Введение
1. Межличностные конфликты, проблемы межличностных конфликтов семьи
1.1. Понятие конфликт психологической литературы
1.2. Характеристика малой группы "семья"
1.3. Способы разрешения преодоления конфликтов в трудах отечественных психологов
2. Эмпирическое исследование изучения особенности межличностных конфликтов в семейных отношениях
2.1. Описание методик
2.2. Результаты эмпирического исследования
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность. В современном обществе одной из самых главных проблем является поддержка психического состояния семьи, которая должна определять ее способность и готовность справляться с трудностями, с которыми она сталкивается. Исследования К. Витека К. и В. Будаховой, показывают на то, как влияют семейные конфликты на удовлетворенность супругов семейной жизнью, взаимоотношения между членами семьи и психологический климат в общем. Семейные конфликты в семье, как правило заканчиваются разводами супругов, так как они не могут разрешить конструктивно спор, не умеют слушать и слышать друг друга, уходят от конфликтов. Большинство супругов испытывают трудности в разрешении семейных конфликтов, в низком уровне осознания причины конфликтов, обладают несогласованностью личных притязаний, ожиданий в браке и способны давать негативную оценку личностных качеств супруга.
Наиболее частыми и значимыми психологическими проблемами современных семей, по мнению ученых являются следующие: чувства агрессии и ненависти, финансовые проблемы, отсутствие единой цели, ценностей семьи, отсутствие общения и совместного досуга, супружеская неверность, асоциальные и адиктивные формы поведения супругов.
Семейные конфликты в семейной системе подразделяются между: родителями и детьми, супругами, супругами и родителями одного из супругов, бабушками (дедушками) и внуками.
Как правило, основной причиной бракоразводного процесса являются семейные конфликты. По результатам исследований статистических данных процентное соотношение разводов из - за семейных конфликтов насчитывается 85 - 90 % от общего числа разводов. Только 10 – 15 % белорусов расходятся мирно [3, с.15].
Возникновение семейных конфликтов связано с неудовлетворенностью и взаимностью индивидуальных потребностей членов семьи. Чаще всего семейные конфликты отличаются повышенной эмоциональностью, временными границами протекания конфликтного процесса, процесс которого нарастает до максимума, и определяется как эскалация конфликта.
С целью выявления основных причин семейных конфликтов были проанализированы исследования отечественных и зарубежных ученых. Данными причинами являются следующие:
1. Адиктивное поведение одного из супругов ( алкоголь, наркотики и т.д.) способствует распаду браков примерно на 40 %.
2. Материальные проблемы семью (отсутствие жилья, материальных благ) разрушает примерно 15 % семей.
3. Влияние на семейную ситуацию родственниками – примерно 13 %.
4. Отсутствие детей и неудачные попытки завести детей могут разрушить 9% семей.
1. Межличностные конфликты, проблемы межличностных конфликтов семьи
1.1. Понятие конфликт психологической литературы
В психологии понятие «конфликт» используется достаточно широко. Конфликтом называют и межличностные проблемы, и внутриличностные переживания, и кризисные явления, и столкновение алгоритмов решения учебных задач обучающегося и др.
Н.В. Гришина рассматривает конфликт как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, при этом любая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами) [13, с.15].
Б. И. Хасан, один из известных российских исследователей конфликта, дает следующее понятие конфликта: «Конфликт – это такая форма взаимодействия, в которой действия не способны сосуществовать в неизменном виде. Они взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации». Вместе с тем каждый конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для собственного разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет» [13, с. 20].
Н. В. Гришина выделяет несколько типов поведенческого реагирования субъекта на трудную ситуацию. Первый активный тип реагирования на сложную ситуацию рассматривается как деятельная форма адаптации субъекта к сложной ситуации, активное преобразование среды. Данная активность может носить как конструктивный характер (повышение уровня поисковой деятельности, расширение возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи – в целом повышение эффективности деятельности и общения), так и деструктивный (дезорганизация деятельности, спонтанные и импульсивные поиски выхода, разрушительные действия по отношению к другому или самому себе, ухудшение функционирования, нервные вспышки, истерические реакции).
Второй пассивный тип поведения, деятельности и общения в сложной ситуации может быть реализован также в двух формах: приспособление и как уход из ситуации. Приспособление рассматривается как отказ от отстаивания интересов и целей, снижение уровня претензий, уступка обстоятельствам, снижение эффективности деятельности до уровня, который соответствует изменившимся условиям. Однако уход из ситуации реализуется в таких поведенческих проявлениях, как: избегание взаимодействия, отказ от выполнения задачи, уход в фантазии, употребление алкоголя, наркотиков и т.д
2. Эмпирическое исследование изучения особенности межличностных конфликтов в семейных отношениях
2.1. Описание методик
Целью нашего исследования было изучение уровня конфликтности и причин конфликтности в семьях.
Предполагается, согласно гипотезе, что конструктивное разрешение конфликтной ситуации зависит от правильно созданных психологических условий.
Задачами, способствующими реализации цели являются:
1. Подбор диагностического материала и последующая диагностика для исследования уровня и причин конфликтности в семьях.
2. Организация мероприятий, согласно психолого-педагогической программе, по созданию психологических условий разрешения конфликтов в семье.
3. Повторная психолого-педагогическая диагностика, направленная на анализ изменений после проведенного сопровождения.
В исследовании приняли участие две группы (контрольная и экспериментальная) по 10 семей каждая (40 человек), со стажем брака до пяти лет и возрастом супругов не старше 30 лет. Для выявления соответствия этим критериям у семей спрашивали стаж брака и возраст супругов.
В данных исследованиях, для выборки мы изучали супружеские конфликты, как одной из составляющих семейных конфликтов.
Для изучения уровня и причин конфликтности в семьях нами были использованы три методики:
1. Тест «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» разработанный А.П. Емельяновым.
Данный тест разработан для исследования уровня конфликтности супругов, и способность к конструктивному взаимодействию в конфликте. Тест содержит 15 вопросов с балльной системой оценивания.
При интерпретации результатов, высчитывается общая сумма по баллам и определяется среднее значение.
При получении среднего значения в рамках от 4,5 до 5 баллов, то супруг(а) обладает высоким уровнем конструктивного взаимодействия и исключает способность быть конфликтным.
Если полученный результат от 4 до 4,5 баллов, то уровень конструктивного взаимодействия выше среднего. В данном случае необходимо пересмотреть позиции поведения.
Если полученный результат от 3 до 4 баллов, то уровень конструктивного взаимодействия является средним и, следовательно, вероятность конфликтов с супругом (супругой) достаточно высока.
При результатах ниже 3 баллов, уровень конструктивного взаимодействия- низкий и вероятность конфликта с супругом (супругой) очень высока [70].
1. Белоглазова, О.Н. Динамика переживания и проявления тревоги в условиях действия социальных факторов / О.Н. Белоглазова // Вестн. Челяб. государственного университета. Вып. 19, Психология. - 2010. - № 31(212). - С. 135-137.
2. Бим-Бад, Б.М., Гавров, С.Н. Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. / Б.М. Бим-Бад, С.Н. Гавров. — М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. — С. 34-47.
3. Васильева А.Н. Изучение гендерных отношений удовлетворенности браком в супружеских парах / А.Н. Васильева, Г.Р. Шагивалеева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. - № 3. – С. 38-39.
4. Велента Т.Ф. Характеристики межпоколенных границ в отношениях молодых супругов с родителями / Т.Ф. Велента // Журнал практического психолога. – 2011. - № 6 : Специальный выпуск к конференции « Психология и жизнь. Семейная психология». – С. 59-68.
5. Долгов Ю.Н. Вина и стыд как социальные чувства / Ю.Н. Долгов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.- 2013. - № 33.- С. 58-67.
6. Загртдинова З.Р. Удовлетворенность браком и общением в супружеской подсистеме / З.Р. Загртдинова, Н.И. Исмаилова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. - № 3. – С. 42-54.
7. Ипполитова Е.А. Образ семьи в представлениях молодых и зрелых мужчин и женщин в условиях интенсивных социальных изменений / Е.А. Ипполитова // Молодой ученый. — 2011. — № 11. – Т.2. – С. 70-74.
8. Ковалѐва Ю.В. Совместная регуляция поведения супругов на различных этапах жизненного цикла семьи / Ю.В. Ковалѐва // Психологический журнал. – 2012. - № 5. С. 50-70.
9. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними: учеб.пособие / Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская. – СПб. :Речь, 2005. – 239 с.
10. Левкович В.П. Роль родительской семьи во взаимоотношениях молодых супругов / В.П. Левкович // Психологический журнал. – 2008. - № 3. – С. 41-47.
11. Маленова, А.Ю. Особенности отношений и совладающего поведения молодых женщин, имеющих и не имеющих детей, в семьях патрилокального типа / А.Ю. Маленова, Н.Ю. Стадниченко // Вестн. Омского университета. Сер. Психология. - 2011. - № 1. - С. 18-26.
12. Мягкова М.А. Психологические типы одиноких матерей / М.А. Мягкова // Педагогическое образование в России. – 2012. - № 6. – С. 194198.
13. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
14. Олиферович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олиферович,
15. Т.А. Зинкевич-Куземкина. – СПб. : Речь, 2007. – 360 с.
16. Психология семьи: хрестоматия/ ред.- сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2007. – 749 с.
17. Романова Е.В. Влияние опыта взаимоотношений в родительской семье на формирование супружеских отношений и удовлетворенность браком / Е.В. Романова, А.С. Щербакова // Вестн. Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, Психология. Социология. Педагогика. – 2011. - № 3. – С.121-128.
18. Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А. А. Реана. - М.: ACT, 2010. – 576 с.
19. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.Г. Силяева. - М. : Из-во Академия, 2002. - 192 с.
20. Сопун, С.М. Психологическая совместимость супружеской пары и удовлетворѐнность браком / С.М. Сопун, А.Г. Лидере // Сибирский психологический журнал. – 2007. - № 25. – С. 156-163.
21. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / Пер. с англ.- М.: Когнито-Центр, 2012. - 496 с.
22. Шнейдер, Л.Б Семейная психология: Учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. – М. : Деловая книга, 2007. – 736 с.
23. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Б. Шнейдер. — М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
24. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб. : Питер, 2008. - 672 с.
25. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учеб.пособ. для врачей и психологов./ Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. - СПб.: Речь, 2003. - 336 с.