Мотивационный профиль личности бодибилдера
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Мотивационный профиль личности бодибилдера»
по дисциплине: «Психология труда»
2020
45.00 BYN
Мотивационный профиль личности бодибилдера
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология труда
Организация: Дворец спорта, ГУ (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблицы по методикам
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретический анализ литературы по проблеме мотивации профессиональной деятельности
1.1 Подходы к изучению мотивации профессиональной деятельности в советской и западной психологии
1.2 Виды и структура мотивов
1.3 Факторы формирования мотивации профессиональной деятельности
1.4 Особенности мотивации спортсменов
Выводы по главе
Глава 2 Эмпирическое исследование мотивационного профиля бодибилдеров
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования структуры мотивации бодибилдеров
Выводы по главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. определяется тем, что мотивация субъекта способствует успешности профессиональной деятельности и занимает одно из центральных мест в построении карьеры. В профессиональной деятельности мотивация выступает как звено, которое определяет направленный характер действий человека, его потенциальные возможности, потребность в данном виде деятельности. Мотивация предопределяет выбор профессиональной деятельности, отражая реальные возможности личности, выступает как активный стимул ее развития.
Специфичность спортивной мотивации обусловлена качественным своеобразием предмета спортивной деятельности. Спортсмен соотносит свои способности и возможности с предметом спортивной деятельности, осуществляет постановку и осуществление целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата.
Профессиональная спортивная деятельность характеризуется такими психологическими особенностями, как ориентация на предельный уровень достижений и высокие эмоциональные нагрузки, связанные с субъективной значимостью результатов деятельности, остротой соперничества, публичностью выступлений в соревнованиях. В продолжительности и эффективности занятий спортом существенная роль принадлежит мотивационной сфере личности.
Особый интерес представляет изучение структуры мотивации бодибилдеров. Эта категория спортсменов занимается бодибилдингом (культуризмом), развивая свою мышечную массу при сохранении качества и эстетики тела путем посещения тренажерного зала. Бодибилдеры стремятся сделать идеальную форму для достижения результатов на соревнованиях. Без соответствующей мотивации им трудно достигнуть успеха.
Проблема мотивации является одной из важнейших и фундаментальных проблем в психологической науке. Исследованием мотивации занимались известные отечественные психологи (В.Г. Асеев, В. Вилюнас, Т.О. Гордеева, С.С. Занюк, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и зарубежные авторы (А. Маслоу, Г. Мюррей, Г. Олпорт, Б. Фестингер, З. Фрейд, Х. Хекхаузен).
Мотивацию спортивной деятельности изучали Р.А. Пилоян, Е.С. Григорович, В.А. Переверзев, Е.П. Ильин, С.В. Ильинский, М. Мескон и др. Изучением факторов спортивной деятельности занимаются такие современные исследователи как В.Г. Афанасьев, Е.П. Ильин, И.Р. Магрупов, У.С. Марчибаева и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Подходы к изучению мотивации профессиональной деятельности в советской и западной психологии
В психологической науке существуют различные взгляды на понимание понятия мотивации профессиональной деятельности. Мотивацию принято отождествлять с внутренним побуждением, с регуляцией деятельности, содержащей в себе потребности и мотивы, интересы, ценностные ориентации и притязания, оценки и удовлетворенности, то есть с тем, что характеризует значимость чего-либо для индивида и направляет его деятельность в соответствии с этим.
Проблема профессиональной мотивации представляет собой относительно самостоятельную область исследования причин, определяющих направленность индивидуального поведения сотрудников организации, охватывая сферу средств корректировки индивидуальных целей в направлении общей цели организации посредством направленного удовлетворения разных потребностей работников [занковский, с. 292].
В западной психологии существуют различные теории, рассматривающие сущность и факторы мотивации в профессиональной деятельности. В зарубежной психологии все концепции мотивации профессиональной деятельности подразделяются на содержательные и процессуальные. Содержательные теории основаны на положении о том, что существуют внутренние побуждения (потребности), которые активизируют деятельность субъекта (А. Маслоу, Д.М. Клелланд, Ф. Герцберг). В процессуальных теориях мотивации поведение субъекта рассматривается не только как отражение его потребностей, но и как процесс внешнего стимулирования (теории ожидания, теории справедливости и модель мотивации Портера – Лоулера).
Специалистами в сфере менеджмента (М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури) были выделены ряд требований к организационной среде, способствующих повышению мотивации профессиональной деятельности:
– содержание и характер труда, который вызывает интерес у работника;
– справедливое, по мнению работника, вознаграждение;
– признание труда работников со стороны других;
– благоприятные условия трудовой деятельности;
– оптимальный контроль и требования руководителя;
– достаточная степень участия работников в принятии решений организации, которые затрагивают их интересы;
– доброжелательные отношения с коллегами.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ БОДИБИЛДЕРОВ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления мотивационного профиля бодибилдеров нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление мотивационного профиля бодибилдеров с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУ «Дворец спорта» г. Минска. В исследовании приняли участие 40 человек, из них 20 начинающих бодибилдеров и 20 бодибилдеров, завершающих карьеру. Все испытуемые являются мужчинами, выступают на соревнованиях. Группа начинающих бодибилдеров занимается до полугода, группа завершающих карьеру бодибилдеров – 10-12 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют различия в мотивационном профиле начинающих бодибилдеров и завершающих карьеру бодибилдеров.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Тест Мотивационный профиль» (Ш. Ричи, П. Мартин) [22].
Цель: выявление наиболее актуальных потребностей личности как факторов мотивации трудовой деятельности. С помощью методики можно выявить потребности и стремления работника и сформировать представление о его мотивационных факторах. Опросник содержит 33 вопросы и несколько вариантов ответов. Испытуемому предлагается распределить 11 баллов по каждому вопросу в зависимости от значимости варианта ответа. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики. Большое количество баллов, присужденных какому-либо фактору, свидетельствует о его высокой значимости, малое количество баллов указывает на низкий уровень потребности относительно других факторов (Приложение А).
2. Методика «Диагностика мотивации достижения» (А. Мехрабиан) [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что в советской психологии мотивация профессиональной деятельности рассматривается как действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с ней. В западной психологии концепции мотивации профессиональной деятельности подразделяются на содержательные, рассматривающие потребности как внутренние побуждения, активизирующие деятельность субъекта, и на процессуальные, изучающие поведение субъекта, детерминированное потребностями и внешним стимулированием. Под мотивацией профессиональной деятельности мы понимаем систему личностных диспозиций, побуждающих, направляющих и регулирующих деятельность субъекта в сфере труда.
Структура каждого конкретного мотива состоит из трех блоков: потребностного, включающегося биологические, социальные потребности и долженствование; блоку внутреннего фильтра, который включающего предпочтение по внешним признакам, предпочтение внутреннее, декларируемый и недекларируемый нравственный контроль, оценкиц своих возможностей и своего состояния в данный момент, учет условий своих достижения своих целей, целевой блок, включающий потребностную цель, опредмеченное действие и сам процесс удовлетворения потребности. Критериями классификации мотивов выступают: содержание потребностей, отношение к выполняемой деятельности, социальные установки, осознанность, длительность, притязаний. По критерию уровня притязаний мотивы подразделяются на: мотивы достижения успеха и избегания неудач.
Факторами формирования мотивации профессиональной деятельности являются: содержательные характеристики трудовой деятельности, успехи и достижения работника в труде, перспективы профессионального и карьерного роста, признание коллег, руководства, значимых близких, возможность профессиональной подготовки к определенному роду труда, удовлетворенность трудом, индивидуально-психологические особенности, характер социокультурной среды, условия труд, отношения в коллективе.
1. Афанасьев, В. Г. Особенности личности спортсменов высокой квалификации / В. Г. Афанасьев // Азимут научных исследований. Педагогика и психология. – 2019. – № 2 (27). – С. 291-293.
2. Бондаренко, И. Н. Личностные детерминанты процессуальной мотивации трудовой деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. Н. Бондаренко. – М., 2010. – 25 с.
3. Буянова, М. В. Социально-психологические факторы мотивации достижения : автореф. дис. … канд. психол. наук / М. В. Буянова. – Санкт-Петербург, 2004. – 18 с.
4. Горбушина, А. В. Структура мотивации профессиональной деятельности : метасистемный подход / А. В. Горбушина // Вестник Вятского государственного университета. – 2011. – № 1. – С. 138-140.
5. Григорович, Е.С. Физическая культура / Е. С. Григорович, В. А. Переверзев. – Минск:Высш. шк., 2014. – 350 с.
6. Данилова, Н. В. Спортивная психология. Проблемы мотивации в спортивной деятельности / Н. В. Данилова, О. А. Яндукина // Наука и образование: новое время. – 2019. – № 1 (30). – С. 523-526.
7. Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М., 2002. – C. 98-102.
8. Занковский, А. Н. Организационная психология / А. Н. Занковский. – М. : Флинта, 2002. – 648 с.
9. Занюк, С.С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С.С. Занюк. – Киев: Ника-Центр, 2001. – 352 с.
10. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2016. – 352 с.
11. Ильинский, С. В. Особенности мотивации спортсменов в различных видах спорта / С. В. Ильинский // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2013. – № 1. – С. 75-84.
12. Когдин, А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом / А. А. Когтин // Основы экономики, управления и права. – 2012. – № 4. – С. 80-83.
13. Коломейцев, Ю. А. Социальная психология спорта / Ю. А. Коломейцев. – Мн. : БГПУ, 2004. – 264 с.
14. Магрупов, И. Р. Социализация личности в области спорта / И. Р. Магрупов // Вестник современных исследований. – 2017. – № 1-1. – С. 82–87.
15. Марчибаева, У. С. Влияние спортивной деятельности н психику спортсменов / У. С. Марчибаева, А. Б. Мейрманов // Проблемы совершенствования физической культуры, спота и олимпизма. – 2016. – № 1. – С. 137-145.
16. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури ; пер. с англ. – М. : Дело, 1994. – 701 с.
17. Мирсаетова, А. А. Мотивация достижения успеха личности: психологический аспект / А. А. Мирсаетова// Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 5. – С. 56-59.
18. Озерникова, Т. Г. Исследование трудовой мотивации с позиций системного подхода / Т. Г. Озерникова // Известия Байкальского гос. ун-та. – 2002. – № 2. – С. 1-10
19. Пилоян, Р. А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 104 с.
20. Сотникова, А. В. Профессиональная мотивация как предмет социологического анализа / А. В. Сотникова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2010 – № 3. – С. 118–123.
21. Стрельцова, В. А. Формирование эффективной мотивации труда для обеспечения устойчивого развития предприятия / В. А. Стрельцова // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2015. – № 8. – С. 23-26.
22. Тест «Мотивационный профиль» // Управление мотивацией / Ш. Ричи, П Мартин; пер. с англ.; под ред. Е. А. Климова. – М., 2004. – 399 с.
23. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – М. : Смысл, 2003. – 860 с.
24. Хэлворсон, Х. Г. Психология мотивации. Как глубинные установки влияют на наши желания / Х. Г. Хэлворсон, Т. Хиггинс. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 272 с.
25. Шмаков, А. Г. Мотивация трудовой деятельности как фактор управляющего воздействия на результат труда персонала / А. Г. Шмаков, А. В. Топоркова // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2013. – № 3. – С. 103-106.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблицы по методикам
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты