Введение
1 Теоретические основы организации самостоятельной работы на уроках английского языка
1.1 Самостоятельная работа учащихся при обучении иностранному языку
1.2 Самостоятельная работа, её сущность, содержание
1.3 Классификация видов и форм самостоятельной работы. Преимущества и недостатки видов и форм самостоятельной работы
1.4 Предпосылки развития учебной самостоятельности учащихся
2 Практические особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка
2.1 Методика организации самостоятельной работы на уроках английского языка
2.2 Практическое применение методов активизации самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка
2.3 Средства и методы, способствующие развитию навыков самостоятельной работы учеников по иностранному языку
Заключение
Список использованных источников
Введение
Самостоятельная работа учащихся направлена на развитие личного потенциала, независимого мышления учащихся. На сегодняшний день под влиянием процесса трансформации требований к будущим специалистам, происходят изменения в процессе образования. Все более востребованными становятся специалисты, обладающие независимым мнением, способностью быстрого принятия решений, нестандартного подхода к достижению целей.
Именно самостоятельная работа является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины в овладении методами познавательной деятельности, она вырабатывает у обучаемого психологическую установку на самостоятельное пополнение знаний и выработку умения ориентироваться в потоке различной информации при решении разных задач.
Исследование и изучение самостоятельной работы учащихся представляет собой большой интерес в формировании индивидуально-независимой личности, стремящейся к саморазвитию, дисциплине. Особенно в старших классах, когда завершается стадия школьного образования.
Исследования и работы, посвященные самостоятельной работе учащихся, и по сегодняшний день остаются актуальными в отечественной педагогической теории и практике.
Современный стандарт образования регламентирует такие сроки и объем изучения информации, что того количества часов, которое отведено на изучение предмета явно недостаточно. В связи с этим возникает необходимость организации самостоятельной работы учащихся.
Целью организации самостоятельной работы учащихся является не только получение дополнительного времени во время проведения работы вне класса, но также научение осуществлять максимально эффективную когнитивную деятельность, что сделает обучение более результативным.
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Использование методов самостоятельной работы способно обеспечить максимальную эффективность процесса обучения.
Объект исследования – самостоятельная работа на уроках иностранного языка.
Предмет исследования – методика организации самостоятельной работы на уроках английского языка.
Цель исследования – описать методику организации самостоятельной работы на уроках английского языка.
На основании поставленной цели нами были определены следующие задачи исследования:
1 Теоретические основы организации самостоятельной работы на уроках английского языка
1.1 Самостоятельная работа учащихся при обучении иностранному языку
Эффективность обучения в общем, также как и обучения иностранным языкам, немыслимы без интенсивности в самостоятельной работе обучающихся. Роль самостоятельной работы обучающихся в равной степени важна, как и аудиторные занятия, поэтому можно утверждать, что активизация самостоятельной деятельности обучающихся является важнейшим компонентом обучения иностранным языкам.
Опираясь на исследования В.В. Краевского, мы отметили, что самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся при обучении иноязычной речевой деятельности, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.
Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении педагогом готового материала. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления, а также позволяет прожить учебную ситуацию и пропустить её через себя, приобрести индивидуальный практический опыт. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у обучающихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
Систематизированная и спланированная самостоятельная учебная и внеучебная деятельность на протяжении определённого временного периода помогает выработать у обучающихся более устойчивые навыки самостоятельной работы. Результатом спланированной самостоятельной учебной деятельности является более продуктивная и менее затратная по времени работа обучающихся над заданиями, примерно одинаковыми по уровню сложности и объёму [1].
Всё вышеперечисленное помогает оптимизировать образовательный процесс, сделать его более эффективным, с точки зрения повышения темпов изучения образовательной программы, расширения временных рамок для выполнения исследовательских, экспериментальных и практических работ, а также уделить достаточное количество времени на творческое развитие обучающихся.
2 Практические особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка
2.1 Методика организации самостоятельной работы на уроках английского языка
При обучении педагоги должны опираться на основные общедидактические принципы обучения, составляющими педагогическую основу обучения иностранным языкам.
В нашем исследовании мы будем основываться на определении общедидактических принципов, которое в своих научных трудах дал М.А. Данилов. Учёный утверждает, что общедидактическими принципами являются основные положения, определяющие формы, методы, а также их содержание, раскрывающие и подтверждающие цели и закономерности процесса обучения. Именно в содержании принципов содержаться нормативные основы учебного процесса, которые описаны с опорой на их историческое происхождение [22].
В своих научных работах Э.Г Азимов и А.Н. Щукина представляют следующую классификацию общедидактических принципов:
- Принцип воспитывающего обучения находит свое воплощение в формировании мировоззрения учащихся, овладении ими нравственными нормами поведения, в развитии умственных способностей учащихся, формировании личности. В процессе обучения иностранному языку этот принцип проявляется в содержании учебного материала и методах обучения, призванных развивать у обучающихся личностные качества, входящие в учебную компетенцию, уважение к культурам других народов, толерантность.
- Принцип сознательности, который характеризуется такими признаками, как использование языкового мышления обучающихся, осознание стоящих перед ними задач, опора на самостоятельный поиск решений и логическое мышление, включение знаний в содержание обучения. Данная информация должна способствовать сознательному пониманию фактов, определений, законов, глубокому пониманию, осмыслению выводов, обобщений с умением правильно выражать свои мысли в речи. Реализация этого принципа в обучении означает также сознательное отношение обучающегося к самому процессу обучения, что предполагает овладение приемами самостоятельной работы. Применительно к самостоятельной работе по развитию иноязычной речевой деятельности, реализация данного принципа способствует применению элементов самостоятельного поиска и подбора информации.
- Принцип активности подразумевает под собой использование и максимальная активизация психических процессов обучающегося, внимания, мышления, памяти и воли, что необходимо для осознания и понимания, а также порождения речи на изучаемом языке, как письменной, так и устной. Основными источниками активности являются цели, мотивы, желания и интересы. Знания, умения и навыки формируются в процессе активной умственной работы учащихся, в основе которой лежит сочетание речевой иноязычной деятельности и мышления.
Заключение
Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении педагогом готового материала. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления, а также позволяет прожить учебную ситуацию и пропустить её через себя, приобрести индивидуальный практический опыт. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у обучающихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
Нами было изучено понятие самостоятельной работы учащихся. Мы выявили, что это многокомпонентное и сложное явление, которое включает в себя такие элементы, как самоактивация, самоорганизация, саморегуляция, самоконтроль. Эффективность такой работы во многом определяется профессионализмом преподавателя и стремлением учащегося к осуществлению такого рода деятельности. Самостоятельная работа необходима для формирования высококультурной и высокоинтеллектуальной личности.
Набор заданий для самостоятельной работы обучающихся должен обеспечивать возможность совершать индивидуальный выбор и определять объём материала, направленного на достижение цели образовательного процесса. Также необходимо отметить, что задания, предназначенные для самостоятельной работы, подразумевают под собой активное участие обучающихся и творческий характер из деятельности, стимулирование и мотивацию на поиск новых неординарных решений. Именно поэтому, овладение приемами самостоятельной работы является обязательным условием развития навыков самообразованияпри обучении иностранному языку.
Для слаженного развития самостоятельности у обучающихся нужно присутствие обусловленных предпосылок, которые, все же, не дают гарантию на благополучное развитие у подрастающего человека данного качества. Вот зачем необходима полноценная учебная деятельность, в которой складывается комплекс всевозможных умений.
Для более чёткой систематизации и преобразования педагогического процесса необходимо разработать методику, направленную на целенаправленное обучение письму и говорению обучающихся старшего звена, с учётом их возрастных особенностей.
1. Краевский, В.В. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский. - М.: Академия, 2007. - 352 с.
2. Чеботарева, Е.С. Информационные технологии в развитии самообразовательной компетентности студентов / Е.С. Чеботарева // Вестник Московского городского педагогического. - 2008. - № 16. - С. 185-186.
3. Коряковцева, Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей / Н.Ф. Коряковцева. - М.: АРКТИ, 2002. - 175 с.
4. Реан, А. А. Психология адаптации личности: анализ, теория, практика / А.А. Реан. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 352 с.
5. Ятаева, Е. В. Учебный глоссарий как средство развития учебной иноязычно-лексической компетенции в профессиональном языковом образовании: дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Ятаева. - Екатеринбург, 2007. - 297 с.
6. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов. - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
7. Миролюбов, А.А. Общая методика обучения иностранным языком / А.А. Миролюбов. - М: Просвещение, 2005. - 464 с.
8. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М. : Академия, 2001. — 448 с.
9. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
10. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие / Г.С. Абрамова. — М : Академия, 1999. — 672 с.
11. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М. : Просвещение, 1991. — 222 с.
12. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. М., 2004 — 223 с.
13. Корнилов, К.Н. О самостоятельной работе студентов в вузах / К.Н. Корнилов // Советская педагогика. - 1945. - № 3. - С. 13-15.
14. Конышева, А.В. Групповой метод обучения при организации самостоятельной работы студентов по методике // Новые технологии в современном процессе обучения. - Новополоцк, 2003. - С. 126-138.
15. Абасов, З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов / З. Абасов // Высшее образование в России. - 2007. - № 10. - С. 81-84.
16. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. / Л.С. Выготский. – Москва: Просвещение, 1967. – 92 с.
17. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк - М.: Просвещение, 2004. – 128 с.
18. Горностаева, З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности / З.Я. Горностаева // Открытая школа. - 1998. - № 2. – С. 31-34
19. Российская педагогическая энциклопедия; В 2 т. Т.1 / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2011. – 608 с.
20. Жарова, Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся: Учеб. пособие / Л. В. Жарова. - Л.: ЛГПИ, 1982. - 75 с.
21. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
22. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 54-62.
23. Горбатенко, О. Инглекс: он-лайн школа английского языка [http://englex.ru/] - URL: http://englex.ru/ege-m- english/ (дата обращения: 01.04.2020).
24. Гиниатуллин, И. А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете: учеб.пособие к спецкурсу И.А. Гиниатуллин. - Свердловск, 1990. - 95 с.
25. Ариян, М. А. Современные технологии обучения иностранным языкам в школе: учебное пособие / М.А. Ариян. - Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2013. – 113 с.
26. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М., 2002. – 528 с.
27. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
28. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
29. Методики обучения английскому языку [Электронный ресурс] // онлайн сервис по изучению английского: [сайт]. URL: https://lim- english.com/posts/metodiki-obycheniya-angliiskomy-yaziky
30. Громцева, А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / А.К. Громцева. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.