ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1. ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ
2.2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследований эмоционального интеллекта объясняется давним интересом психологов и философов к проблеме соотношения эмоциональной и познавательной сфер психики. Различие этих сфер продуктивно для науки, но в человеческой жизни они не разделимы. В любой момент человеческой жизнедеятельности работают как когнитивные, так и эмоциональные процессы.
Эмоциональный интеллект как предмет социально-психологического исследования является сравнительно новым, малоизученным феноменом. Он признаётся во всем мире всё большим количеством исследователей. Значимость и необходимость развития составляющих эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту индивида и воздействующих на его успешность в жизни, также неопровержимы.
Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным» и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает одно из ведущих мест в психологии. В последнее время интерес к проблеме эмоционального развития существенно вырос. Эмоциональные нарушения, появляющиеся в этот период, имеют далеко идущие последствия. Многократно демонстрируется связь эмоционального неблагополучия с неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми.
Наиболее разработана тема эмоционального интеллекта в рамках зарубежной психологии. Теория эмоционально–интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо, теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена, не когнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Барона, представляют интересные решения многих теоретических и практических проблем эмоционального интеллекта. Г.Г. Гарскова, И.Н. Андреева, Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, О.И. Власова, Г.В. Юсупова, М.А. Манойлова, Т.П. Березовская, А.П. Лобанов, A.C. Петровская.
Проблема исследования сводится к тому, что в современном обществе недостаточно изучены методы развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. В настоящее время большинство работ посвящено изучению эмоционального интеллекта уже состоявшейся, зрелой личности. Однако в подростковом возрасте наблюдаются существенные перемены в интеллектуальной, эмоциональной сферах личности, которые требуют психологического сопровождения, коррекции и целенаправленного развития.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. Эмоциональный интеллект и его характеристики
Для того чтобы подойти к определению эмоционального интеллекта, предстоит в первую очередь определиться с понятием «интеллект». В психологии интеллект определяется как качество психики человека, которое выражается в способности человека приспособиться к вновь возникающим обстоятельствам, высокий уровень обучаемости, способность понимать абстрактные концепции, употреблять и использовать их. Помимо того, это еще и, в общем смысле, влечение к постижению и решению трудностей, которое связывает в себе все способности человека познавательного характера: мышление, память, воображение, восприятие, ощущение [14].
Изучение феномена эмоционального интеллекта в большей степени лежало в области общей психологии и физиологии [26], но в настоящее время существует необходимость изучения социальных аспектов эмоционального реагирования, а также анализ того, каким образом соотносятся знания человека в рамах культуры эмоций с реальными переживаниями. Безусловно, многие психологи в настоящее время детально занимаются данной проблематикой, как в рамках клинической психологии, так и социальной. Говоря об изысканиях в рамках клинической психологии, мы можем отметить определенный интерес в установлении связи между теми или иными эмоциями и интеллектом при различных расстройствах, таких как депрессия, психопатия, дистимия, булимия, анорексия и другие [3].
В рамках социальной психологии, а в частности организационной, огромный интерес уделяется изучению связи эмоционального интеллекта с различными характеристиками лидера и руководителя, рабочих групп, эмоциональной гибкости и другие [28].
Идеи о прочной связи эмоций и интеллекта, изначально развивались в рамках философских и религиозных учений. Представители античной философии, такие как Платон и Сократ, считали, что разум стоит выше, чем эмоции, и выступает в роли контролера над ними. Эмоции в свою очередь представлялись примитивными и сравнивались чувствами голода, любви и т.п. Более полное представление о связи интеллекта и эмоций развивал Аристотель, который особое внимание уделял эмоциям страха и гнева. Аристотель считал, что данные эмоции в большей степени подчиненны разуму и напрямую связаны с этическими целями каждого человека. Так, гнев представляется как естественная реакция на давление из вне, провокацию, презрение. Таким образом, роль интеллекта, заключается в оценке стимулов, которые вызывают гнев. Отсюда возникают основания того, что при изменении оценки стимула и интерпретации воздействующих эмоциогенных ситуаций, существует возможность контролировать и управлять эмоциями. В дальнейшем идеи Аристотеля развивались представителями стоицизма, которые считали, что когнитивная оценка стимулов может бы как правильной, так и не правильной, таким образом, источник эмоций лежит во влиянии ошибочных суждений [13].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1. Проявление эмоционального интеллекта у подростков
Огромное количество работ посвящено психологическим аспектам становления личности подростка. В этом периоде окончательно формируется интеллектуальный аппарат, что делает возможным осмысленное конструирование своего личного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей [22].
Установлено, чем старше становятся дети, тем лучше они начинают идентифицировать свои эмоции. В подростковом возрасте границы «эмоциональных» понятий становятся более четкими. У подростков зафиксировано существенное расширение словаря эмоций по мере взросления и увеличение числа параметров, по которым различаются эмоции. Известно, что в подростковом возрасте любые события переживаются более ярко и интенсивно по сравнению не только со взрослыми, но и с детьми. Это касается, как и положительных, так и отрицательных эмоций. Подросток может чувствовать себя абсолютно счастливым, но малейшая расстраивающая его ситуация может привести его к тому чувству, что он ужасно несчастен. Эти состояния неудержимой радости и глубокого отчаяния могут часто сменять друг друга. Подобный всплеск в эмоциональной жизни подростков многочисленные авторы связывают с балансом двух основных видов нервных процессов - возбуждения и торможения [5].
В подростковом возрасте общее возбуждение нарастает, а все виды торможения ослабевают. Получается, что одни и те же жизненные события вызывают у подростков более яркий эмоциональный отклик, чем у взрослых и успокоится им гораздо труднее. Все чувства и эмоции подростков в большей части относятся к их внутренней жизни. Даже в самых откровенных разговорах подростки зачастую рассказывают не обо всех своих переживаниях.
Одна из значительных особенностей эмоциональной сферы подростков возможность сосуществования эмоций и чувств, противоположных друг другу. Например, подростки могут кого-то любить и ненавидеть одновременно, при этом два этих чувства могут быть искренними [21].
Эмоции, как правило, делят на положительные и отрицательные. Данные эмоциональные переживания полезные, ведь они помогаю человеку регулировать свое поведение, и наполняют его жизнь личностным смыслом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение феномена эмоционального интеллекта в большей степени лежало в области общей психологии и физиологии, но в настоящее время существует необходимость изучения социальных аспектов эмоционального реагирования, а также анализ того, каким образом соотносятся знания человека в рамах культуры эмоций с реальными переживаниями. Безусловно, многие психологи в настоящее время детально занимаются данной проблематикой, как в рамках клинической психологии, так и социальной. Говоря об изысканиях в рамках клинической психологии, мы можем отметить определенный интерес в установлении связи между теми или иными эмоциями и интеллектом при различных расстройствах, таких как депрессия, психопатия, дистимия, булимия, анорексия и другие.
На постсоветском пространстве представлено большое количество работ современных исследователей, которые в той или иной степени изучали связь эмоций и интеллекта. Исследования направлены на изучения роли эмоций в профессиональной деятельности, образовании, социальном взаимодействии, развитии личности.
Подростковый возраст является самым сложным периодом из всех детских возрастов. Подростковый период развития, будучи по своему содержанию переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.
В подростковом возрасте общее возбуждение нарастает, а все виды торможения ослабевают. Получается, что одни и те же жизненные события вызывают у подростков более яркий эмоциональный отклик, чем у взрослых и успокоится им гораздо труднее. Все чувства и эмоции подростков в большей части относятся к их внутренней жизни. Даже в самых откровенных разговорах подростки зачастую рассказывают не обо всех своих переживаниях. Подростковый возраст является периодом, когда межличностное общение становится особенно значимым и приобретает статус ведущего типа деятельности. Эффективное осуществление всех составляющих общения в большей мере основывается на эмоциональном интеллекте – способности человека понимать, адекватно выражать свои эмоции и воспринимать эмоции партнера по общению, включать эту информацию в общий контекст межличностного взаимодействия. Начинает формироваться эмоциональный интеллект еще в дошкольном возрасте и в подростковый период эта интегральная способность приобретает особый смысл.
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие / В.А. Аверин. - СПб: Михайлова, 1998. - 379 с.
2. Андреева, И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция, 26–27 ноября 2004 года, Смоленск: в 2 ч. – Ч. 1. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. – С. 22.
3. Березовская, Т.П. Психологические особенности эмоционального интеллекта старшеклассников / Т.П. Березовская // Когнитивная психология ; под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. – Мн. : БГПУ, 2006. – С. 16–20.
4. Бородин, С.В. Социальные отклонения / С.В. Бородин. - М: Юрид. лит.,1989. - 368 с.
5. Вахрушева, Л.Н. Выраженность структурных и качественных характеристик эмоционального интеллекта на этапе юности и ранней взрослости : дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Л.Н. Вахрушева. – М., 2011. – 202 с.
6. Гилинский, Я.И. Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения / Я.И. Гилинский, B.C. Афанасьев. - СПб: Юридический центр Пресс, 1993. - 167 с.
7. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман ; пер. с англ. – М. : Альпина Паблишер, 2016. – 188 с.
8. Грибанова, Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков / Г.В. Грибанова, К.С. Лебединская, М.М. Райская. - М: Педагогика, 1998. - 168 с.
9. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2016. -224 с.
10. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – Питер, 2007. – 464 с.
11. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 634 с.
12. Копытин, А.И. Теория и практика арт- терапии: учеб. пособие / А.И. Копытин.- СПб.: Питер, 2012.- 368 с.
13. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : популярное пособие для родителей и педагогов / Н. Л. Кряжева. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 208 с.
14. Кузнецова, К. С. К вопросу о формировании эмоционального интеллекта / К. С. Кузнецова. – Саратов, 2012. – 207 с.
15. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - Л:Медицина,1983. - 256 с.
16. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования ; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36.
17. Люсин, Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004. – С. 129–140.
18. Максименя, С.А. Влияние семьи на процесс формирования личности подростков с девиантным поведением / С.А. Максименя // Адукацыя i выхаванне. - 2008. - № 6. - С. 33-37.
19. Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Г.М. Мануйлов, В.В. Козлов, Н.П. Фетискин. - М: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 362 с.
20. Мухина, В. С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М: Академия, 1997. - 456 с.
21. Носенко, Е. Л. Эмоциональный интеллект : концептуализация феномена: основные функции : монография / Е. Л. Носенко, Н. В. Коврига. – Київ : Вища школа, 2003. – 126 с.
22. Ольшанникова, А.Е. Эмоции и воспитание / А.Е. Ольшанникова. – М. : Знание, 1983. – 80 с.
23. Психология человека от рождения до смерти / под общей редакцией А.А. Реана. - СПб: АСТ, 2014. - 656 с.
24. Реан, A.A. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб: Питер, 2011. - 676 с.
25. Робертс, Р. Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р. Д. Робертс // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – № 4. – С. 3-26.
26. Санникова, О.П. Эмоциональность в структуре личности / О.П. Санникова. – Одесса: Хорс, 1995. – 334 с.
27. Семаго, М. М., Организация и содержание деятельности психолога специального образования : методическое пособие / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго – М. : АРКТИ, 2005. – 336 с.
28. Сергиенко, Е.А. Адаптация теста Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» на русскоязычной выборке / Е.А. Сергиенко [и др.] // Психологический журнал. – 2010. – Т.31. – №1. – С. 55–73.
29. Слепкова, В. И. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга / В. И. Слепков // Актуальные проблемы кризисной психологии : Сб. науч. тр. – Минск, 1997. – С. 130-139.
30. Степанов, И.С. Психологические факторы становления эмоционального интеллекта / И.С. Степанов // Вестник ЮУрГГПУ. - 2012. - №11. – С. 17-19.
31. Хлевная, Е. А. Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта / Е. А. Хлевная, В. А. Штроо, Т. С. Киселёва // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 3. – С. 50-60.
32. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2002. – 341 с.
33. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. - М: Академический Проект, 2005. - 336 с.
34. Эллис, А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход / А. Эллис. - СПб.: Сова, 2002. – 272 с.