ВВЕДЕНИЕ
Семья – это та среда, где ребенок находится в течение значительной части своей жизни. Ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей по длительности своего воздействия на личность. Поэтому в семье важную роль играет абсолютно все: и социальное положение, и уровень образования родителей, и род занятий, и сама внутрисемейная атмосфера. В настоящее время, как показывают исследования, институт семьи в нашей стране претерпевает значительные изменения. Это характеризуется «резким падением числа долгосрочных брачных отношений и числа детей, воспитываемых в стабильных, полных семьях» [13].
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что распады семей является одной из самых острых проблем в настоящее время. В современном обществе наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, в последние годы резко возрастает число детей, воспитывающиеся в семьях, где разведены родители. Жизнь и условия воспитания ребенка из неполной семьи имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в семье неразведенных родителей. Среди таких детей, есть и подростки.
Развод родителей влияет на психологическое состояние подростков. По оценкам самих подростков, среди жизненных событий, вызывающих стресс, развод родителей стоит на 4-м месте после смерти родителей, близких родственников и друзей.
На подростке по-своему отражается развод родителей, так как в этом возрасте они становятся более восприимчивыми, чувствительными, напряженными, тревожными и т.д. Многие при этом начинают обвинять себя. Они считают, что сами не смогли чего-то сделать, для того чтобы удержать в семье любимого родителя. Ряд исследователей (Чеврениди А.А. , Фомина Л.Ю., Якушенко, Е.Г., Некрасова О. В., Аксенов М. М и др.) отмечают, что развод родителей в жизни ребенка может быть отражен на особенностях его личностного развития, самооценке, его эмоциональном самочувствии, отношении к окружающим людям.
Изучения данной проблемы свидетельствуют о травмирующей роли разрыва отношений между родителями, на личность подростка и показывают, что в течение первого года после развода, дети демонстрируют более тревожное и беспокойное, и непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из неразведенных семей.
Было проведено достаточно наблюдений, свидетельствующих о травмирующей роли развода на ребенка. Сам развод родителей вызывает у ребенка такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении (озлобленность, агрессивность ребенка) и т.п.
В научных исследованиях зарубежных психологов особое внимание отводилось в первую очередь чувствам, которые испытывает ребенок после случившегося развода родителей (ярость, чувство вины, печаль, страх), его последствиям в психическом развитии ребенка, переживаниям события развода (Ю. Валлерштейн, В. Сатир, Г.Т. Хоментаускас). Также, изучались с психоаналитической позиции особенности поведения отца после развода с супругой, значимость его присутствия для психического развития ребенка (Г. Фигдор).
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Особенности переживания детьми подросткового возраста развода родителя
Семья в XXI веке претерпевает значительные изменения. До третьей четверти прошлого столетия развод осуждался обществом, был чем-то чуждым для современников. Семья была стабильной во всех отношениях, включая ее многодетность. При непростых экономических условиях, семья была более здорова психологически, социально. Но в настоящее время бракоразводные процессы стали весьма обычным явлением. Нравственное сознание современного общества настолько искажено, что развод становится обыденной нормой [4].
По данным Белстата в 2018 году в Беларуси было 60 714 браков, при этом разводов — 33 152. В целом на 1000 браков в 2018-м пришлось 546 разводов. И если сравнить с предыдущими годами, то тенденция неутешительная. В 2017-м на 1000 браков было 483 развода, в 2016-м — 506, в 2015-м — 402, в 2014-м — 415 и в 2013-м — 414. Чаще разводятся жители городов. Например, в прошлом году на 1000 браков в городе было 570 разводов, а в деревне — 416.
Белорусы все позже женятся и выходят замуж. В 2018 году средний возраст вступления в брак у мужчин был 28,1 года, а у женщин — 26 лет. Годом ранее мужчины в среднем женились в 27,9 года, а женщины в 25,8 года.
Чаще всего женятся в Минске, и там же чаще разводятся. На 14 425 браков в столице в 2018-м по статистике приходилось 7547 разводов. По областям больше всего и браков и разводов в Минской области, а меньше всего — в Гродненской [27].
Статистика неутешительна, и тенденция разводиться при не сложившихся отношениях в браке по каким бы то ни было причинам, становится привычной для белорусов. Молодые люди, еще даже не задумывающиеся о заключении брачных отношений, уже готовы к ситуации развода, что не может не беспокоить профессионально-педагогическое сообщество, общество и государство. Развод – событие, провоцирующее выраженной степени стресс для обоих супругов. В большей степени он оказывается травматичным для супруга с отсутствием «готовности», наличием некой «психологической программы на развод». Но особенно острой и болезненной по своим последствиям и разрушительной силе эта ситуация становится для семей, в которых есть дети.
Именно семья удовлетворяет основные детские потребности и, прежде всего, в безопасности (и эмоциональной, в том числе). Именно в семье ребенок ищет поддержку, защиту, понимание. Поэтому разрушение семьи не может не влиять на психологическое благополучие как ребенка, так и подростка. Семья всегда остается актуальным предметом исследования многих наук, включая социологию, психологию, педагогику, медицину, правоведение и т.д. На сегодняшний день встречается множество определений, среди которых следует выделить наиболее простое, но емкое. «Семья – это социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [22].
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цели и задачи исследования
Цель исследования - проанализировать особенности переживания детьми подросткового возраста развода родителей.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать особенности переживания детьми подросткового возраста развода родителя;
- изучить особенности влияния развода родителей на психологическое состояние подростков;
- исследовать психологические особенности личности подростков, переживших развод родителей и воспитывающихся в полных семьях.
2.2 Методы исследования
В процессе исследования были использованы следующие методы:
- анализ научно-методической литературы;
- тестирование;
- методы математической статистики.
Анализ научно-методической литературы проводился с целью изучения проблемы исследования. Всего было проанализировано 31 литературных источника, по проблеме переживания подростками развода родителей.
Тестирование проводилось с целью анализа психологических особенностей личностей подростков.
Для изучения подростков, переживших развод родителей, было проведено исследование по методике 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла (16 ФЛО-105-С) (приложение ).
Для исследования были определены две группы детей, средний возраст которых составлял 14-16 лет. Первая группа состояла из подростков, переживших развод родителей, в количестве 30 человек. Вторая группа состояла из подростков, воспитывающихся в полной семье, в количестве 30 человек.
Данный вариант опросника Кеттелла (форма С) адаптировался с 1972 года в исследовательской группе Э.С. Чугуновой на кафедре социальной психологии ЛГУ (Ленинградский Государственный Университет) под руководством И.М. Палея сотрудниками А.Н. Капустиной, Л.В. Мургулец и Н.Г. Чумаковой [14].
Статистические методы использовались для обработки цифрового материала исследования. Нами использовался t-критерий Стьюдента — общее название для класса методов статистической проверки гипотез (статистических критериев), основанных на распределении Стьюдента. Наиболее частые случаи применения t-критерия связаны с проверкой равенства средних значений в двух выборках.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Тестирование проводилось на базе… Перед началом тестирования была озвучена инструкция где было сказано, что подросткам предлагается ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства их личности, также был сделан упор на то, что там не может быть ответов «правильных» или «ошибочных», все люди различны, и каждый может высказать свое мнение.
Реакция подростков на организацию тестирования была спокойной, негодования никто не выражал, дети проявляли интерес, попыток сопротивления к участию в тестировании обнаружено не было. Проблем в организации тестирования не было.
Форма проведения тестирования: групповая.
Оборудование: инструкция, тестовый опросник, бланк ответов.
Критерии оценивания: подсчитывается количество баллов по каждому фактору при помощи ключа.
Шкалы (факторы): замкнутость – общительность, интеллект, эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность, подчиненность - доминантность, сдержанность – экспрессивность, низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения, робость – смелость, жесткость – чувствительность, доверчивость – подозрительность, практичность – мечтательность, прямолинейность – дипломатичность, спокойствие – тревожность, консерватизм – радикализм, конформизм – нонконформизм, низкий самоконтроль - высокий самоконтроль, расслабленность – напряженность, адекватная самооценка – неадекватная самооценка.
Для эмпирического исследования нами была выбрана именно эта методику, потому что она раскрывает обширный диапазон личностных качеств, подходит для диагностики большой группы подростков, формулировка вопросов легка для понимания в подростковом возрасте.
Все факторы, рассмотренные в тесте Кеттела можно разделить на четыре группы: эмоциональные, волевые, коммуникативные и интеллектуальные качества.
Эмоциональные качества:
C - эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность;
L - доверчивость – подозрительность;
O - спокойствие – тревожность;
Q4 - расслабленность – напряженность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья – главный и незаменимый фактор формирования личности подростка. В подростковом возрасте окружение, ситуация в семье и увлечения определяют характер реализации будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональные намерения. Развод родителей оставляет неисправимый отпечаток на всей протяженности будущей жизни подростка, также его психологическом и эмоциональном состояниях. Душевное равновесие подростка, переживающего развод родителей, зависит от заново складывающихся взаимоотношений со своими родителями во время процесса развода и, соответственно, после него.
Таким образом, развод родителей – одно из самых тяжелых потрясений для ребенка в подростковом возрасте. Как и любое другое явление, развод супругов влечет за собой, как положительные стороны, так и отрицательные. Начиная с положительных, можно сказать о том, что бывает семьи заходят в тупик из-за деструктивных процессов между супругами. И в этом случае ради общего блага лучше развестись. И нужно учесть тот факт, что дети из неблагополучных семей с негативным психологическим климатом чувствуют себя в разы хуже, чем дети в разведенных семьях. А если рассматривать с отрицательной стороны, то определенно развод наносит вред в первую очередь семье, обществу. Процесс восстановления после развода достаточно сложен, как и для родителей так и для ребенка.
Существуют факторы, от которых зависит, насколько сильно развод родителей повлияет на личность подростка - поведение родителей, климат в семье, переживания родителей, наличие или отсутствие заботы по отношению к ребенку до и после распада семьи, обстоятельства и причины развода, степень вовлеченности ребенка в конфликт между родителями, вопрос об опеке.
Подростки, пережившие развод родителей подвержены большему риску столкнуться с психологическими проблемами, чем подростки, растущие в полных семьях. Теплота отношений, стиль родительской опеки, климат в семье оцениваются более позитивно подростками, которые не сталкивались с разводом родителей.
Многие факторы связаны с конфликтом. Включая частые споры с родителями, конфликты между супругами и т.п., все это оказывает негативное влияние на подростков. Многие подростки страдают от долговременных последствий напряженной ситуации в семье перед разводом и сопровождающих проблем, таких как агрессия родителей, по отношению друг другу, ухудшение отношений между детьми и родителями, недостаток внимания. Эти проблемы сопровождаются стрессом после развода и сложными отношениями между родителями.
Расставание подростка с одним из родителей увеличивает вероятность возникновения у ребенка психических и личностных проблем, повышается склонность к самоубийству, алкогольной и наркотической зависимости, утрате чувства собственного достоинства и занижению оценки собственных способностей. Также у подростка может вырабатываться негативное отношение к родителям и необходимость в консультации психолога или психиатра.
1. Аксенов М. М., Авдеенок Л. Н. Психология развития личности и поведения детей в семьях разводящихся родителей / М. М. Аксенов, Л. Н. Авдеенок // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 5. – с. 124 – 128
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва: «Наука», 1994. 133 - 134 с.
3. Андреева Т.В. Семейная психология - М., 1994. 258 с.
4. Ахронз А.А. После развода: как справиться с проблемами и вновь вступить в брак. 2004. (США). 23 с.
5. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка / Л.С. Выготский. Собр. соч.: Т. 4. – Москва: Знание, 1984. – С. 220-242.
6. Голиков Н.А. Качество жизни учащейся молодежи: социальные механизмы управления и оптимизации // Теория и практика общественного развития. – 2011. - №2. – С. 60 – 64
7. Голиков Н.А. Комплексная реабилитация учащихся в условиях полифункционального образовательного учреждения. Тюмень: ТГУ, 2003
8. Данилова М. В., Трофимова В. В. Проблема детской тревожности в условиях семейного неблагополучия // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 901-904.
9. Дементьева В.Н. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования - 2001. - №11. - С.108-118.
10. Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция / Е.Г. Дозорцева. – Москва: Генезис, 2006. – 128 с.
11. Дружинин В.Н. Психология семьи - Екатеринбург, 2000. 340 с.
12. Зритнева Е.И. Семьеведение: учебное пособие – Владос, 2005. 115 с.
13. Зубкова Т.С., Лунякова Л.Г. Неполные семьи. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: Уч. пособ. студ. - М., 2003. 75-80 с.
14. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб., 2001. С. 55-81, 96-97.
15. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: [учебное пособие] / О.А. Карабанова. – Москва: Гардарики, 2005. – 320 с.
16. Ковалев А.Г. Принципы и методы изучения личности школьника. // Ученые записи ЛГПИ им. Герцена 1962. - 232с.
17. Коджаспиров А.Ю. Деятельность специалиста по выявлению и профилактике суицидальных тенденций у подростков: методы и средства, Психология обучения. 2017. № 11. С. 140-149.
18. Костенко М.А. Помогая неполной отцовской семье. // Отечественный журнал социальной работы. – 2002. - №1. –С.11-13.
19. Кочарян А.С. Психология переживаний: учеб.пособие / А.С. Кочарян, А.М. Лисеная. – Харьков, 2011. – 215 с.
20. Марла Бет Исааке Трудный развод: терапия детей и родителей, 2002, (США). 22 с.
21. Навайтис Г. Муж, жена и психолог. // Социологические исследования. 1995. № 4 - С. 131 – 136
22. Некрасова О.В. Психолого-педагогические условия развития адаптивных отношений матери и подростка в семье после развода: дис. ... канд. психолог.наук : 19.00.07 / О.В.Некрасова - Тамбов, 2006. - 221 с.
23. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. ЗинкевичКуземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Изд-во Речь, 2006 – 360 с.
24. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
25. Савинов, Л.И., Камышова, Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. / Л.И. Савинов, Е.В. Камышова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и др.", 2008. - 260 с.
26. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб.: Ювента, 1999. - 281 с. 20
27. Сборникк Белстата «Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь». – Минск, 2019 с.264
28. Фомина, Л. Ю. Влияние развода родителей на личность подростка / Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2008. – Т. 1. – № 1-2. – с. 63 – 66.
29. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 672 с.
30. Якушенко Е.Г. Клинико-психологические особенности подростков разведенных родителей: дис.канд. психол.наук:19.00.04/Е.Г. Якушенко.-С-Петерб.,2008-186с.