Культура педагогического общения учителя с учащимися
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Культура педагогического общения учителя с учащимися»
по дисциплине: «Педагогика»
2020
45.00 BYN
Культура педагогического общения учителя с учащимися
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ СЦЕНАРИЙ МЕТОДИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ «УВЕРЕННЫЙ ШАГ В БУДУЩЕЕ»
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты культуры педагогического общения
1.1 Понятие культуры педагогического общения в психолого-педагогической литературе
1.2 Содержание, структура и стили педагогического общения учителя с учащимися
Глава 2. Опытно-поисковая работа по изучению становления культуры педагогического общения учителя с учащимися
2.1 Изучение опыта работы учителей по организации педагогического общения с учащимися
2.2 Рекомендации по формированию культуры педагогического общения в отношениях «учитель-ученик»
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Личность учителя - основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства. Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование.
Педагог – это инициатор учебно-воспитательного процесса, который организует и управляет им. Общение в педагогической деятельности является средством решения учебных задач, социально-психологическим обеспечением воспитательного процесса, способом организации взаимоотношений учителя и учащихся, обеспечивающий успешность обучения. В педагогической деятельности общение носит функциональный и профессионально значимый характер.
Культура педагогического общения является важной составляющей профессиональной компетентности и профессионализма педагога. В психолого-педагогических исследованиях присутствуют различные подходы к определению сущности и структуры культуры педагогического общения. Культура педагогического общения рассматривается как:
- компонент профессиональной культуры личности специалиста (И.А. Зимняя, Л.М. Митина, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.);
- как система качеств личности педагога, включающая творческое мышление, культуру речевого действия, совокупность норм и правил, регулирующих процесс общения (И.И. Зарецкая, Н.Д. Колетвинова, Е.И. Мычко, Е.В. Руденский и др.).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
1.1 Понятие культуры педагогического общения в психолого-педагогической литературе
С содержательной точки зрения культура педагогического общения характеризуется по-разному. В ее составе выделяют: коммуникативную компетентность, психологические особенности личности педагога, включающие общительность, эмпатию, рефлексию коммуникативной деятельности; умения устанавливать гуманистические, личностно-ориентированные взаимоотношения с учащимися и коллегами; культуру речевых и вербальных действий, культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению, а также культуру эмоций. Следует отметить, что общим для большинства подходов к пониманию сущности культуры педагогического общения является признание ее нравственно – гуманистического потенциала.
В исследовании Аухадеевой Л.А. изучается проблема культуры педагогического общения учителя, которая рассматривается как системный компонент общей и педагогической культуры, неотъемлемый компонент профессиональной компетентности учителя [1].
В свою очередь И.И. Зарецкая определяет культуру педагогического общения как «компонент педагогической культуры» [3, с. 82].
Учитывая роль культуры педагогического общения в рамках педагогической культуры, можно выделить две подструктуры педагогической культуры:
- ценности, знания, навыки и личностные качества, которые имеют отношение к осуществлению эффективной педагогической деятельности (деятельности);
- ценности, знания, навыки и личностные качества, которые имеют отношение к осуществлению эффективного общения учителя (коммуникативного).
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ
2.1 Изучение опыта работы учителей по организации педагогического общения с учащимися
Далее мы изучили опыт работы учителей по организации педагогического общения с учащимися на базе ГУО Средняя школа № 51 г. Минска.
В школе выделяют следующие формы организации педагогического просвещения:
Лекции
Эта форма предполагает передачу лектором (психолог, педагогический работник, научный сотрудник) аудитории научной информации. Его доклад включает:
научный анализ педагогических явлений и воспитательных ситуаций;
разъяснение их причин и условий протекания;
описание закономерностей развития детской психики;
объяснение механизмов поведения ребенка.
Конференции
Данная форма педагогического просвещения предусматривает расширение и углубление имеющихся знаний о воспитании и развитии детей, обсуждение накопленного опыта в этой сфере. Такое мероприятие проводится один раз в год.
Индивидуальные консультации
Форма психологической помощи, необходимая для решения конкретных проблем. Такие консультации проводятся путем прямого личного общения педагога и психолога. Необходимость данных встреч возникает при наличии конфликтной ситуации, попадании в затруднительное положение или развитии неблагополучного психологического состояния.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании данной курсовой работы на первом этапе мы обобщили теоретические подходы к понятию «культура педагогического общения». С содержательной точки зрения культура педагогического общения характеризуется по-разному. В ее составе выделяют: коммуникативную компетентность, психологические особенности личности педагога, включающие общительность, эмпатию, рефлексию коммуникативной деятельности; умения устанавливать гуманистические, личностно-ориентированные взаимоотношения с учащимися и коллегами; культуру речевых и вербальных действий, культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению, а также культуру эмоций. Следует отметить, что общим для большинства подходов к пониманию сущности культуры педагогического общения является признание ее нравственно – гуманистического потенциала.
Далее мы раскрыли содержание, структуру и стили педагогического общения учителя с учащимися. В структуру культуры педагогического общения включены следующие компоненты: коммуникативные умения, общение, общительность. Анализируя и обобщая современные научные исследования по проблеме, которую мы изучаем, отметим, что культура педагогического общения учителя имеет ряд функциональных характеристик: специфические способы общения, основанные на понимании, признании и принятии ребенка как личности, умении стать на его позицию, идентифицироваться с ним, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития. Гуманистическая функция проявляется в уникальном потенциале производить элементы человечества, человечность в других людях, превращать человечество в осмысленную реальность. Все вышесказанное говорит о чрезвычайной важности соблюдения культуры педагогического общения в образовательном процессе.
1. Аухадеева, Л.А. Формирование коммуникативной культуры современного учителя в процессе вузовской подготовки: автореф. дис. …док. пед. наук:13.00.01/ Л.А. Аухадеева; Татарский гос. гуманитарно-пед. уни-тет. – Казань, 2008. – 46 с.
2. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения: Книга для учителя/ В.С. Грехнев. – М: Просвещение, 1990. – 142 с.
3. Зарецкая, И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя / И.И. Зарецкая. – М.: Мзд. Фирма «Сентябрь», 2002 г. – 159 с.
4. Зотова, И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности ученика в условиях информатизации общества / И.Н. Зотова // Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века». – Кисловодск: 2006. – 109 с.
5. Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 640 с.
6. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е.Н. Каменская. – М. : Феникс, 2008. – 206 с.
7. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
8. Каримова, Т.С. Педагогическое общение : стили и модели / Т.С. Каримова // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. – 2009. – № 3 (50). – С. 102-108.
9. Комарова, Л.Ю. Особенности стилей педагогической деятельности, педагогического общения и направленности учителей общеобразовательных школ в работе с детьми / Л.Ю. Комарова // Актуальные проблемы психологического знания. – 2009. – № 4. – С. 32-37.
10. Лихачев, Б. Т. Педагогика: Курс лекций / учеб. пособие : 4 изд. перераб. и доп. / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 2001. – 194 с.
11. Маркова, А.К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя / А.К. Маркова, А.Я. Никонова // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – С. 40-48.
12. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие / А.В. Мудрик; Пед. о-во России. – М., 2001. – 319 с.
13. Осипян, И.Ю. Педагогическое общение и его стили / И.Ю. Осипян // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 1 (7). – С. 26-30.
14. Рыданова, И. И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. – Мн.: Беларуская навука, 1998. – 25 с.
15. Сморчкова, В.П. Формирование коммуникативной культуры социального педагога в системе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. … доктора. пед. наук: 13.00.08 / В.П. Сморчкова; Московский гос. пед. ун-т. – М., 2007 . – 46 с.
16. Фролова, Н.В. Стили педагогической деятельности и педагогического общения / Н.В. Фролова // Профессиональное развитие педагогов: теория и практика. – М., 2016. – С. 11-14.
17. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993. – 268 с.
18. Шевцова, Е.В. Взаимосвязь профессиональной и коммуникативной культуры личности будущего специалиста / Е. В. Шевцова // Сб. науч. трудов СевКазГТУ. Серия «Гуманитарные науки». Вып. № 10. – Ставрополь, 2003. – С 18-25.
19. Шушкова, Е.С. Стиль общения учителя и учащегося как фактор социального статуса младшего школьника / Е.С. Шушкова // Вестник современной науки. – 2015. – № 6. – С. 95-98.
20. Юрченко, Е.В. Стили педагогического общения / Е.В. Юрченко, И.К. Костенко // Вологдинские чтения. – 2009. – № 1. – С. 40-42.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ СЦЕНАРИЙ МЕТОДИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ «УВЕРЕННЫЙ ШАГ В БУДУЩЕЕ»
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты