Белопольская, Н.Л. Детская патопсихология: хрестоматия / Н.Л. Белопольская – М.: Когито-Центр, 2000. – 287 с.
4 Белугина, Е.В. Внешний облик как культурно-исторический феномен / Е.В. Белугина // Российский психологический журнал. – 2008. – № 3 – С. 58-65.
5 Бем, С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 336 с.
6 Бернс, Р. Что такое Я-концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2003. – С. 333–393.
7 Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 440 с.
8 Выготский, Л.С. Педология и психотехника / Л.С. Выготский // Культурно-историческая психология. – 2010. – №2. – C. 105-120.
9 Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. –
М., 2004. – 335 с.
10 Кочеткова, Т.Н. Специфика видов самоотношения личности в зависимости от выраженности эмоциональных и когнитивных компонентов: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Т.Н. Кочеткова. – Хабаровск, 2007. – 18 с.
11 Кукулите, Т.Г. Основные подходы к изучению самоотношения личности в зарубежной психологии / Т.Г. Кукулите // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. – 2011. – №1 (31). – С.127-132.
12 Лабунская, В.А. Внешний облик в структуре представлений о Враге и Друге на различных этапах жизненного пути / В.А. Лабунская // Психология человека в современном мире. – М., 2009. – Т. 1. – С. 220-228.
13 Леонтьев, Д.А. Самая обыкновенная парапсихология / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2005. – №1. – Т.16. – 341 с.
14 Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантилеев. – М.: МГУ, 2001. – 110 с.
15 Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 187 с.
16 Рапацкий, Б.И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б.И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1. – С. 74-79.
17 Сапожникова, Р.Б. Психологические факторы формирования самоотношения личности : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Р.Б. Сапожникова. – Новосибирск, 2008. – 19 с.
18 Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе. – Тбилиси: Мецниереба, 2009. – 382 с.
19 Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 210 с.
20 Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М: Гардарики, 2009. – 342 с.
21 Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Издательство Московского Университета, 2003. – 284 с.
22 Тхостов, А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002. 287 с. (Tkhostov A.Sh. Psychology of Corporeality. – М.: Smysl, 2002. – 287 p.
23 Хватова, М.В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности / М.В. Хватова // Гаудеамус. – 2015. – № 1(25). – С. 9-17.
24 Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / и.И. Чеснокова. – М.: Наука, 2007. – 142 с.
25 Шарай, Т.П. Влияние отношения к своему телу и половой принадлежности на самоотношение личности / Т.П. Шарай // Психология телесности: теоретические и практические исследования. – 2008. – С. 40-44.
26 Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 2000. – 256 с.