ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННО ПРАВА КАЖДОГО НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА
1.1 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА КАЖДОГО НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА
1.2 ПРАВО КАЖДОГО НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД
2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВА КАЖДОГО НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА
2.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА КАЖДОГО НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА
2.2 РОЛЬ ОВД В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРАВА КАЖДОГО НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Вaжным ycлoвиeм cyщecтвoвaния личнocти в coвpeмeннoм oбщecтвe являeтcя пpиcyтcтвиe y нee единого кoмплeкca пpaв и oбязaннocтeй, зaкpeплeнныx нopмaми пpaвa.
Oттaлкивaяcь от cлoжившeйcя нopмaтивнo-пpaвoвoй бaзы в oблacти пpaв чeлoвeкa и ee дeйcтвий в иx зaщитe и oбecпeчeнии, a тaкжe cиcтeмнocти ee пpимeнeния в мeждyнapoдныx oтнoшeнияx pядa гocyдapcтв, cлeдyeт oтмeтить мeждyнapoднo-пpaвoвыe cтaндapты, вoзникшиe в этoй oблacти.
В основном вce мeждyнapoднo-пpaвoвыe нopмы в oблacти пpaв и cвoбoд чeлoвeкa называют мeждyнapoднo-пpaвoвыми cтaндapтaми [1, с. 93].
Дaнный тepмин oxвaтывaет вecьмa нeoднopoдныe нopмы, тaкиe, кaк пpaвилa мeждyнapoдныx дoгoвopoв, peзoлюций, пoлитичecкиx дoгoвopeннocтeй, (нaпpимep: Зaключитeльный aкт Coвeщaния пo бeзoпacнocти и coтpyдничecтвy в Eвpoпe, Coглaшeниe o coздaнии Coдpyжecтвa Нeзaвиcимыx гocyдapcтв, Дeклapaция o coздaнии Шaнxaйcкoй opгaнизaции coтpyдничecтвa, мeждyнapoдныe oбычaи и дp.).
Oднaкo, главным вопросом, cтoящим пepeд мeждyнapoдным cooбщecтвoм, является пpoблeмa cooтнoшeния мeждyнapoднoгo и внyтpигocyдapcтвeннoгo пpaвa.
В нacтoящee вpeмя, пoжaлyй, oнa пpиoбpeлa ocoбyю ocтpoтy и aктyaльнocть в cвязи c pacшиpeниeм cфepы дeйcтвия, ycлoжнeниeм cтpyктypы, a тaкжe диффepeнциaциeй cyбъeктoв мeждyнapoдныx oтнoшeний [2, с. 76].
Значение международно-правового регулирования в данной сфере заключается в том, что оно обеспечивает баланс интересов государств в области регулирования миграционных процессов и, тем самым, гуманизирует законодательную и правоприменительную практику национальных государств, способствуя тому, что трансформированное в национальное законодательство положение о признании высшей ценностей человека, его прав и свобод приобретает характер действительного конституционного императива, непреложного принципа в организации и деятельности современного государства.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННО ПРАВА КАЖДОГО НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА
1.1 Международно-правовые основы права каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства
Изучение консолидации свободы передвижения должно начаться с Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая была принята 4 ноября 1950 года и была принята постепенно. Кроме того, было принято четырнадцать протоколов, дополняющих и вносящих в него поправки. Европейская конвенция является старейшим международным соглашением, цель которого - обеспечить соблюдение прав человека. Он действует для государств, которые его ратифицировали. В отдельных случаях они должны вносить изменения в свое законодательство и практику для выполнения своих обязательств.
Международно-правовые акты ориентированы на возможность осуществления прав, в частности права на свободу передвижения, выбора места жительства для лиц, законно проживающих на территории государства, то есть лиц, зарегистрированных с миграцией или зарегистрированных [3].
Эти страны в настоящее время являются частью Шанхайской организации сотрудничества. Поэтому необходимо обратиться к практике правового регулирования отношений в сфере реализации права на свободу передвижения, выбора места пребывания и проживания в рамках этой организации.
ШОС действует на основе «Декларации об учреждении Шанхайской организации сотрудничества» от 15.06.2001, в которой уделяется внимание вопросу свободы передвижения, в частности, миграционным процессам: «ШОС отдает приоритет региональным безопасности и предпринимает все необходимые усилия для ее обеспечения ... в соответствии с которой будут разработаны соответствующие многосторонние документы о сотрудничестве в пресечении незаконного оборота оружия и наркотиков, незаконной миграции и других видов преступной деятельности. [5, с. 27-29]. На основании «Устава Шанхайской организации сотрудничества» от 07.06.2002 г. основными целями и задачами ШОС являются: «... совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконный оборот наркотиков и оружия, другие виды транснациональной преступной деятельности, а также нелегальная миграция »[6].
2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВА КАЖДОГО НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА
2.1 Государственные гарантии обеспечения права каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства
Для рассмотрения темы конституционных гарантий права на свободу передвижения необходимо иметь понимание того, что такое гарантии в целом и конституционные гарантии в частности.
Конституционные гарантии — конституционно-правовые нормы, обеспечивающие защиту прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Как и юридические, они делятся на общие и специальные. К общим относятся гарантии, обеспечивающие все права и свободы, а к специальным — конкретное право или свободу. Одним из неотъемлемых прав человека является право на свободу передвижения, закрепленное в ст. 2 «Свобода передвижения» Протокола 4 от 16 сентября 1963 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в конвенцию, и первый протокол к ней» (далее — Конвенция). Опираясь на выбранное понятие конституционных гарантий, определим конкретные конституционно-правовые нормы, гарантирующие право на свободу передвижения.
В статье 46 содержатся нормы, гарантирующие судебную защиту, в том числе в межгосударственных органах по защите прав и свобод человека. Гарантия судебной защиты — это очень важный институт. Фактически только судебная защита дает возможность восстанавливать нарушенные права.
Статья 55 Основного закона устанавливает запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, а также вводит ограничения на возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конвенция о статусе беженцев 1951г. и Протокол, касающийся статуса беженцев 1967г. являются основными универсальными актами международного права по защите прав беженцев. Конвенция 1951 года определила понятие «беженец», конкретизировала основания приобретения и содержание его правового статуса. Указанный документ предусматривает возможность высылки беженцев в интересах государственной безопасности, одновременно закрепляет практику «невыдворения» их в государство, из которого они бежали, опасаясь преследования.
Международная организация труда (далее – МОТ) приняла несколько документов, определяющих обязательства стран-участниц по защите прав трудящихся-мигрантов. В частности, Конвенция о работниках-мигрантах (пересмотрена в 1949 году) (№ 97)16 гарантирует им условия жизнедеятельности такие же благоприятные, которыми пользуются граждане государства, принимающего мигрантов. Они касаются обеспечения трудовых, жилищных прав, права на судебную защиту и некоторых других. Основанием их предоставления является законность пребывания таких работников на территории иностранного государства (ст.6). Приложениями к названному документу определяются также порядок трудоустройства и условия труда названной категории лиц. Кроме того, Конвенция впервые устанавливает общий запрет на совершение действий, способствующих тайной и незаконной иммиграция (ст. 8 Приложения I, ст. 13 Приложения II). При этом документ не содержит рекомендаций по криминализации конкретных правонарушений, с ней связанных.
Другой документ МОТ, Конвенция №189 о достойном труде домашних работников17 2011 г., определяет основы деятельности частных агентств занятости, которые принимают на работу работников, в том числе мигрантов, предписывает государствам – участникам принять все необходимые и надлежащие меры, чтобы обеспечить защиту работников, которые наняты частными агентствами и исключить злоупотребления с их стороны (ст.15).
1. Филaтoв A.В. Opгaнизaциoннo-пpaвoвыe ocнoвы и иcтopичecкиe ocoбeннocти oбecпeчeния cвoбoды пepeдвижeния и cвoбoды выбopa мecтa житeльcтвa в Poccии: диc. … кaнд. юp. нayк: 12.00.01. М., 2003.
2. Бepeзoвcкaя E.В. Мeждyнapoднoe и внyтpигocyдapcтвeннoe пpaвoвoe peгyлиpoвaниe. Пpoблeмы cooтнoшeния // Вecтник Кaзaнcкoгo юpидичecкoгo инcтитyтa МВД Poccии. 2012. № 8.
3. Протокол № 4 Европейской Конвенции от 16 сентября 1963г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989.
4. «Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (Заключено в г.Ташкенте 17.06.2004) // Бюллетень международных договоров. 2008. № 7.
5. «Декларации глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества» (Принята в Астане 05.07.2005) // СПС КонсультантПлюс.
6. «Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах» (заключено в г. Ташкенте 02.11.2007) // Бюллетень международных договоров. 2014. № 10.
7. «Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с преступностью” (Заключено в г. Ташкенте 11.06.2010) // Бюллетень международных договоров. 2013. № 2.
8. «Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок» (Вместе с «Маршрутами и пунктами пропуска через государственные границы…», «Разрешениями…», «Кругом ведения Совместной комиссии…») (Заключено в г. Душанбе 12.09.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 25.12.2017.
9. Прудникова Т.А. Административно-правовое регулирование миграционных процессов (современность и перспективы): автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2016.
10. International Labour Organization, ILO global estimates on migrant workers: results and methodology (Geneva, 2015).
11. The legal problems of forced migration: a comparative and legal analysis illustrated by the European Union countries and Russia. Kirillova E.A., Suslikov V.N., Tsokur E.F., Zenin S.S., Zul'fugarzade T.E.D. Man in India. 2016. Т. 96. № 10. С. 3561-3571.
12. Актуальные проблемы корпоративного управления: отечественная практика и зарубежный опыт : монография / отв. ред. О.А. Князев — Москва: ИД «Международные отношения», 2018. — 866 с. : табл. ил.
13. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (Принята резолюцией 40/144 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 1985 года)//Действующее международное право. Т.1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 255 259.
14. Декларация по итогам диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии, принятая резолюцией 68/4 Генеральной Ассамблей 3 октября 2013 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/migrationdevelop.shtml
15. Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства: учебное пособие / отв. ред. А.А. Михеев. М.: ИНФРА-М, 2018.
16. Кириллова Е.А., Павлюк А.В. Гражданскоправовые аспекты оптимизации трансграничного наследования бизнеса // Проблемы экономики и юридической практики. 2017 № 6.
17. Конвенция Международной организации труда № 189 о достойном труде домашних работников (Женева, 16 июня 2011 г.). Конвенция вступила в силу 5 сентября 2013 г. URL:http://www.ilo.org
18. Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблема теории и практики. М., 2015 г. С. 53-55.
19. Международный пакт о граҗданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) Пакт открыт для подписания, ратификации и присоединения 16 декабря 1966 г. резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН. Вступил в силу 23 марта 1976 г. СССР подписал настоящий Пакт 18 марта 1968 г. Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. №4812-VIII. Пакт вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г.// Ведомости Верховного Совета СССР. 1976г.№17. Ст. 291
20. Нью-Йоркская декларация о беҗенцах и мигрантах, принятая резолюцией Генеральной Ассамблей 19 сентября 2017 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/instruments/docs_ru.asp