Личностное развитие подростков в цифровом обществе как социально-педагогическая проблема
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Личностное развитие подростков в цифровом обществе как социально-педагогическая проблема»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2020
45.00 BYN
Личностное развитие подростков в цифровом обществе как социально-педагогическая проблема
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная педагогика
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты личностного развития подростков
2 Цифровое общество: социально педагогический аспект
3 Механизмы и факторы, обусловливающие личностное развитие подростков в цифровом обществе
4 Проблемы, риски и возможности личностного развития подростков в цифровом обществе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Человек личностью не рождается, он ею становится в процессе своей жизнедеятельности. Каждый человек обладает своими особенными индивидуальными чертами, выделяющими его из человеческого сообщества.
Разностороннее развитие личности предполагает формирование разнообразных способностей и интересов, соответствующих различным сферам человеческой жизнедеятельности, что, разумеется, не исключает выделения личностью чего-либо одного, наиболее значимого для себя.
Процесс развития подростка тесно связан с возрастными особенностями, которые оказывают значительное влияние на формирование личности. Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем любой другой. В подростковом возрасте совершается переход от детства к взрослости и связан с серьезной перестройкой психики, ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности.
В Республике Беларусь взят курс на развитие цифрового общества. разработана и реализуется Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы, утвержденная постановление Совета Министров Республики Беларусь. В рамках ее выполнения Министерство образования запустило проект «Электронная школа» [1]. Постепенно в учреждения образования внедряются сервисы электронных дневником, журналов и зачеток, также проведена экспертиза на электромагнитную совместимость и определены условия эксплуатации радиоэлектронных средств сетей беспроводного широкополосного доступа спецификации Wi–Fi. Иными словами, страна сейчас учится обучать подрастающее поколение в цифровом обществе. А ведь цифровое общество – это, прежде всего, совокупность общественных отношений, складывающихся при использовании электронных технологий, электронной инфраструктуры и услуг. Цифровые приложения с одной стороны, а компьютерные игры с другой, и, на первый взгляд, не понятно добро это для человека или зло.
Стремительное распространение информационно-коммуникационных технологий и социальные трансформации, происходящие под их влиянием, оказывают все возрастающее воздействие на личность подростка.
Несмотря на то, что изучение этого воздействия началось еще в 1980-1990-е гг., к настоящему времени среди исследователей отсутствует единство мнений, как по поводу степени такого влияния, так и относительно его направленности.
При этом отдельным авторам свойственно преувеличение негативного воздействия информатизации на личность подростка, не подкрепленное убедительными эмпирическими данными (Р.А. Барышев, 2011; Л.Ш. Крупенникова, В.И. Курбатов, 2014; А.А. Пудикова, 2009) [2, c. 123]. Ряд исследователей и вовсе утверждают, что происходящие или прогнозируемые ими изменения настолько глубоки, что свидетельствуют чуть ли не об эволюции биологического вида Homo sapiens.
1 Теоретические аспекты личностного развития подростков
Немало прекрасных, образных характеристик дано писателями, поэтами, художниками возрастным периодам человека. Решение проблемы возраста имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение для разработки научных принципов рационального построения системы общественного воспитания и обучения подрастающего поколения.
Подростковый период – период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости.
Подростковый возраст является самым важным и трудным этапом в жизни каждого человека, временем выбора, которое во многом определяет всю дальнейшую судьбу. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется мировоззрение, пересматриваются ценности, идеалы и жизненные перспективы. Этот период характеризуется формированием сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая является центральной формой формирования личности.
Исходя из данных психологического словаря, подростковый возраст приходится на период от 10 до 15 лет. Происходит формирование качественно новых образований, есть элементы зрелости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и друзьями, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и воспитательной деятельности, содержания морально–этических норм, посреднического поведения, деятельности и взаимоотношений. Границы подросткового периода примерно совпадают с периодом обучения детей 5–8 классов средней школы и охватывают возраст 10–11–14 лет, однако фактическое вступление в подростковый период может не совпадать с переходом в 5 класс и произойти на год раньше или позже [7, c. 52].
Подростковый возраст часто называют переходным периодом, периодом «шторма и натиска», «гормонального взрыва» и полового созревания – в целом, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка ко взрослому во всех сферах – физической (конституционной), физиологической, личной (моральной, умственной, социальной) [7, c. 53.].
Взросление сопровождается чувствительностью к социальной среде и человеческим отношениям. В этом возрасте растет интерес к социальной роли человека. Референтная группа сверстников в подростковом возрасте приобретает большое значение, а родители как референтные лица, как отмечалось выше, играют крайне незначительную роль. В процессе социализации важную роль играет образовательное учреждение. Помимо воспитательной функции, он выполняет функции формирования личности и развития адекватного социального поведения. Формирование психосоциальной идентичности, являющейся основой самосознания подростков, включает в себя три основные задачи развития:
1) осознание временных рамок своего «Я», включая прошлое детства и будущее взрослого человека;
2) осознание себя в отличие от интерьеров родительских образов;
3) внедрение избирательной системы в формировании качеств личности, обеспечивающей честность и неподкупность личности.
2 Цифровое общество: социально–педагогический аспект
Мир стоит на пороге четвертой промышленной революции, которая коренным образом изменит все культурные обычаи человека.
Третья революция – цифровая революция, начавшаяся в 1960–х годах, – относительно гладко подготовила человечество к таким преобразованиям на большей части Земли. Даже сейчас мы живем в другом мире, который превращается на наших глазах из вертикального в горизонтальный, из закрытого в почти прозрачный, из линейного в сетевой, из регулируемого в неопределенный, из простого в многозадачный, из стабильного в жидкий. В условиях постоянно ускоряющихся темпов изменений человечество должно решительно адаптироваться к этому новому миру [15, c. 22].
Говоря о психологии цифрового общества, необходимо проанализировать те вызовы, которые стоят перед нашей практикой и учителем, в частности. Цифровые технологии – основа повседневной жизни. Безусловно, можно рассуждать о том является ли отклонением от нормы в современном мире человек без компьютера или без крутого гаджета или не является, но одно можно утверждать точно – в некоторых ситуациях человек, оказавшись в зоне компьютерной недосягаемости, испытывает дискомфорт. Хотим мы того или не хотим, но цифровые технологии уже нашли себе место в различных сферах жизни общества.
Стремительное развитие цифровых технологий ставит вопросы о том, как их использование меняет повседневную жизнь людей, наиболее важным из которых является влияние технологий на благосостояние. Во многих дискуссиях существует двойственное представление об этом влиянии, а технология рассматривается как «добро и проклятие» для человечества.
Цифровое общество – может включать в себя поколение людей, родившихся в эпоху, когда цифровые технологии являются неотъемлемой частью человеческого существования. Началом этого периода часто называют 2000 год, и именно с этого времени люди, рожденные на Земле, объединены разными технологиями в единое цифровое общество.
Отличительной чертой цифрового пространства является то, что воздействие является двусторонним: оно формирует нас, и мы формируем его. Мы часто находим это взаимодействие полезным, но не стоит недооценивать риски, связанные со свободой общения, предоставляемой Интернетом. Важно, чтобы люди, ответственные за формирование интернет–среды – создатели и пользователи сервисов, журналисты, политики, юристы, педагоги, психологи и взрослые в целом – обеспечивали безопасность интернет–пространства для подрастающего поколения.
Информационные технологии активно участвуют в жизни людей с начала 21 века, но сегодня технологии настолько продвинуты и настолько легкодоступны, что многие современные дети, прежде чем научиться читать, умеют пользоваться телефоном или планшетом, что заставляет задуматься о большом влиянии цифрового общества на развитие человеческой личности.
3 Механизмы и факторы, обусловливающие личностное развитие подростков в цифровом обществе
Человечество неизбежно вступает в информационный век. Удельный вес информационной экономики постоянно увеличивается, а ее доля, выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже составляет 40–60% и, как ожидается, к концу века возрастет на 10–15%.
По расчетам ученых, с начала нашей эры потребовалось 1750 лет, чтобы удвоить знания, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье – к 1950 году, т.е. уже в течение 50 лет, при росте объема информации для этих медийных веков в 8–10 раз [22, c. 12]. И эта тенденция усиливается, так как объем знаний в мире к концу 20–го века удвоился, а объем информации увеличится более чем в 30 раз.
Нельзя больше отрицать важность широкомасштабных и всесторонних исследований в области цифровых средств массовой информации. Меняется система формирования культурного опыта и повседневных практик социокультурного взаимодействия. Формируется единое информационное и символическое пространство, разделенное на семантические пробелы, будь то сообщества по интересам, чаты, форумы или отдельные виртуальные культурные проекты. Все эти тенденции влияют на повседневную жизнь и культурные обычаи подростков сегодня.
Нынешнее поколение детей и подростков называют пионером цифрового века, который определяет особенности социализации этой категории подростков.
Цифровой контент стал доминировать над смысловым, смещая акценты в сторону визуальности и «экранности» цифровых медиа. Под «цифровыми медиа» мы понимаем любой медиа–контент, сгенерированный при помощи цифровых средств (цифровые тексты, цифровая звукозапись, цифровое видео). Проводником к созданию и тиражированию цифрового медиа–контента всегда выступает техническое устройство (смартфон, компьютер и прочее).
Как утверждают исследователи, в связи с тем, что основные институты социализации, такие семья и школа претерпевают кризис, социальные медиа становятся одним из самых основных институтов социализации молодого поколения.
Рассмотрим небольшую часть возможностей, предоставляемых цифровыми средствами массовой информации, а именно коммуникационные возможности виртуальных социальных сетей, выступающих в качестве механизмов обработки информации. Это объясняется тем, что онлайновые социальные сети обладают всеми характеристиками, присущими цифровым средствам массовой информации: интерактивностью, интеграцией и взаимозависимостью корневищ, мультимедиа, гипертекстуальностью, оцифровкой и доступностью цифровых средств массовой информации.
4 Проблемы, риски и возможности личностного развития подростков в цифровом обществе
Подростки, которые являются частью цифрового мира или игрового сообщества, отличаются от большинства обычных подростков.
Практически все исследования последних пяти лет показали рост популярности использования медиасредств в досуге, неформальном мультимедийном образовании и коммуникативном взаимодействии среди подростков.
Учебные мероприятия уходят на задний план. Хотя подростковая социализация все еще является ведущей, она принимает иную форму: подростки– геймеры общаются в основном через игровые чаты и мессенджеры, пытаясь превзойти друг друга в умении убивать виртуальных ботов, особенно это касается жанров видеоигр «шутер», «симулятор машин», «симулятор боевых искусств» и др. Процесс перехода во взрослую жизнь сопровождается не только степенью возрастного ограничения игры, но и степенью восприятия разной степени жестокости в видеоиграх. Эти аспекты сопровождаются разной степенью агрессивности, проявляющейся в блестящих формах и в искажении восприятия реальности [31, c. 39].
Известно, что большинство подростков очень впечатлительны, и видеоигры только усиливают это ощущение и дают разные представления о себе и об окружающем мире в восприятии подростка, искажая его самопознание и познание окружающего мира. Причем образцами для подражания служат не взрослые люди из реального мира, как это бывает с обычными подростками, а виртуальные персонажи из различных видеоигр, придуманных разработчиками. Далее мы остановимся на классификации видеоигр и поговорим об их влиянии на психику подростков.
На формирование сознания и самоуважения в широком смысле слова влияют не столько видеоигры, сколько предпочитаемый подростками определенный тип видеоигр. При углубленном изучении видеоигр научным сообществом были определены их жанры [31, c. 40]:
- шутер – это «стрелялки», игры от первого или третьего лица, где все внимание сосредоточено на игроке и для прохождения серии линейных заданий необходимо пройти игру;
- аркада – игра с примитивной обстановкой или ее отсутствием как таковой, в таком типе игры игрок должен показать время реакции и внимание. кроме того, чтобы пройти игру, нужно принимать быстрые решения;
- квест – это игра с широкой и глубокой сюжетной составляющей, график может быть, как линейным, так и разветвленным, представляя собой сеть небольших латеральных головоломок, тобы пройти этот тип игры, игрок должен проявить изобретательность и интеллект;
- симулятор – разновидность игры, которая симулирует управление транспортным средством или спортивным, или боевым искусством, в последнее время этот жанр соединяется с аркадами или добавляет элементы разветвленного сюжета.
Заключение
Теоретическое исследование проблемы «Личностное развитие подростков в цифровом обществе как социально–педагогическая проблема» позволяет сделать следующие выводы:
1) личностное развитие подростка включает развитие самосознания, формирование рефлексии, самооценки. Основными новообразованиями в структуре самосознания являются иерархически построенная система ценностно–смысловых образований и устойчивое обобщенное отношение личности к себе, которое выражается в социально–нравственной самооценке. У ребенка появляется чувство взрослости – отношение подростка к себе как взрослому. Интеграция самосознания подростка приводит его к осознанию себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей уникальности, появляется способность суждения в отношении себя и оценки своей личности. К концу подросткового возраста происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию. Основной потребностью в этом возрасте является потребность к самоутверждению — это стремление субъекта к переживанию самоценности и его результат, возникающий в процессе реализации им своего личностного потенциала.
2) под цифровым обществом понимается поколение людей, родившихся в эпоху, когда цифровые технологии являются неотъемлемой частью человеческого существования. Началом этого периода часто называют 2000 год, и именно с этого времени люди, рожденные на Земле, объединены разными технологиями в единое цифровое общество. По мнению Палфри и Гассер, социологический портрет «цифрового поколения» образуют такие качества, как: «тотальная» креативность, инновационность и информированность. Согласно программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.02.2016 № 9 информационная культура личности определяется как качественная, динамичная характеристика жизнедеятельности человека в области передачи, хранения и применения информации, основанная на информационно-коммуникационной компетентности. В качестве признаков цифровой культуры можно отметить: лавинообразный рост каналов и объемов информации, разнообразие, хаос, непоследовательность и избыточность семантических сообщений, сложность контроля и управления информационными каналами, информационные войны и манипуляции личным сознанием.
3) к основным факторам в цифровом обществе социально- личностного развития относятся: введение подростка в мир культуры; трансляция социальных ценностей и смыслов; формирование коммуникативной культуры; удовлетворение потребностей подростка в познании. В современном обществе цифровые медиа выполняют положительные и отрицательные функции в сфере формирования самосознания подрастающего поколения.
1 Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 – 2020 годы: Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.03.2016 № 235. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file4c1542d87d1083b5.PDF.
2 Луков, В. А., Погорский, Э. К. (2014) Информационное общество и молодежь: науч. монография / Моск. гуманит. ун–т. Ин–т фундамент. и приклад. исследований. – М.: Изд–во Моск. гуманит. ун–та. – 160 с.
3 Смолл Г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета / Г. Смолл, Д. Ворган. – Издательство: Азбука-Аттикус, КоЛибри. – 2011. – 352 с.
4 Еляков, А.Д. Современное информационное общество / А.Д. Еляков. – Самара: Изд-во СГЭУ, 2007. – С. 206.
5 Masuda, Y. The Information Society as PostIndustrial Society / Y. Masuda. – Washington: World Future Soc., 2003. – 419 p.
6 Игнацкая, О.Е. Просоциальная направленность личности и методы ее изучения: монография / О.Е. Игнацкая. – Минск: А. Н. Вараксин, 2015. – 119 с.
7 Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. / Г.С. Абрамова – М.: Академический Проект, 2010. – 623 с.
8 Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО–Пресс, 2000. – 1008 с.
9 Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников: учебное пособие /Ф. И. Иващенко. – Минск: Вышэйшая школа, 2006. – 190 с.
10 Шпрангер Э. Психология юношеского возраста. = Psychologie des Jugendalters // «Педология юности». — М.–Л.: Литература, 1931.
11 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. / В.С. Мухина, – М.: Академия, 2010. – 452 с.
12 Панченко С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С.А. Панченко. – М.: Воронеж, 2015. – С. 15 – 27].
13 Курбанова З.С. Психология / З.С. Курбанова. – Учебное пособие. – Махачкала: РПА, 2017. – 94 с.].
14 Киреева, Е.А. Методика исследования особенностей самоутверждения в подростковом возрасте / Е.А. Киреева Т.Д. Дубовицкая // Экспериментальная психология. – 2011. – № 2. – С. 115-124.
15 Борев В.Ю. Культура и массовая коммуникация. / А.В. Коваленко – М.: Академический проект, 2007. – 122с.
16 Винская Л.А. Особенности и тенденции развития СМИ в эпоху глобализации // Сборник материалов Международной научно–практической конференции «Филология, искусствоведение и культурология в XXI веке». – Новосибирск: НГУ, 2012. – 155 с.
17 Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016–2020 годы: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.02.2016. – Режим доступа: https://www.bsuir.by/m/12_100229_1_106130.pdf.
18 Воронова А.Д. Актуальные проблемы инновационного развития. Выбор инновационных приоритетов // Приоритеты развития экономики, модернизация и технологическое развитие экономики России. – М. – 2018. – С. 7 – 21.
19 Войскунский А.Е. Гуманитарный Интернет. - Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е.Войскунского. - М.: Терра-Можайск, 2000, с. 3-10.
20 Палфри, Д. Дети цифровой эры / Джон Палфри, Урс Гассер; [пер. с англ. Н. Г. Яцюк]. – Москва: Эксмо, 2011. – 364 с.
21 Федотова, Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. / Л.Н. Федотова – М.: МГУ, 1996. – 241 с.
22 Войскунский А.Е. Альтернативная идентичность в социальных сетях / А.С. Евдокименко, Н.Ю. Федунина // Вестник Московского университета. 2013. Серия 14. № 1. С. 66 – 83.
23 Дурейко Л.И. Мир без опасностей: Двор. Улица: для сред. шк. возраста /Л.И. Дурейко [и др.]; худож. В.В. Голованов, В.В. Дударенко, К.С. Ракицкий. – 2–ое изд.– Минск: Беларус. Энцыкл. Імя П. Броўкі,2013. – 328с.
24 Акопов А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности. – 2–е изд. – СПб.: Речь, 2009. – 230 с.
25 Боярова К.В. Кибер–аддикция: еще один вид зависимости // Вестник Харьковского Национального Университета. – Харьков: Психология, 2006. – С. 41– 46.
26 Коротков А. В. Цифровое неравенство в процессах стратификации информационного общества // Информационное общество. – 2003. – № 5
27 Шайдулина А.Ф. Интернет–зависимость – новая форма аддиктивного поведения подростков // Вопросы психологии. – 2011. – № 4. – С. 79–87.
28 Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия // Педагогика. – 2001. – № 4. – С. 55 – 61.
29 Боярова К.В. Кибер–аддикция: еще один вид зависимости // Вестник Харьковского Национального Университета. – Харьков: Психология, 2006. – С. 41– 46.
30 Кисляков П.А. Информационная безопасность: учебное пособие / П.А. Кисляков. – М.: «Русский журнал», 2011. – 328 с.
31 Рябцева А. Компьютерные игры в жизни подростка // Школьный психолог. – 2012. – № 7. – С. 35 – 40.
32 Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 – 2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.03.2016 № 235. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file4c1542d87d1083b5.PDF.
33 Коптелова Н. И., Попов В. А. Социально–педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. – 2015. – № 24. – С. 970–973
34 Клепцова Е.Ю. Возрастные особенности формирования гуманных межличностных отношений воспитанников // Образование в Кировской области. – 2012. – № 5. – С. 17–24.
35 Коломинский Я.Л. Психологическая культура детства: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Я.Л. Коломинский, О.В. Стрелкова. – Минск: Вышэйшая школа, 20
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты