Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения мотивационной сферы младших школьников, которые занимаются музыкой
1.1 Мотивация как психологическая категория
1.2 Учебная мотивация как частный вид мотивации
1.3 Мотивационная сфера младшего школьника, который занимается музыкой
Глава 2 Эмпирическое исследование мотивационной сферы детей младшего школьного возраста, занимающихся музыкой
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Изучение мотивации образовательной деятельности является одним из важнейших направлений психологии. Известно, что в конце младшего школьного возраста мотивация к учебе значительно снижается. Это препятствует дальнейшему развитию полноценной образовательной деятельности, а также противоречит естественному ходу развития познавательных потребностей и интересов в детстве.
Очевидно, что человек без желания, по крайней мере без стимула, не сможет учиться полностью. В то же время важно знать, какие мотивы и другие составляющие мотивационной сферы способствуют наибольшему успеху в обучении. Это необходимо для возможности целенаправленного формирования учебной мотивации.
Психологическое изучение мотивации и ее возникновение являются двумя сторонами одного и того же процесса обучения мотивационной сфере целостного личности ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее непосредственного развития для каждого учащегося и класса в целом.
Результаты исследования становятся основой для планирования учебного процесса. В то же время новые резервы раскрываются в процессе мотивационного образования, поэтому в процессе обучения проводятся реальные исследования и диагностика.
Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. Это означает, что в реальной работе учителя обучение и формирование мотивации неразрывно связаны.
Глава 1 Теоретические основы изучения мотивационной сферы младших школьников, которые занимаются музыкой
1.1 Мотивация как психологическая категория
Мотивация является одной из основных проблем отечественной и зарубежной психологии. Ее значение для развития современной психологии связано с источником человеческой активности, мотивирующей силой его деятельности и анализом поведения.
Ответ на вопрос, что побуждает человека действовать, каков мотив его действий, является основой для ее правильного толкования. «Когда люди общаются друг с другом, возникает первый вопрос о мотивах и мотивациях, побуждающих их общаться с другими людьми, а также о целях, которые они ставят для себя более или менее осознанно» [9, с. 13]. Обычно мотив определяет, стимулирует и заставляет человека выполнять действие, включенное в деятельность, определяемую этим мотивом.
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходив к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, Ж. Нюттен, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, П. Фресс, В.Э. Чудновский, П.М. Якобсон и др.).
Важно подчеркнуть, что важнейшим методологическим принципом, определяющим изучение мотивационного направления в отечественной психологии, является правило единства динамического (энергетического) и содержательного аспектов мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д.
Глава 2 Эмпирическое исследование мотивационной сферы детей младшего школьного возраста, занимающихся музыкой
2.1 Организация и методика исследования
С целью исследования особенностей мотивационной сферы детей младшего школьного возраста, занимающихся музыкой, было проведено экспериментальное исследование.
Объект исследования: мотивационная сфера личности.
Предмет исследования: особенностей мотивационной сферы младших школьников, занимающихся музыкой.
Выборка исследования. В исследовании приняло участие 60 учащихся, которые занимаются музыкой. 30 младших школьников и 30 подростков.
База исследования:
В ходе исследования были использована методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса (Тест/Опросник Т Элерса для изучения мотивации достижения успеха).
Описание теста Элерса (методика успеха). При диагностировании человека для определения мотивации успеха Элерс начинал с позиции: человек с преобладающей мотивацией успеха предпочитает средний или низкий риск. Значит имеет тенденцию избегать высокого риска. С сильной мотивацией, чтобы добиться успеха, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху, но такие люди упорно трудятся, чтобы добиться успеха и стремиться к успеху.
Исследование мотивации достижения было начато в середине 20-го века Д. С. Мак-Клелландом, который смог определить качественные индивидуальные различия в проявлении мотивации достижения, используя известный тематический апперцептивный тест (ТАТ). Основные алгоритмы решения проблем поведения для достижения успеха и предотвращения неудач разрабатываются в возрасте от трех до тринадцати лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный регулятор жизни человека на нескольких уровнях - его поведение, его активность. Наивысший уровень этого регулирования – сознательно-волевой.
Учебная мотивация определяется как определенный тип мотивации, который содержится в определенной деятельности - в данном случае учебная деятельность. В младшем школьном возрасте основным видом деятельности является обучение, которое знакомит ребенка с достижениями человеческой культуры и включает в себя знания и навыки, приобретенные предыдущими поколениями.
Младший школьный возраст характеризуется первичной вовлеченностью ребенка в образовательную деятельность, в данном случае овладением видами образовательной деятельности музыкальной школы. Желание учиться означает формирование отношения к школе, к учению, познанию как радости открытия для себя мира музыки, вхождение в этот новый мир. Это готовность к новым задачам, обязанностям, надеждам на новое.
Интерес к музыке - основа мотивации молодого ученика. Преодоление трудностей образовательной деятельности является важнейшей предпосылкой для возникновения интереса.
При разработке мотива к успеху необходимо учитывать как самооценку, так и притязания учеников. Уровень притязаний отражает уровень уверенности в себе и оценки способности достичь ожидаемых результатов в будущей деятельности.
Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и процессом учебной деятельности. Это также мотив для их роста, самосовершенствования и развития навыков. Когда ребенок счастлив в процессе обучения, что он чему-то научился, понял и усвоил, это означает, что у него развивается мотивация, соответствующая структуре образовательной деятельности.
1. Алфеева, Е.В. Изучение мотивов учения и отношения младших школьников к учебной деятельности / Е.В. Алфеева // Вестник Курганского государственного университета. Серия: психофизиология, психология и медицина. – 2014. – №1(3). – С. 59-62.
2. Архиреева, Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Т.В.Архиреева. – 2015. – Т. 11 – №2. – С. 38-47.
3. Бадмаева, Н. Ц. Мотивационная основа развития общих умственных способностей : автореф. дис. ... доктора психол. наук : 19.00.01 / Н. Ц. Бадмаева. - Новосибирск, 2006. - 110 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
5. Братчикова, Ю.В. Особенности учебной мотивации школьников / Ю.В.Братчикова, А.Д.Ломова // Личность в современном мире сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет; Институт психологии; Ответственный редактор Н.С. Белоусова. – 2014. – С. 67-70.
6. Бывшева, М.В. Мотивация к учению у младшего школьника: истоки субъектности / М.В. Бывшева //Начальная школа плюс До и После. – 2014.– №1. – С. 14-19.
7. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л.Венгер, Г.А. Цукерман.-М.: Владос, 2007. — 160 с.
8. Дядинчук, Т. Г. Познавательный интерес как средство обучения младших школьников Текст/ Т. Г. Дядинчук // Молодой ученый. — 2014 – №4. – С. 954– 956.
9. Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников Текст/ Н.В. Елфимова. – М.: Владос, 2009 – С. 13
10. Забрамная, С. Неуспеваемость как она есть / С. Забрамная // Школьный психолог. – 1999. – № 3. – С.10-19.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2004 – 384 с.
12. Королёва, В. Стиль педагогической деятельности и мотивация младших школьников / В. Королёва, О. Булатова, М. Королёв. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 170 c.
13. Мищенко, Л.В. Учебная мотивация младших школьников в системном исследовании их индивидуальности с позиций пола и гендера Текст/ Л.В. Мищенко, А.С. Войтов // Психология обучения. – 2013. – № 3. – С. 4–28
14. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб : Питер, 2002. – 360 с.
15. Соколова, Н. Не хочу учиться, хочу жениться! / Н. Соколова // Семейная психология. – 2003. – № 13. – С.6-12.
16. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 1996. - 310 с.
17. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х.Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001. – 240 с
18. Шагивалеева Г.Р. Изучение мотивации учебной деятельности младших школьников / Г.Р.Шагивалеева, С.Ф.Хазиева // Международный журнал экспериментального образования. 2014. – №6-1. – С. 104-105
19. Шевырева, Т.П. Формирование положительной мотивации учащихся в начальной школе / Т.П.Шевырева // Творческое наследие А.С.Посникова и современность. 2015 – №9. – С. 177-18.
20. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д. Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП, 2006. – 304 с.
21. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. – М. : Мысль, 1969. - 250 с.
22. Якунин, В. А. Педагогическая психология / А. П. Якунин. – СПб. : Питер, 1998. – 420 с.