ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА К АЛКОГОЛИЗМУ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА ИЗ СЕМЬИ, СТРАДАЮЩЕЙ АЛКОГОЛИЗМОМ
1.2 ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛИЗМА РОДИТЕЛЕЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К АЛКОГОЛИЗМУ
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА К АЛКОГОЛИЗМУ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 ОПИСАНИЕ ХОДА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, СТРАДАЮЩИМ АЛКОГОЛИЗМОМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Семейный алкоголизм в нашем государстве, как и большинство социальных проблем, носит системный характер, затрагивая все стороны жизни человека. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение и связанные с ними проблемы в настоящее время относятся к числу наиболее распространенных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, и даже превосходят их в экономическом и социальном плане. Проблема алкоголизма, особенно среди подростков, является актуальной и одной из самых серьезных социальных и педагогических проблем современности.
В настоящее время особую озабоченность вызывает проблема семейного алкоголизма. Дети первыми страдают от злоупотребления алкоголем со стороны родителей. Зачатие в состоянии алкогольного опьянения имеет негативные последствия, а употребление алкоголя матерью во время беременности приводит к различным порокам развития во многих органах и системах организма ребенка. Особенно часто встречаются нарушения центральной нервной системы. Кроме того, в семейном алкоголизме умственная отсталость часто сочетается с тяжелыми нарушениями внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы.
Неблагоприятное воздействие родительского алкоголизма на детей не ограничивается биологическими отклонениями. Семейный алкоголизм образует комплекс негативных макросоциальных воздействий на ребенка. Поэтому даже в том случае, когда организм относительно хорошо созревает, проблема социального отсева таких детей становится острой. Эмоциональные и личные отклонения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальную адаптацию в целом.
В свою очередь, социальная дезодопуляция является мощным неблагоприятным фактором, усугубляющим личностные и поведенческие нарушения. Она способствует формированию устойчивых психопатических состояний и асоциальных форм поведения. В этой связи особенно важной становится своевременная и целенаправленная работа с такими детьми. К сожалению, опыт показывает, что учителя, как в массовых школах, так и в специализированных, недостаточно осведомлены о специфических трудностях воспитания и обучения детей из алкогольных семей. Поэтому представляется необходимым более детально изучить типичные нарушения психического и личностного развития детей алкоголиков, чтобы в дальнейшем использовать полученные результаты для совершенствования методов коррекции и воспитания таких детей.
Сегодня вопросы, связанные с проблемой отношения детей подросткового возраста к алкоголизму родителей и путями ее решения, изучаются и освящаются специалистами в различных областях и сферах, начиная от медицинских работников и заканчивая правоохранительными органами и Президентом. Исходя из того, такая проблема является системной и многоуровневой, она решается медицинскими, социальными работниками, психологами, социальными педагогами и, конечно же, законодательными и исполнительными органами.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА К АЛКОГОЛИЗМУ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Психологические особенности подростка из семьи, страдающей алкоголизмом
Категорию «отношение» сегодня, в начале второго десятилетия нового века, следует признавать вновь востребованной темой в современных психологических исследованиях. В связи с этим отношение выводится за пределы ограничений частной темы в рамках общей психологии и в широкой совокупности теоретических взглядов, прикладных и эмпирических изысканий отечественных и зарубежных психологов различных направлений и школ обретает свою целостность и глубину. Поэтому, анализируя данной понятие, можно рассмотреть, что представляет собой в отечественной психологии понятие «отношение».
Понятие «отношения» наиболее полно было изучено и описано В.Н. Мясищевым, который выделил им роль важнейшей категории для описания и понимания сущности человека в психологии. В.Н. Мясищев утверждал, что «исходя из того, что понятие отношений не сводится к другим и не разлагается на других, мы должны признать, что оно представляет собой самостоятельный класс психологических понятий».
Описывая сущность понятия «отношения» в психологии, В.Н. Мясищев определил его психологический смысл как одну из форм отражения субъекта внешнего мира. Личность человека формирует отношения как результат рефлексии на сознательном уровне объективно существующих отношений общества. Личность развивается и функционирует в обществе на уровне различных микро- и макросистем, формирующих его потребности и интересы, во многом зависящие от особенностей нервной системы субъекта. Результатом является своеобразная «субъективная призма», через которую человек воспринимает воздействия, направленные на него извне [16, с. 132].
В отношении человека к различным сторонам действительности различают объективный и субъективный аспекты. Объективные отношения, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности, и субъективное отражение этих отношений в виде мыслей, чувств и оценок, составляют два генетически связанных слоя отношений. При этом субъективный аспект отношений находится внутри реальных жизненных отношений человека, а не выступает их оценкой, а реальные (объективные) отношения, в свою очередь, определяют содержательный контекст формирования субъективных отношений. Субъективная реальность человека выступает не только отражением, но и внутренним содержанием его реальных отношений.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА К АЛКОГОЛИЗМУ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Организация и методы проведения исследования
Цель данной курсовой работы является изучить аспекты отношения детей подросткового возраста к алкоголизму родителей. Исходя из этого, было проведено опытно-экспериментальное исследование, которое осуществлялось в виде анкетного опроса подростков, целью которого являлось исследование отношения детей подросткового возраста к алкоголизму.
Выборка: в исследовании принимало участие 20 подростков в возрасте 15-17 лет из неблагополучных семей, родители которых страдают алкоголизмом.
На первом этапе, чтобы определить уровень знаний несовершеннолетних об алкогольной зависимости, мы провели опрос. Анкета состояла из 13 вопросов и была составлена по методике А.Н. Маюрова. Также был проведен опросник для определения уровня алкогольной зависимости, состоящий из 15 вопросов, с использованием того же метода.
2.2 Описание хода исследования
Рассмотрим этот методологический материал.
Анкета № 1: «Определение уровня знаний об алкогольной зависимости».
Цель: определить уровень знаний об алкогольной зависимости среди несовершеннолетних.
Интерпретация результатов:
0-8 – Низкий уровень знаний (необходимо антиалкогольное просвещение).
8-20 – Средний уровень (рекомендуется антиалкогольное просвещение).
20-26 – Высокий уровень (антиалкогольное просвещение не обязательно).
Анкета № 2: «Определение уровня алкогольной зависимости».
Анкета для определения уровня алкогольной зависимости состоит из 15 вопросов, на которые следует ответить «да» или «нет». Ответы с помощью ключа преобразуются в баллы и суммируются.
Цель: определить уровень формирования алкогольной зависимости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы по теме нашего исследования позволил нам прийти к следующим выводам:
Алкоголизм – это сложная медицинская и социальная проблема. Воздействие как острой, так и хронической алкогольной интоксикации на человеческое здоровье человека считается достаточно важной и не полностью решенной проблемой медицинской науки в наше время. Алкоголь поражает все органы нашего тела и все системы, что может привести к преждевременному старению и инвалидности несовершеннолетних. Выделяются разнообразные классификации алкоголизма и пьянства, которые были разработаны на основе клинических, психологических, правовых и других критериев.
Алкоголизм среди родителей является одним из самых сильных негативных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка. Он может быть фатальным не только при зачатии и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Неблагоприятное социальное влияние алкоголизма родителей на развитие детей связано, прежде всего, с нарушением отношений между ними. Любой член семьи, проживающий рядом с лицом, страдающим алкоголизмом, находится в состоянии психического стресса. Особенно сложная психологическая ситуация складывается в семье, где мать больна алкоголизмом.
Профилактика алкогольной зависимости – это совокупность психических методов и приемов формирования отрицательного отношения к вредным привычкам. А также это эффективные методы формирования такой жизненной и личной ориентации, которая сводит к минимуму возможность тяги к алкоголю. Потребность в дифференцированной деятельности с несовершеннолетними, построение профилактической работы с учетом общественно-психологического, возрастного и полового своеобразия детей приводит к решению таких целей, как ранняя диагностика факторов риска развития алкоголизма, обеспечение роста, защитные факторы и ослабление мониторинга, выявление групп риска среди детей. Меры по предупреждению злоупотребления алкоголем должны ориентироваться на развитие у человека способностей противостоять соблазну алкоголя, увеличение сведений о возможных последствиях потребления алкоголя и усиление негативного отношения к нему в сознании человека. В то же время такая работа предполагает повышение общественно-психологической компетенции человека в межличностных отношениях, образование самодостаточности, самореализации и настойчивости в противодействии давлению окружающих вокруг употребления алкогольных напитков.
Анализ результатов исследования показал, что большинство несовершеннолетних в возрасте 15–16 лет хотя бы раз употребляли алкоголь, в связи с чем они рискуют стать зависимыми.
1. Ахмерова, С. Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях / С. Г. Ахмерова. – Уфа, БИРО, 2005. – 230 с.
2. Бабинцев, В. П. Региональные органы власти и проблемы реализации государственной молодежной политики / В. П. Бабинцев // Молодежная политика: информационный бюллетень. – 2014. – № 96-100. – С.65.
3. Бенюмов, В. М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков / В. М. Бенюмов и др. – М. : Просвещение, 2003. – 123 с.
4. Борисевич, В. Н. Исследовательская работа социального педагога / А. Р. Борисевич, В. Н. Пунчик. – Минск : Красико-Принт, 2008. – 128 с.
5. Воронецкая, Л. Н. Здоровый я – здоровая страна / сост. Л. Н. Воронецкая, Е. А. Попок. – Минск : Красико-Принт, 2008. – 128 с.
6. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / М. А. Галагузова. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 416 с.
7. Гарифуллин, P. P. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей / Р. Р. Гарифуллин – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 317 с.
8. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А. В. Гоголева. – М. : Издательство НПО МОДЭК, 2003. – 240 с.
9. Грицанов, А. А. «Алкоголь» – энциклопедия «Социология» / А.А. Грицанов. – Мн., 2003. – 1312 с.
10. Еникеева, Д. Д. Популярная психиатрия / Д. Д. Еникеева. – М.: Аст-Пресс, 2006. – 528 с.
11. Змановская, Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. – М.: Академия, 2003. – 564 с.
12. Кажарская, С. Г. Аддиктивное поведение подростков / сост. С. Г. Кажарская. – Минск : Красико-Принт, 2008. –128 с.
13. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: учебное пособие / В. Т. Кондрашенко, С. А. Игумнов. – Минск : Аверсэв, 2004. – 365 с.
14. Коробкина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи / З. В. Коробкина. – М., 2008. – 192 с.
15. Кузнецов, В. Н. Социология молодёжи / В. Н. Кузнецов. – Москва.: УИЦ «Гардарики», 2005. – 335 с.
16. Криволап, Н. С. В помощь социальному педагогу / сост. Н. С. Криволап. – Минск : Красико-Принт, 2006. – 128 с.
17. Левко, А. И. Социальная педагогика / А. И. Левко – Минск : УП «ИВЦ Минфина», 2003. – 341 с.
18. Лисицын, Ю. П. Алкоголизм : (Медико-социальные аспекты) Руководство для врачей / Ю. П. Лисицын, П. И. Свиридов. – М. : Медицина, 1990. – 527 с.
19. Люсько, Е. М. Школа здоровья / Е. М. Люсько, Ю. А. Лежнёва. – Минск : Красико-Принт, 2006. – 176 с.
20. Маюров, А. Н. Антиалкогольное воспитание / А. Н. Маюров. – М.: Просвещение, 2007. – 189 с.
21. Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших учебных заведений / Ф. А. Мустаева – М. : Академический проект; Екатеринбург Деловая книга, 2002. – 416 с.
22. Наумчик, В. Н. Социальная педагогика: проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент: пособие для учителей, воспитателей, студентов и так далее. высш. учеб. заведение / В. Н. Наумчик, М. А. Паздников. – Минск : Адук. и вых., 2005. – 400 с.
23. Сирота, Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Акадамия», 2007. – 176 с.
24. Степанов, В. Г. Психология трудных подростков: учеб. пособие для студ. высш. педаг. учеб. заведений / В. Г. Степанов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2006. – 336 с.
25. Фалькович, Т. А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы / Т. А. Фалькович. – М. : ВАКО, 2007. – 256 с.
26. Хомик, В. С. Отношение ко времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклонение поведения / В. С. Хомик, А. А. Кроник // Вопросы психологии. – 2004. – №1. – С. 98-106.
27. Шипицына, Е. И. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей: Изд. 2-е, перераб. и доп. / Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 330 с.
28. Ягодинский, В. И. Уберечь от дурмана / В. И. Ягодинский. – М., 2005. – 282 с.
29. Ягодинский, В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя / В. И. Ягодинский. – М. : Просвещение, 2006. – 287 с.